Галя Константинова Грандмастер

София Губайдулина. Где пересекаются вечности?

В этом году — круглая дата у любимого многими мультфильма «Маугли» (1971 год). Он заслуживает всех похвал и отдельного разговора. Но хочется поговорить и об авторе музыки к мультфильму. Этот композитор написала также музыку к мультфильму «Кошка, которая гуляла сама по себе» и киномузыку к фильму «Чучело» с Кристиной Орбакайте и Юрием Никулиным в главных ролях. При всем том, автор этой музыки уже давно стала классиком мировой музыки. В буквальном смысле этого слова — классиком. Но, как принято по доброй традиции в нашей стране — своих не знаем.

Да еще и сочетание «композитор-Она» способно вызвать приступ идиосинкразии у некоторой части населения. На что можно ответить спокойными словами самого композитора:

«ХХ век поставил эксперимент, может ли женщина участвовать в музыкантском деле и достичь надлежащего качества… Если передо мной две партитуры, я не смогу сказать, что написала женщина, а что мужчина: есть музыка хорошая или плохая. Хотя, может быть, какое-то отличие все же существует. …Так что эксперимент ХХ века продолжается». (Из интервью С. Губайдулиной).

А еще о многом скажут награды: премия имени Кусевицких (США), премия Франко Аббиато (Италия), премия Империале (Япония), премия князя Монако, премия Леони Зоннинг (Дания), «Living Composer — 2003» (Франция), Популярная музыкальная премия (Стокгольм). Дальше — в одной только Германии: премия имени Людвига Шпора, премия фонда «Библия и культура», медаль Гёте, «Федеральный крест за заслуги», орден «Pour le merite» («За доблесть в науке и искусстве») и так далее. Есть и российские премии, их поменьше и они все совсем недавние.

Эта необыкновенная женщина — внучка муллы. Но она исповедует православие — это был личный осознанный выбор в условиях многонациональной семьи, каких так много в Поволжье. Эта необыкновенная женщина — одно из самых значительных явлений в современной русской музыке, но проживает в Германии, сохраняя российское гражданство. Ее называют крупнейшим представителем мирового авангарда, но ей заказывают «Страсти по Иоанну» на евангельский текст. Имя ее — София Губайдулина (иногда пишут Софья).

Легато жизни

(Легато — связанное исполнение звуков, при котором они плавно переходят друг в друга. Обозначается лигой).

Казалось бы, все предельно необычно, но это кажущаяся необычность.

«Я религиозный православный человек и религию понимаю буквально, как re-ligio — восстановление связи между жизнью и высотой идеальных установок и абсолютных ценностей, постоянное воссоздавание legato жизни. Жизнь разрывает человека на части. Он должен восстанавливать свою целостность — это и есть религия. Помимо духовного восстановления нет никакой более серьезной причины для сочинения музыки» (цитируется по книге В. Холопова «София Губайдулина. Путеводитель по произведениям», 2001 год).

София Губайдулина София Асгатовна Губайдулина родилась в городе Чистополе 24 октября 1931 года (и в этом году — у нее большой юбилей).

Училась в Казанской и Московской консерваториях, получила доброе напутствие Д. Шостаковича: «Я вам желаю идти вашим „неправильным“ путем». Этот «неправильный» путь привел Софию Губайдулину сначала в экспериментальную студию электронной музыки. Затем — к математике и определенным числовым расчетам в своих произведениях (Числа Фибоначчи). Одновременно писалась музыка к кинофильмам и создавались произведения, которые принесли ей славу авангардиста.

Авангардным казалось все — даже названия и оркестровка ее произведений. «Ночь в Мемфисе» на древнеегипетские тексты (произведение обозначено кантатой). Кантата также была написана на стихи Хайяма и Хафиза. «Семь слов Христа» — для виолончели и баяна (даже непросвещенным это может показаться необычным).

«Но что скажет стая?» — почему-то вспоминается цитата из мультфильма «Маугли», к которому С. Губайдулина написала музыку. Такое не могло пройти незамеченным, без должной грозной идеологической оценки. Она и была дана в речи Тихона Хренникова на VI съезде Союза композиторов в 1979 году. Разгрому подверглись семь композиторов — их так теперь и называют: Хренниковская семерка. В этой семерке была и София Губайдулина.

Произошедшее сильно напомнил другой съезд, где громили музыку Д. Шостаковича и С. Прокофьева. Последующее тоже напомнило те достопамятные времена: бойкот, безработица. Встал вопрос не только о профессиональном, но и о физическом выживании. Большая часть из этой Хренниковской семерки вынуждена была эмигрировать. С начала 90-х София Губайдулина проживает в Германии (не принимая гражданства).

«Да, мы сейчас на краю пропасти. Этому способствует уровень цивилизации, на котором находятся люди: всеобщая коммерциализация, торжество прагматизма, отсутствие идеализма». (Из интервью С. Губайдулиной)

О профессиональной музыке ушедшего века и века наступившего писать обыденным языком очень трудно, почти невозможно. Это крайне сложная для восприятия музыка, но, видимо, иначе и быть не может. А к новым выразительным средствам привыкнуть очень трудно. Но даже с трудом воспринимая что-то на слух, всеми силами сопротивляясь необычному музыкальному потоку, нельзя не отметить главного, что более понятно. В этих необычных звуковых тембрах слышатся идеи. И идеи эти вечные.

Творчество Софии Губайдуллиной находится в той точке, где могут пересекаться вечности. Вечность Востока и вечность Запада, вечность музыки и вечность математики, вечность веры и вечность свободы.

(Даже зная, как трудно слушать современную музыку, рискну поставить в комментариях ролики. Первый — кусочек из мультфильма «Маугли», второй — «Семь слов Христа». В последнем, кстати, не балет, а Эвритмия — искусство художественного движения).

Обновлено 17.02.2011
Статья размещена на сайте 7.02.2011

Комментарии (33):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • О, Губайдулина - это сказка

    Оценка статьи: 5

  • Елена Максимовская Елена Максимовская Читатель 19 февраля 2011 в 12:26 отредактирован 19 февраля 2011 в 12:27

    Галя Константинова, статья Ваша мне понравилась. Губайдулина - талантливая, яркая личность. Но, то что я собираюсь дальше сказать, может вызвать недоумение и осуждение.
    Музыка к "Маугли" - это очень удачная "озвучка". Попробуйте закрыть глаза и послушать без зрительного ряда. Думаю. мозг воспротивится.
    А "7 слов Христа" разочаровали и огорчили. Где Музыка? Это набор звуков, интересных, ярких, но не Музыка. И абсолютно не соответствует названию. Опять же, оторвитесь от изображения танцовщиц, получите наслаждение?, догадаетесь о теме?
    Для меня лично Музыка - это "Страсти по Матфею" Баха, "Реквием" Моцарта, "Глория" Вивальди, "Мессия" Генделя. Называю наиболее известные, просто для примера, послушайте любой фрагмент из них, сравните. "Имеющий уши, да услышит"

    • Елена, спасибо Вам за интересный комментарий. Он действительно интересный. Но здесь одно из двух. Либо мы начинаем профессиональный спор - в принципе, это возможно, сегодня, по крайней мере. Либо, попробую очень коротко сформулировать, но вряд ли смогу убедить. Хотя бы потому, что музыка - это вообще не предмет убеждения в чем-то.)

      "Имеющий уши, да услышит"
      Вы знаете, уши у меня есть. А "Страсти по Матфею" мне не нужно срочно слушать, я и сама изобразить могу, на память. Не за весь хор-оркестр, но в клавирном варианте вполне. Не шучу.)

      Но я понимаю Вашу точку зрения. Просто принять ее трудно, потому что невозможно сводить всю музыку к шедеврам старых мастеров. Жить меняется, не знаю, как насчет идей и чувств, но восприятие человека меняется точно. Меняется и выразительный язык. Он и должен меняться.

      По поводу "Маугли" - "озвучка". Ну не должна же там была звучать протяжная русская мелодия? Там и должны были быть очень точные короткие яркие музыкальные характеристики героев. Это и есть закон жанра киномузыки.

      Что касается "7 слов Христа", то воспринимать обычному человеку трудно. Как трудно слушать любую современную профессиональную музыку. Это так сложилось исторически: еще в конце 19 века: кризис гармонии и мелодии, он зафиксирован у Вагнера, Скрябина. Прежние выразительные средства исчерпали себя, развиваться было некуда. Возможно, Вы все это знаете, пишу на всякий случай.

      Думаю. мозг воспротивится.
      Мой мозг не противится. ))) Но еще раз: я понимаю, о чем Вы. Искусство живо, и новые-старые идеи будут требовать поиска новых выразительных средств. И никуда от этого не деться. А новаторский подход - он и должен первоначально вызывать отторжение, это нормально.

      А я Вам благодарна за честность и за интерес к теме. И буду рада продолжению диалога.

      • Галя Константинова, Ваш ответ на мой комментарий очень спокоен и деликатен, спасибо.
        Проффесиональный спор - сразу нет Во-первых, я не проффесионал в музыке (в отличие от Вас), я просто "крепкий любитель", а во-вторых, спор - это не мой жанр, приемлю только спокойный обмен мнениями.
        Возвращяясь к Маугли. Я ведь именно это и хотела сказать, что озвучивание (не буду называть музыкой) очень удачно. Но только в мультфильме, вне его слушаться вряд ли будет. А Прокофьевский "Петя и волк" - слушается.
        "7 слов Христа"...."воспринимать обычному человеку трудно.Как трудно слушать любую современную профессиональную музыку". Ну да, да, это писано для "избранных". И избранные будут слушать с умным видом, никто не захочет показаться "простаком". "Обычному" же человеку достаточно примитива, который льется со всех сторон. Но ведь и Баха не все могут слушать. Но я не считаю это поводом для деления людей на "обычных" и не очень.
        ..."Прежние выразительные средства исчерпали себя, развиваться было некуда". Да, и Музыка пришла в тупик, равно, как и поэзия, живопись, архитектура и другие искусства. Только в музыке, на мой взгляд, это проявилось с наибольшей силой.

        • Комментарий скрыт
          • Елена Максимовская Елена Максимовская Читатель 19 февраля 2011 в 20:40 отредактирован 19 февраля 2011 в 20:43

            пауль кренц, по поводу моего выражения насчет "избранных" я уже ответила Гале.
            "Музыка пришла в тупик" - это всего лишь моё скромное мнение, а вовсе не безаппеляционное суждение. Не приписывайте мне лишнего, я уже говорила, что не собираюсь спорить. И ни на какое "окончательное решение" тем более не претендую.
            Кстати, мне интересно Ваше мнение о музыке Губайдулиной (хотя бы о "7 слов Христа"), если можно, только честно
            И спасибо за ссылку на книгу Папы. Полностью согласна насчет потери Прекрасного.

            • Галя Константинова Галя Константинова Грандмастер 19 февраля 2011 в 21:34 отредактирован 19 февраля 2011 в 21:44

              Елена Максимовская, я на секунду встряну не в свой диалог.
              Вот альтовый концерт. Интресно, как он Вам?

              • Елена Максимовская Елена Максимовская Читатель 19 февраля 2011 в 22:23 отредактирован 19 февраля 2011 в 22:24

                Галя Константинова, ну почему же не "в свой диалог"? Нас тут пока трое в этом разговоре.
                Спасибо за выложенный концерт. Моё мнение к подобной музыке он, увы, не изменил. Прошу прощения за дилетантское мнение, но я воспринимаю музыку мелодичную, в которой есть тема. А здесь в звучании оркестра только начинаю тему улавливать, как она прерывается какими-то диссонансными звуками. И не задевает ничего, не "будоражит". Поясню, что я имею в виду на некоторых примерах. Концерт для скрипки с оркестром Мендельсона-Бартольди, 1-я часть - дух захватывает! Концерт для фортепиано №23 Моцарта, адажио - тут просто слезы на глаза. "Аве Мария" Каччини - слов нет, мурашки по коже. И тому подобное.
                Еще раз извините непроффесионализм и некоторую "физиологичность". Это действительно трудно поддается описанию.

