• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Андрей Винокуров Профессионал

Кругосветка Крузенштерна. Что было нужно императору?

8 (19 по старому стилю) ноября 2010 года исполняется 240 лет со дня рождения Ивана Фёдоровича фон Крузенштерна — начальника первой российской кругосветной экспедиции.

Более полувека верой и правдой служил он России как мореплаватель и первооткрыватель, как ученый, как учитель и воспитатель будущих первооткрывателей.

За неполные 50 лет после первого кругосветного плавания И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского на парусниках «Надежда» и «Нева» в России были снаряжены более трех десятков кругосветных экспедиций.

Крузенштерн побывал в Макао, португальской колонии, и в Китае, куда он особенно стремился — ведь Китай оставался terra incognita практически для всего мира. Но не только (и не столько) страсть к приключениям влекла Крузенштерна к дальним землям (в частности — в Юго-Восточную Азию), сколько идея создания для России морского торгового пути, которая уже овладела его умом. Здесь, в Макао, он увидел, как оживленно шла торговля, которая находилась почти исключительно в руках Ост-Индской компании. Он был свидетелем того, насколько быстро и с какой огромной выгодой на его глазах был распродан груз меха, доставленный с берегов Аляски 100-тонным бригом.

Благодаря Великой Северной экспедиции 1733−1743 годов, задуманной Петром I и проведенной под руководством Беринга, были посещены и присоединены к России громадные области в Северной Америке, получившие название Русской америки. Полуостров Аляска и Алеутские острова начали посещать русские промышленники, и слава о пушных богатствах этих мест проникла в Петербург.

Однако путь к «Русской Америке» в то время был крайне затруднительным. Через всю Сибирь на перекладных до Охотска, далее плыли на Камчатку, где нужно было перезимовать, чтобы лишь следующим летом отплыть в Америку.

Особенно дорого обходилась доставка необходимых для промысла припасов и корабельных снастей. Приходилось разрезать длинные канаты на части, и после доставки на место снова скреплять их; так же поступали с якорями, цепями и парусами. Однако прибыль от продажи мехов в значительной мере шла на покрытие дорожных издержек.

Планы объединения купеческих компаний в единую организацию разрабатывались правительством, по крайней мере, с 1780 года. Секретарь Коммерц-коллегии М. Д. Чулков разработал проект, по которому учреждаемая компания получила бы 30-летнюю монополию на промысел и торговлю на всем тихоокеанском Севере. Не получив поддержки из-за неприязни к монополиям Екатерины II, проект стал известен крупному предпринимателю и организатору пушного промысла Г. И. Шелихову.

Заложив в 1784 году первое постоянное поселение на острове Кадьяк и вернувшись в Россию, Г. И. Шелихов выступил с предложением предоставить значительные привилегии его компании. Для осуществления широкомасштабных планов он испрашивал у казны финансовую помощь в размере 500 тысяч рублей и настаивал на запрете иностранцам заниматься торгово-промысловой деятельностью в пределах формирующейся Русской Америки.

В отличие от предыдущих купеческих объединений, компания Шелихова-Голикова была учреждена в 1781 году на десять лет и ставила своей целью не просто добычу пушнины в Новом Свете, но и основание там постоянных поселений. Однако Екатерина II резко отвергла и прошение ретивых купцов, и ходатайства высших государственных инстанций.

Крузенштерн разработал проект, по которому вместо длительного и трудного пути по суше с американскими владениями было бы установлено сообщение морем. Вторая цель проекта — расширение торговых сношений русских с Китаем, где мех пользовался большим спросом и ценился дорого. Для осуществления проекта необходимо было исследовать этот новый для русских путь. Но Военно-морское министерство тоже ответило адмиральским отказом.

После вступления на престол Павла I процесс оформления монополии на пушной промысел и торговлю в Новом Свете пошел быстрее. В 1797—1798 годах в результате слияния купеческих капиталов было положено начало создания единой монопольной компании, где главенствующую роль вскоре стали играть наследники Г. И. Шелихова и, в первую очередь, его зять — обер-секретарь Правительствующего Сената, действительный статский советник и камергер Николай Петрович Резанов. Будучи приближенным к императорскому двору, он вскоре стал неофициальным главой и ходатаем компании перед царским правительством.

Образование Русско-американской полугосударственной колониальной торговой компании было уникальным явлением в истории России. Уникальность заключалась, прежде всего, в сочетании торгово-промысловых функций с функциями казенного управления: государство временно делегировало компании значительную часть своих полномочий. Компания получила от Павла I монопольные права на пушной промысел, торговлю и открытие новых земель в северо-восточной части Тихого океана. Заимела также атрибуты псевдогосударственности — кожаные деньги под названием «марки» и свой флаг. Капитал компании был разделен на 724 акции по 1000 рублей каждая. Владельцем самого крупного пакета (370 акций) был Шелихов.

Иван Фёдорович обратился к императору. Прочитав проект Крузенштерна, Павел I буркнул: «Что за чушь!» — и этого было достаточно, чтобы смелое начинание «похоронили» в делах морского департамента.

В результате дворцового переворота к власти пришел Александр I, который проявил, наконец, интерес к проекту Крузенштерна. Экономический интерес выразила и Русско-американская компания, а император являлся ее акционером. В 1801 году часть акций компании, незадолго до этого перебравшейся в Петербург, была приобретена Александром I и великими князьями — им купцы за счет уменьшения своей доли бесплатно выделили по 20 акций. В итоге в 1802 году император утвердил, наконец, проект Крузенштерна.

Увы, интересы властей предержащих нельзя «сбрасывать» со счетов.

Первая кругосветная экспедиция под российским флагом стартовала 26 июля 1803 года.

Статья опубликована в выпуске 19.10.2010
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (4):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Во время Великой Северной экспедиции 1733–1743 годов, было только открыто побережье Аляски(3 точки с координатами), а освоение было позднее.

    • Стеллер

      Сергей Николаевич, я согласен с Вами, что освоение произошло позднее. Обратите внимание, я пишу: «…были посещены…»
      По словам службы национальных парков США, «Здесь натуралист Джордж У. Стеллер, находясь на борту «Св. Петра» Витуса Беринга, сделал первые попытки установления контактов между европейцами и коренными жителями Аляски. Его исследования являются первым вкладом в знания Запада об истории природы и людей региона.»
      (Bering Expedition Landing Site. National Historic Landmark summary listing. National Park Service. Проверено 19 ноября 2007)
      В западной традиции принято считать, что первым белым человеком, ступившим на землю Аляски, был адъюнкт Петербургской Академии Г.В. Стеллер. Он первым заметил на горизонте гористые очертания Аляскинских островов. Знаменитый Бернгард Гржимек в своей книге «От кобры до медведя гризли» описывает: «… ему не терпелось продолжить свои биологические исследования. Однако капитан корабля В. Беринг имел другие намерения и вскоре приказал сняться с якоря и возвращаться назад. Стеллер был до крайности возмущён таким решением и, в конце концов, настоял на том, чтобы командир корабля дал ему хотя бы десять часов на обследование острова Каяк, где кораблю всё равно надо было пристать, чтобы пополнить запасы пресной воды. Всего 10 часов — после приготовлений, продлившихся десять лет! Но Стеллер за это время обнаружил на этом острове 160 новых видов растений, собрал сведения о местных жителях, которые в страхе от него убегали, записал множество наблюдений и только после этого вернулся на корабль». Статью о своем исследовательском подвиге-набеге Стеллер назвал «Описание растений, собранных за 6 часов в Америке»

  • Интереснейший материал! Спасибо автору. Вообще, рубрика "биографии" - одна из самых интересных на нашем сайте.