Татьяна Грибанова Мастер

Энни Лейбовиц - живая легенда. Почему её любят звёзды? Часть 2

В 1989 году писательнице Сьюзан Зонтаг потребовалась фотография для обложки книги «СПИД и его метафоры», и хотя она сама написала несколько книг по фотоискусству, она обратилась к Энни Лейбовиц. Так состоялось знакомство, которое повлияло на жизнь каждой.

Несмотря на сплетни и предрассудки, они счастливо прожили вместе 16 лет. Писательница стала верным другом, союзником и критиком Энни. «Ты хороша, но можешь быть еще лучше», — говорила Сьюзан, подстегивая Энни. И та работала больше и больше. Сейчас она говорит, что без Сьюзан многие ее проекты не были бы реализованы.

В 1993 году Энни по совету Сьюзан отправляется в Сараево во время военных действий. Там она сделала одну из своих самых жутких и печальных фотографий «Велосипед мальчика убитого снайпером». «Я ехала фотографировать, вдруг раздался выстрел и прямо перед машиной упал мальчик на велосипеде. Мы повезли его в госпиталь, но он скончался по дороге», — с горечью вспоминала она.

В 1999 году Зонтаг и Лейбовиц выпустили книгу «Женщины», которая по сей день считается в Америке, да и во всем мире, бестселлером. «Это для людей, которые похожи на меня саму в начале карьеры. Для людей, которые интересуются фотографией, но не уверены, что именно делать со своим увлечением».

Сьюзан Зонтаг (фото: Энни Лейбовиц) В книге около двухсот фотографий женщин разных национальностей, вероисповеданий, возрастов, разного цвета кожи. Простые женщины и знаменитые, красивые и очень красивые… У Энни не бывает некрасивых женщин. Она вообще умеет сочувствовать женщинам. К примеру, фото с Мерил Стрип — Мерил в простой белой рубашке и… такое же простое белое лицо под толстым слоем краски. Растянутая пальцами кожа и взгляд, полный затаенной боли, словно рассказывающий о том, как тяжело видеть любой женщине свое уставшее, изможденное лицо…

В конце 2004 года Сьюзен в возрасте 71 года умерла от лейкемии. Пресса называла и называет ее «партнером» Лейбовиц. Но Энни не любит этого слова. «Мы помогали друг другу жить. Романтичнее и правильнее, когда нас называют „любовниками“. Я искренна — я любила Сьюзан. У меня нет с этим проблем. Для меня проблема, когда нас называют партнерами — это похоже на союз двух стареньких леди».

После смерти Сьюзан у Энни были крупные финансовые неприятности, поскольку она вынуждена была выплачивать огромные налоги на наследство. И тут дело даже не в том, что она всегда жила с размахом, хотя это не секрет. О реальной причине ее проблем предпочитают не говорить. А причина такова — если бы они состояли в браке, Энни не должна была бы платить. Представьте, что после смерти любимого человека, вы должны заплатить половину стоимости своего дома, чтобы продолжать в нем жить. Подобное случается со многими гомосексуальными парами, ибо они не имеют равных прав с гетеросексуальными парами.

В 59-летнем возрасте знаменитая на весь мир фотограф была вынуждена обратиться в компанию, которая ссужает деньги под заклад произведений искусства. Энни одолжила 24 миллиона долларов под залог домов и всех прав на свои фотографии.

К счастью, путешествующая выставка ее работ приносит ей неплохой доход, плюс несколько дорогостоящих контрактов. В конце концов, после судебного иска компании, после всех тяжб, Энни сообщила, что достигла соглашения с компанией и смогла вернуть себе права на свои фото и имущество.

Когда в октябре 2001 года 51-летняя Энни стала матерью, никто и не догадывался о том, кто был отцом девочки. Лишь после смерти Сьюзан Энни рассказала, что отцом ее ребенка стал писатель Дэвид Рифф — единственный сын ее покойной подруги. В 2005 году Энни стала матерью еще двух ребятишек, которых выносила суррогатная мать. Дети занимают почти все ее время, но она находит время и для любимой работы.

Ее последняя книга «Жизнь фотографа: 1990−2005» содержит более двухсот личных черно-белых фотографий. «У меня только одна жизнь и все мои фотографии — очень личные и сделанные по заданию — часть этой жизни», — написала она в предисловии. «Книга обязана своим рождением моему горю», — признавалась Энни, имея в виду смерть Сьюзан и своего отца, который умер в 2005. «Я попыталась сделать такой выбор фотографий, который могла бы одобрить Сьюзан».

В книге, как всегда, контраст и видна открытая душа в объективе фотокамеры, на этот раз душа автора.

Энни Лейбовиц по праву считается одним из наиболее талантливых фотографов. Выставки ее работ проходят по всему миру. Библиотека Конгресса наградила Энни Лейбовиц званием Живой легенды. Она является обладательницей Почетной медали Международного центра фотографии.

«Надеюсь, я умру, снимая», — говорит Энни. А я надеюсь, что она еще не раз восхитит мир очередными шедеврами…

Обновлено 5.06.2015
Статья размещена на сайте 21.01.2010

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: