• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Ольга Конодюк Грандмастер

«Полканы и Лебеди» Якова Бутовича, или Чем славен Прилепский конный завод?

Сегодня почти в каждом регионе есть конезаводы, а когда-то на Руси их можно было по пальцам пересчитать. Среди них славился Прилепский.

Считается, что его основал в 1866 году богатый купец Николай Никитович Добрынин, который приобрел местное коневодческое хозяйство у генерал-майора и управляющего несколькими конными заводами в Москве и Туле Леонида Николаевича Гартунга (жена — Мария Гартунг, дочь А. Пушкина).

Николай Добрынин, а потом и его сын Алексей укомплектовали конный завод лошадьми самых знаменитых пород в России. Особенно славились орловские рысаки, которые принесли известность Добрыниным. Однако после смерти Алексея Николаевича имение перешло к его вдове, которой ведение хозяйственных дел оказалось не под силу. Завод был выставлен на торги.

В 1909 году новым хозяином в Прилепах стал офицер и дворянин Яков Иванович Бутович. Его дед и отец были коннозаводчиками. С детства Яша пропадал в конюшне, прекрасно держался в седле, совершал прогулки по излюбленным местам Херсонщины, откуда был родом. Когда Яков Бутович перебрался в Прилепы, ему было 28 лет. Позднее он писал в своей книге «Мои Полканы и Лебеди» о Прилепах с любовью, подчеркивая их красоту.


Из истории известно, что Прилепами на Руси называли старинные поселения, которые «лепились» на границе княжеств. Тульские Прилепы сплошь пересекали рвы и валы, крепости, которые преграждали путь к Москве южным кочевникам.

Лишь в XVII веке в Прилепах люди стали понемногу налаживать мирную жизнь. Вот тогда-то здесь начали заниматься коневодством, которое было наиболее понятно и близко местному населению. По традиции лошадей растили для обороны от врагов и использования в быту, благо этому способствовали прекрасные пойменные луга…

Яков Иванович без сожаления оставил военную службу и занялся коневодством. Бутович не раз ездил в Европу, где обучался секретам развития животноводства, уделяя внимание разведению коней. Уже в XIX веке в России получает распространение конный спорт.

Бутович с энтузиазмом расширял и перестраивал в Прилепах помещения конезавода. Завод в Херсонской губернии, когда-то принадлежавший его отцу, Бутович полностью «перевел» в Прилепы. Яков Иванович был человеком деятельным. Он сумел пополнить свое поголовье «орловцами», постоянно занимался селекционной работой, формируя качественный состав поголовья лошадей.


Яков Бутович наряду с другими коннозаводчиками был противником скрещивания орловских лошадей с другими породами рысаков, особенно завезенных из Америки. Он неоднократно подчеркивал правильность телосложения «орловцев», красоту их форм и выносливость. Это помогло сохранить на тот момент чистоту породы орловских рысаков.

Авторитет Бутовича среди коннозаводчиков был высок. Несмотря на молодость, Яков Иванович вошел в состав государственного главного управления коннозаводства, а также стал членом Всероссийского союза коннозаводчиков.

На построенном в Прилепах ипподроме Бутович любил организовывать бега, которые обычно проходили в канун православных праздников. Слух о хозяйстве коннозаводчика Бутовича быстро разнесся по всей округе. Его орловские рысаки неоднократно становились призерами различных бегов и выставок в России и за рубежом.

Но не только этим ограничивались увлечения Якова Бутовича. Он одним из первых в мире создал картинную галерею, которая была целиком посвящена лошадям. Яков Иванович был знаком со многими художниками, которые любили бывать в Прилепах. Они с удовольствием по просьбе хозяина рисовали его любимцев — «Полканов и Лебедей».

Коллекция Бутовича насчитывала несколько десятков картин и различных скульптурных работ. Кроме того, Бутович собирал фотографии с изображением лошадей. Здание для музея Яков Иванович построил накануне революционного переворота в России, в 1917 году.


В 1918 году, чтобы спасти завод и галерею от большевистских погромов, Бутович отдает их в безвозмездное пользование новой власти. В послереволюционное время Якову Ивановичу удалось организовать в Туле выставку «орловцев» и даже бега. Бутович активно интересовался делами чрезвычайной комиссии, связанной с охраной животноводства, деятельностью конных заводов в России. Внешне казалось, что он во всем «устраивал» большевиков.

Однако тучи уже сгущались над его головой. Первый раз он был арестован в 1928 году и отсидел в тюрьме три года. Вторично Бутовича арестовали в 1937 году, а затем расстреляли.

Завод вскоре был разрушен, а на его месте осталась лишь одна конюшня. Но уже перед Второй мировой войной перед работниками Прилеп была поставлена задача по возрождению конного поголовья. Кони нужны были фронту, колхозам и совхозам. По указанию правительства в 40−50-е годы ХХ века в Прилепах начали формировать школу по обмену опытом работы для сотрудников коневодства животноводческой отрасли, курсы по обучению специалистов ведущих вузов сельского хозяйства страны. И лишь в 1960 году хозяйству вернули прежний статус — статус конезавода.

Ныне Прилепский конный завод разводит четыре породы лошадей — украинских верховых, русских тяжеловозов, шетлендских пони и русских рысаков, выведенных скрещиванием американской породы с орловцами, так горячо любимыми Яковом Бутовичем. Сегодня завод может гордиться благоустроенными конюшнями, крытым манежем с трибунами, собственным ипподромом. Питомцы завода хорошо известны в Будапеште, Берлине, Хельсинки, Стокгольме — везде, где приходилось выступать нашим спортсменам…

И вновь о главном герое нашего рассказа — о Якове Бутовиче. Яков Иванович был реабилитирован только в 1989 году. В 2005 году появилась на свет его книга «Мои Полканы и Лебеди», через 80 лет после того, как была создана.

Не менее печальна и судьба экспонатов музея. Его не раз реформировали, а также передавали из одного ведомства в другое. Сегодня сохранившаяся часть коллекции Прилепского музея находится при сельскохозяйственной академии в Москве.

Проходит время, одно поколение сменяет другое, но давние традиции в Прилепах живы. Здесь ежегодно соревнуются наездники (местные и приезжие) на кубок Николая и Алексея Добрыниных, Якова Бутовича.

Это значит, что завод живет и смотрит в будущее с уверенностью.

Статья опубликована в выпуске 26.05.2011
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (5):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: