• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Владимир Рогоза Грандмастер

Князь Феодор Смоленский (Черный). Как зять хана Золотой орды стал русским святым?

18 (5 по ст. ст.) марта Русская православная церковь почитает память святого благоверного князя Феодора Смоленского (Черного) и его чад Давида и Константина. Всего же в русском православии канонизировано порядка пятидесяти князей, причем практически все они возведены в ранг святых в период золотоордынского ига.

Любопытно, что об отдельных святых князьях даже в летописях нет упоминаний, а их жития составлялись через многие десятилетия после их кончины. Естественно, что описания их жизни во многом мифологизированы. В этом отношении Федору Смоленскому «повезло», в исторических документах сохранилось много упоминаний о различных этапах его бурной жизни.

К чести монаха Антония, составлявшего в XV веке первое житие святого Федора, он постарался отразить основные моменты далеко не безгрешного жизненного пути князя. Правда, при этом он старательно упоминал, что князь отличался строгой нравственностью и благочестием, всегда покровительствовал православию, строил церкви, раздавал милостыню сирым и убогим, а перед смертью принародно покаялся во всех своих грехах.

Обоснование святости князя оставим богословам. Мы же посмотрим на Феодора Смоленского, с именем которого связаны многие интересные события на Руси, с точки зрения истории.

Дата рождения Федора неизвестна. Он появился на свет в семье смоленского князя Ростислава Мстиславича примерно в 1240 году. После смерти отца получил от братьев в княжение небольшой и бедный городок Можайск, который явно не вписывался в честолюбивые планы Федора. Возможность значительно подняться в «княжеском рейтинге» появилась у него после смерти князя Василия Ростовского и его брата Константина, державших стол в Ярославле. Сыновей после умерших князей не осталось, и княжество взяла в свои руки вдова Василия, которой помогали бояре.

В надежде жениться на княжеской дочери Анастасии (по другим источникам — Марии), Федор отправился в Ярославль. В столицу княжества он приехал в качестве служилого князя, а уже на месте, завоевав расположение княгини Ксении и бояр, смог решить вопрос о свадьбе. Произошло это после 1260 года. Реальную власть в Ярославле Федор, видимо, не получил, княгиня и бояре отвели ему всего лишь представительские функции. Поэтому, когда появилась возможность прославиться на ратном поприще и скопить деньжат, Федор этим воспользовался.

Сразу стоит упомянуть одну существенную деталь. В летописи Федор вошел с прозвищем Черный, по поводу которого некоторые историки выдвигают любопытную версию. Возможно, первоначально его прозвали Чермным — т. е. красивым. Он и на самом деле обладал истинно княжеской внешностью — был красив, высок и силен. А Черным он стал позднее, видимо, не без учета его реальных дел.

Примерно в 1266 году Федор отправился со своей дружиной в Сарай, столицу Золотой орды, к хану Менгу-Тимуру. Причем, в орду он приехал в качестве служилого князя, которому еще предстояло завоевать расположение хана. При дворе хана Федор быстро продвинулся. Менгу-Тимур обласкал и приблизил удачливого князя, участвовавшего в походах ханского войска. Благоволила к нему и ханша Джиджекхатунь, решившая женить Федора на своей дочери. Стоит отметить, что в этот период в орде было немало проблем, от неё откололся сильный хан Ногай, взявший под себя часть русских княжеств (южные и северо-восточные). Поэтому Менгу-Тимур старательно приближал к себе опытных и смелых военачальников.

Об этом периоде жизни Федора в житии читаем: «Царь (т. е. хан) же всегда повеле ему предстояти у себе и чашу от руки его приимаше, и три лета держаше его. Царица же мысляше дщерь свою вдати ему в жену». Тогда хан с Федором не породнился, так как тот решил вернуться в Ярославль. Возможно, к нему пришло известие о смерти жены.

В свое княжество Федор отправился только с дружиной, не заручившись ханской поддержкой. В Ярославль его просто не пустили. Если верить житию, то бояре «не приняша его во град, но рекоша ему: „Сей град княгини Ксении, и есть у нас князь Михайло“». Пока Федор был в орде, в Ярославле бояре посадили на княжение его малолетнего сына.

Пришлось Федору вернуться в орду, где вскоре состоялась его свадьба с ханской дочерью, принявшей в православии имя Анны. По житию Федор получил в приданое 36 городов, что крайне сомнительно, так как в приведенном перечне в основном фигурируют ордынские города. Вскоре у Федора родились два сына, которых впоследствии канонизируют одновременно с ним.

Своего нового родственника Менгу-Тимур предпочитал использовать как полководца. В 1277 году Федор в составе войск хана воевал в Осетии. А на следующий год вместе с князем Михаилом Белозерским отправился усмирять Волжскую Булгарию. Если верить арабским источникам, в Булгарии князья прославились особой жестокостью, захватив и разграбив около 40 городов и несколько сотен селений. В орду Федор вернулся с богатой добычей.

После смерти в Ярославле сына Михаила, Федор при поддержке ордынского отряда утверждается там на княжении. Для Федора начался «черный» период жизни, когда ему пришлось воевать на русской земле и сжигать русские города. Для начала он в 1280 году захватывает Смоленск, где оставляет наместником своего племянника. Любопытно, что взятие князем Федором Смоленска через несколько сотен лет припомнит Иван Грозный в письме к Андрею Курбскому: «И князь Федор Ростиславич, прародитель ваш, в Смоленце на пасху колико крови пролиял есть! И во святых причитаются!».

Затем Федор участвовал в кровавой междоусобице сыновей Александра Невского, Андрея и Дмитрия, когда были разорены многие русские города. В составе «Деденевой рати» ходил грабить города Владимирской Руси. С его именем связывают разорение Владимира, сожжение Можайска и Переяславль-Залесского. Всего же тогда было захвачено и разграблено полтора десятка городов.

После этого в 1296 году во Владимире произошел княжеский съезд, участником которого был и князь Федор. Князья предприняли попытку узаконить последние разделы земли. В ходе «прений» они чуть не передрались и даже пытались обнажить друг против друга оружие. С трудом два присутствовавших епископа смогли их утихомирить. Любопытно, что среди «возмутителей спокойствия» трое будущих святых — князья Федор Смоленский, Даниил Московский и Михаил Тверской.

В 1298−99 годах князь Федор дважды пытался вернуть себе Смоленск, но город осаду выдержал. Неудачный поход на Смоленск в 1299 году был последним в его военной карьере. Возвращаясь из него, Федор тяжело заболел и осенью стал готовиться к смерти, приняв монашеский постриг. В житии повествуется, что перед кончиной князь Федор повелел вынести его во двор Спасо-Преображенского монастыря, куда собрались жители Ярославля. «И исповедался князь пред всем народом, если согрешил пред кем или нелюбие держал на кого. И кто пред ним согрешил и враждовал на него — всех благословил и простил и во всем вину на себя принял пред Богом и людьми».

В том монастыре князя и похоронили. Позднее рядом с ним упокоились сыновья Давид и Константин, о которых в летописях имеется только несколько коротких упоминаний. В то время о святости покойных никто не помышлял, о князе и его сыновьях просто забыли. Стоит оговориться, что почитание князей святыми сразу же после смерти было явлением редким, этого удостаивались только особо прославившиеся и любимые в народе, как Олег Рязанский или Довмонт Псковский. Об остальных же церковные или светские власти вспоминали через многие десятки лет в связи с политической необходимостью. Так было и с князем Федором Смоленским.

В середине XV века в монастыре при ремонте было обнаружено княжеское захоронение с останками Федора и его сыновей. Видимо, их тогда переложили в одни гроб и снова захоронили. Но вскоре архимандрит Спасского монастыря Христофор решил, что княжеству настала пора «обрести» собственных святых. 5 марта 1463 года было объявлено об обретении в Ярославле мощей князя Федора и его сыновей Давида и Константина, рядом с которыми происходят исцеления и другие чудесные явления. Так как мощи к этому времени находились в одном гробу, канонизировали троих князей сразу. Произошло это в 1467 году. Вскоре и московские церковные власти включили ярославских князей в число общерусских святых.

Статья опубликована в выпуске 18.03.2010
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: