Боготворила своего мужа, композитора Родиона Щедрина, с которым прожила больше 50 лет. Плисецкая написала ему тысячи писем, писала из каждого города, где гастролировала. Майя Михайловна — футбольная фанатка, всегда болела только за ЦСКА. Обожала селедку, не курила, от бокала вина у нее кружилась голова.
Она всегда придерживалась профессиональных привычек, немного смешных, но важных. Перед каждым выступлением заливала в пятки балетных туфель теплую воду, чтобы ступня «сидела» твердо. Советские гривенники закручивала в свое трико на бедрах, потом перетягивала талию тесьмой. Так трико она почти не ощущала во время танца. Плисецкая пережила множество травм, но о своих профессиональных страданиях актриса говорить не любила. Это только ее трагедии, только ее…
Будущая звезда балета Майя Плисецкая родилась в Москве 20 ноября 1925 года. Ее мать Рахиль Мессерер была актрисой немого кино, дядя и тетя Асаф и Суламифь танцевали в Большом театре. Отец Майи Михайловны — Михаил Плисецкий — возглавлял угольные рудники на Шпицбергене. Маленькая Майя была рыжей, с веснушками, непоседливой и неугомонной. Уложить ее спать стоило домашним больших трудов. С возрастом она все больше становилась похожей на отца — стройная, подтянутая, с горделивой осанкой.
В 1934 году Майя стала учиться в хореографическом училище при Большом театре в Москве. Некоторое время вместе с матерью, отцом и младшим братом юная Майя жила на Шпицбергене, мечтая быстрее вернуться в Москву, в родное училище. Ее педагогами были когда-то известные балерины Е. Долинская, Е. Гердт и М. Леонтьева.
Беда свалилась на семью Плисецких неожиданно. Отца Майи Михайловны арестовали в 1937 году, через год расстреляли. Спустя год арестовали и мать. Вернулась она домой перед началом Второй мировой войны.
11-летняя Майя жила в семье своей тети Суламифь Мессерер. Утром девочка бежала в училище, вечером — обратно. Отношение одноклассников к Майе не изменилось. Горе, обрушившееся на ее семью, постигло и других учеников. Спустя годы Майя Михайловна написала в своей книге:
«…Почти каждый год мы заполняли анкеты, а то и дважды. И тут ничего не скрыть. Кто мать, кто отец? Какая статья? И так перед каждой поездкой за рубеж… Но у меня было любимое дело… Я танцевала, клеймо „дочери врага народа“ не погубило моей жизни, но всегда преследовало».
После окончания училища Майю Плисецкую взяли в Большой театр. Шел 1943 год. Поскольку в кордебалете, куда ее зачислили, работы было немного, Плисецкая с упоением участвовала в концертах, которые шли в Домах культуры, рабочих клубах, в парках.
В те годы на прославленных подмостках Большого театра блистали Галина Уланова, Марина Семенова, Ольга Лепешинская, Ирина Тихомирнова, Софья Головкина и другие актрисы. Но Майе Плисецкой, как она считает, повезло. Став консультантом по вопросам балета в театре, известная на всю страну балерина Агриппина Ваганова обратила внимание на молодую Плисецкую. Ваганова провела с ней несколько репетиций. По словам Майи Михайловны:
…она, поменяв мне ракурсы поворотов тела, положения головы, рук… преобразила полностью меня.
А тут еще лучик света мелькнул. К очередному юбилею комсомола поступила «сверху» команда выдвигать молодежь. Театр тоже не оказался в стороне. Первую свою большую роль Жизели Майя Плисецкая танцевала с упоением. Понемногу репертуар балерины становился шире. Она исполнила партии в балетах «Бахчисарайский фонтан» (Зарема), «Раймонда» (Раймонда), «Сказ о каменном цветке» (Хозяйка Медной горы). Потом в репертуаре Плисецкой появились «Золушка», «Ромео и Джульетта», «Спартак», «Спящая красавица» и другие постановки.
Плисецкая была не только трудолюбива, но и наделена артистическим темпераментом, поразительно пластична и очень восприимчива к музыке. Майя Михайловна любила каждую свою роль. Но она считала, что балет «Лебединое озеро» — «пробный камень для всякой актрисы балета». Он требует не только физических сил, но и душевных. Тридцать лет Плисецкая танцевала в этом балете главные партии. Ей аплодировали зрители Милана, Парижа, Лондона, Рима, Токио, а также Софии, Варшавы, Нью-Йорка, Каира, Мехико, Пекина… Но это все будет потом, а пока…
Майе Плисецкой удалось побывать на молодежных фестивалях союзных республик. Два месяца она танцевала в Индии. Но когда артисты готовились к поездкам во Францию или Швейцарию, в самый последний момент ее имя вычеркивали из списка, ссылаясь на занятость балерины в театре.