                • Елена Максимовская, а зачем извинения? Речь ведь о личной системе координат, и каждый имеет право на свою собственную и уникальную. У нас с Вами несовпадения даже по классике, например.
                  Концерт для фортепиано №23 Моцарта, адажио - тут просто слезы на глаза
                  Присоединяюсь полностью.
                  Концерт для скрипки с оркестром Мендельсона-Бартольди, 1-я часть - дух захватывает!
                  А у меня нет.

                  Но разве кто-нибудь хуже или лучше от несовпадений? Ничуть не бывало. Мы и должны быть разными.


                  только начинаю тему улавливать, как она прерывается какими-то диссонансными звуками.

                  А знаете, сколько можно здесь написать? Трактат целый. Это же осмысленно. Дискретность, разорванность - черты нашего времени. Потому и диссонансы, потому и нервный пульс. И так далее.

          • Пауль, но ведь у людей может быть своя система предпочтений, правда? Никто не обязан любить, особенно то, что не нравится. Понять - можно попытаться. Но от "личного" тоже никуда не денешься. Мне вот Малера тяжело слушать, а с Хиндемитом сразу и навсегда "по душе". Так что вопрос этот все ж индивидуальный.

            А вот с "умным выражением лица" я тоже задумалась. А вдруг где-нибудь случайно получится такое выражение? Мало ли что в жизни бывает...Что ж теперь - меня тогда расстрелять? )))) Шучу.

        • Елена, по пунктам (хотя спорить тоже не люблю, если честно).

          Да, в музыке наиболее ярко проявился некий общий "системный" кризис. Связано со спецификой, конечно. И люди пытаются найти выход из этой ситуации. А что - почивать только на сделанном несколько веков назад? Кстати, и тогда новаторство встречало неприятие.

          По поводу "избранных" не совсем поняла. Меня никто никуда не избирал. . И мне бывает тяжело иной раз что-то слушать (смотреть, читать). но я не делаю из моего "тяжело" никаких выводов.

          И Баха не все могут слушать, верно. Хотя послушать хотя бы выборочно - не помешало бы никому. Было бы желание.

          "Тупик" - да. Был некий тупик. Он же дал другой толчок поискам новых направлений. Да мало ли тупиков? Мне кажется, все не так мрачно.

          • Галя Константинова, насчет "избранных", я может, не совсем верно выразилась. Хотела что-то противопоставить Вашему "обычному человеку". Пытаться как-то "классифицировать" людей по их отношению к музыке, довольно сложно, есть риск показаться снобом. Не хочу себя считать очень уж необычной из-за своего обожания классики и категорического неприятия попсы.
            Ну и согласна, что не все мрачно - пока живо великое наследие прошлого. Когда я бываю (к сожалению, нечасто) на хороших концертах, например, где молоденький скрипач играет баховскую "Чаккону", то думаю, что у этого мира есть шанс уцелеть

  • Комментарий скрыт
  • Галя Константинова,
    Губайдулина женщина удивительной судьбы! Ее музыка уже давно стала классикой. Дай, Бог, ей здоровья! А вам - спасибо за замечательный рассказ.

    Оценка статьи: 5

  • Красивая статья про красивого человека.. Про красивую музыку.

    Оценка статьи: 5

  • Талантливая женщина

    Оценка статьи: 5

  • Комментарий скрыт
  • 5!

    Галя, огромное тебе спасибо и за статью и за клипы! Я Маугли не смотрела с тех пор, как сыновья были детьми - какраз с 70-х. Надо найти и посмотреть... Какая талантливая женщина! дай Бог ей здоровья!

    Оценка статьи: 5