Галя Константинова Грандмастер

А «Скарлатти не в формате», или Сколько было тех Скарлатти?

«Дайте, дайте нам Скарлатти!»
Но отвечают злые дяди,
Что Скарлатти не в формате

(Т. Шаов. «По классике тоскуя»)

В Италии в этом году сплошные музыкальные празднества, и связаны они с именем Скарлатти. Причем сразу нескольких Скарлатти.

1685 год. 325 лет назад мир умудрился произвести на свет одновременно Иоганна Себастьяна Баха, Георга Фридриха Генделя и Доменико Скарлатти.

Доменико Скарлатти родился 26 октября 1685 года в Неаполе. Но большая часть его жизни была связана с Испанией и Португалией. (В Мадриде до сих пор живут его потомки). Возможно, именно испанская народная музыка (особенно — фламенко) послужила для итальянца одним из источников вдохновения и придала его музыке определенный колорит, не характерный для европейской музыки того времени, да и для современного уха звучащий необычно. Эта необычность звучания, удивительный стиль и мастерство формы сонат Скарлатти послужили причиной того, что они до сих пор являются любимыми произведениями музыкантов-исполнителей.

Доменико Скарлатти (худ. Доминго Антонио Веласко, 1738) Как и у всех композиторов своего времени, жизнь Д. Скарлатти была связана с «сильными мира сего». Музыканты того времени работали или по заказу церкви, или конкретно при каком-нибудь королевском дворе, даже самом «захудалом» — это было нормой, иначе — никак. И Д. Скарлатти не исключение: в «неаполитанский период» он служил органистом в церкви, в «римский период» — капельмейстером Собора святого Петра и на службе польской королевы в изгнании Марии Казимире, в Лиссабоне и Мадриде учил музыке португальскую принцессу (потом — испанскую королеву) Марию Магдалену Барбару. Умер Доменико Скарлатти в Мадриде 23 июля 1757 года.

Достаточно спокойная размеренная жизнь, работа — и удивительные 555 сонат, дошедшие до нашего времени в исполнении самых крупных пианистов и клавесинистов. Именно эти 555 сонат — вечная слава Доменико Скарлатти, его музыкальный триумф. Нежная и звонкая, переливчатая и неожиданная, вызывающая внезапно в памяти отголоски испанских кастаньет или охотничий рожок, блестящая и одновременно трепещущая — это самое меньшее, что можно сказать о музыке Доменико Скарлатти.

Но сам Доменико был младшим братом композитора Пьетро Филиппо Скарлатти (5 января 1679 года — 22 февраля 1750 года), и оба брата были сыновьями еще одного знаменитого Скарлатти — Алессандро.

Алессандро Скарлатти В этом году исполнилось 350 лет со дня рождения отца Доменико — Алессандро Скарлатти (2 мая 1660 — 24 октября 1725). Родился он в большой и дружной семье в Палермо, на Сицилии. Семья была музыкальная — одна сестра стала знаменитой оперной певицей, а брат Франческо Скарлатти — еще одним итальянским композитором (5 декабря 1666 — январь 1741, приблизительно).

Франческо работал при Неаполитанском Королевском дворе, затем уехал в Лондон, после Лондона — в Ирландию. О его жизни известно мало, хотя был он весьма неплохим музыкантом. И часть его работ сохранилась. Но ему приходилось все время быть в тени своего известного брата — Алессандро, который стал одним из самых знаменитых композиторов эпохи барокко.

Алессандро Скарлатти Жизнь Алессандро Скарлатти также оказалась напрямую связана с королевскими дворами и католическими деятелями. В свой «римский период» жизни он работает под патронажем Кристины (Христины) — шведской королевы без престола, в «неаполитанский» — капельмейстером вице-короля Неаполя, «флорентийский период» творчества связан с именем Фердинандо ди Медичи, в следующий «римский» отмечен патронажем кардинала Оттобони (известным любителем музыки) и работой капельмейстером в церкви Санта Мария Маджоре.

Тоже — достаточно типичная жизнь весьма одаренного музыканта своего времени. И удивительное трудолюбие — 80 опер, 800 кантат, ораторий, инструментальных произведений. И нигде не слышно спешки, каждый образ — выпуклый, каждая нота — продуманна. Такое огромное музыкальное наследство Алессандро Скарлатти делает его до сих пор одним из самых значительных итальянских композиторов.

Но есть на свете извращенцы,
Они считают, вольнодумцы,
Что анданте или скерцо
Лучше глупой умца-умцы.

Говорят чудилы эти,
Что есть на свете Доницетти,
И Скарлатти есть на свете
Вы послушайте их, дети.
(Т. Шаов «По классике тоскуя»)

Семья Скарлатти была большой, как положено было быть итальянской семье. И очень талантливой. По крайней мере, четыре композитора в этой семье известны, двое из них — композиторы с мировыми именами, которые продолжают исполняться на всех крупнейших сценах и концертных площадках.

Нам достаточно знать двух выдающихся деятелей итальянского барокко: Алессандро Скарлатти (отец) и Доменико Скарлатти (сын). Их музыка навечно «в формате». В формате всей линии общемировой культуры, в формате вечных тем, в формате человеческих, то есть наших с вами, эмоций.

P. S. Послушать обоих Скарлатти можно в комментариях.

Обновлено 23.05.2017
Статья размещена на сайте 12.07.2010

Комментарии (8):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Как все переплелось в этой семье.

    Оценка статьи: 5

  • Mаша Романофф Mаша Романофф Мастер 7 августа 2010 в 00:32 отредактирован 7 августа 2010 в 00:33

    Галя, был несколько лет назад в Концертхаузе Берлина вечер "Все Скарлатти", "Alle Scarlatti", так, кажется. Я тогда впервые узнала, что их несколько. В музыкальной школе, обычной, районной, где довелось музыке учиться,как-то об этом не упоминали или упоминали вскользь.

    Оценка статьи: 5

    • Mаша, Alle Scarlatti - это здорово, молодцы. Они же почему-то разные, эти Скарлатти. Жалко, отсюда не слышно.

      В районных музыкалках в предмете "музлитература" есть перекосы и странности, ИМХО, конечно. Впрочем, давным-давно не была в этих учреждениях, может, программа и изменилась, не знаю.
      Спасибо.

  • Галя Константинова Галя Константинова Грандмастер 12 июля 2010 в 19:06 отредактирован 12 июля 2010 в 19:15

    Горовиц играет сонаты Доменико Скарлатти в Москве:



    Горовиц играет сонаты Доменико Скарлатти в Карнеги – Холл в Нью-Йорке:





    Алессандро Скарлатти 'Concerti da Camera'.

    • Прямо заслушалась... Вспомнился сначала Лермонтов: "А он, мятежный, просит быри...", а потом личное... то есть глядя на бегущие-ныряющие-кульбитирующие пальцы Горовица... В Рыбинске в музее разрешили прикоснуться к клавишам мемориального фортепьяно... Попыталась и поняла, что мои-то пальчики одеревенели... иэх.

      Оценка статьи: 5