На гастроли в Лондон Плисецкую тоже не пустили. Она ходила по чиновничьим кабинетам, звонила по телефону, жаловалась в Министерство культуры, ЦК партии, но ее успокаивали: «Майя Михайловна, это какое-то недоразумение. В следующий раз вы обязательно поедете…»
Плисецкая не прекращала писать гневные письма, жалостливые прошения во все инстанции, но ответа так и не получала. Шесть лет актриса была «невыездной». И вот ее мечта сбылась. Плисецкой 33 года. В апреле 1959 года она вместе с труппой Большого театра летит в Америку. Актрису везде встречают овациями. Здесь у нее много друзей и знакомых. Плисецкую фотографируют, у нее берут интервью, предлагают выгодные контракты.
В 60−80 годы прошлого века Майя Михайловна приобрела чрезвычайную популярность у зрителей. Ее приглашали сниматься в кино, и она с радостью сыграла несколько ролей. Словно очнувшись от сна, чиновники торопились «засыпать» балерину почестями и наградами. Она — народная артистка СССР, лауреат Ленинской премии, трижды награждена орденом Ленина. Во Франции Плисецкой вручили ордена Почетного легиона (1986 г.) и искусств и литературы (1984 г.).
Майя Михайловна, принимая эти знаки внимания, как и прежде, была скромна и ровна со всеми. Она мечтала только танцевать, ведь жизнь балерины на сцене так скоротечна.
Для Плисецкой балетмейстер из Кубы Альберто Алонсо поставил «Кармен-сюиту». Музыку для постановки написал Родион Щедрин. Однако уже после премьеры, которая имела огромный успех, Майю Михайловну пригласили в Министерство культуры и посоветовали «доработать» балет. Тогда ей помог композитор Дмитрий Шостакович, открыто выразивший свой восторг по поводу музыки и постановки «Кармен-сюиты». Так балет вернули на сцену.
С Плисецкой работали хореографы Ролан Пети, Морис Бежар, Юрий Григорович. Вместе с Родионом Щедриным Майя Михайловна поставила балеты «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой». И все они стоили Плисецкой, доктору Сорбонны, профессору Московского государственного университета, немалых душевных сил, потому что, по ее словам:
…меня опять не пускали, зажимали, а я металась и надрывалась, чтобы выйти на сцену.
Некоторое время Майя Михайловна возглавляла балет Римской оперы. «Дама с собачкой» — это был последний спектакль, в котором танцевала Плисецкая. Ей было 65 лет, когда она оставила сцену Большого театра…
Последние годы Майя Михайловна жила в Германии и в Москве, любила отдыхать на родине матери, в Литве. Журналисты часто задавали ей вопрос, почему она не уехала из России, когда ей не давали работать, не выпускали из страны?
Плисецкая и сама себе его не раз задавала. Страх за себя и близких сыграл роль? Было и это. Совесть? Да. Ведь она уже была ведущей балериной Большого театра. Щедрин? И он. Родион любит Россию.
А она? И она любила…
Ольга Конодюк,
а мне удалось посмотреть Плисецкую в Кармен-сюите. Как она была там хороша! Спасибо за интересную статью.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Тина и Валерий, спасибо за оценки.
0 Ответить
И она несомненно любит. И мы ее любим. Дай бог ей здоровья великого как ее талант.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ольга Конодюк
Феномен - русского балета. Справился в 2-х группах студентов (31 человек) - Кто такая Майя Плесецкая?
Одна студентка знала кто такая М.П., остальные знают Майкла Джексона. Грустно.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Василий Россихин, вы правы. Это грустно.
0 Ответить
Майя - пчелка Майя! И Оля Конодюк - тоже пчелка трудолюбивая!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ольга, спасибо Вам за такие замечательные статьи о Русском балете! Майя Михайловна не земная Женщина! Её Кармен это нечто фантастическое! Я не знаток балета, но её танец волнует, вдохновляет и возвышает Женщину!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Елена Тимонина, спасибо. Она еще и мужественная женщина.
0 Ответить
Красивое лицо у нашего балета.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Галя, ты права.
0 Ответить
Ольга Конодюк, ...не зря же поэт приравнял балет к ракетам, как главные бренды Союза.
0 Ответить