• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Наталья Крылова Дебютант

Был ли Всеволод Гаршин сумасшедшим?

Все видели картину Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван», в обиходе именуемую «Иван Грозный убивает своего сына». Но все ли знают, насколько трагична была судьба человека, с которого написан умирающий царевич? Этим человеком был писатель Всеволод Гаршин, погибший 24 марта (5 апреля по новому стилю) 1888 года.

Michaela Stejskalova, Shutterstock.com

Начало

Он родился 2(14) февраля 1855 года в Екатеринославской губернии. Его отец был офицером, участником Крымской войны, мать, дочь морского офицера, в шестидесятых годах участвовала в революционно-демократическом движении. Именно с ней связана первая драма Гаршина, повлиявшая и на его характер, и на его здоровье.

Когда мальчику было пять лет, мать ушла из семьи к воспитателю старших детей П. Завадовскому, который был к тому же членом тайного революционного общества. Через несколько лет, в 1864 году, она забрала Всеволода к себе в Петербург. Эта история не могла не повлиять на впечатлительного мальчика, и так росшего крайне нервным. Кроме того, раннее умственное развитие тоже сделало свое дело: ребенок, который в 7 лет прочитал «Собор Парижской Богоматери», в 8 — «Что делать?», а в 9 зачитывавшийся «Современником», просто не мог вырасти обычным человеком.

Однако Гаршин-гимназист, как правило, производил впечатление человека жизнерадостного и целеустремленного. Он интересовался литературой, социальными проблемами, естествознанием. Но общественная жизнь середины шестидесятых часто оказывала на него тягостное впечатление, что периодически приводило к обострениям душевной болезни, которая начала развиваться ещё в детстве. Его знакомые отмечали, что он мог неожиданно помрачнеть и начать рассуждать, как мало в этой жизни хорошего, порой высказывал довольно странные способы, как можно осчастливить человечество. Многие говорили, что Всеволод слишком рано начал стремиться к борьбе с неким мировым злом. Эта борьба впоследствии станет одной из ключевых тем его творчества.

Война и творчество

В 1877 году, когда началась русско-турецкая война, он бросил институт и отправился добровольцем в действующую армию. Военные впечатления были переработаны в рассказ «Четыре дня», написанный в том же году, когда Гаршин лежал в госпитале после ранения. Опубликованный в октябрьском номере «Отечественных записок» рассказ принёс автору известность.

Даже недолгое пребывание на войне (после ранения Гаршин получил годовой отпуск) не могло не повлиять на впечатлительного молодого человека. Военные рассказы Гаршина потрясали читателей предельной обнажённостью чувств. Поскольку повествование шло от первого лица, автора и героя всё чаще отождествляли, считали, что писатель описывает то, что происходило именно с ним. В рассказах он соединял, казалось бы, несовместимые вещи: так, в «Четырёх днях» рядом с героизмом и готовностью к самопожертвованию соседствует осознание мерзости и ненужности войны, в «Трусе» — чувство долга и желание уйти от исполнения.

Несколько лет Гаршин полностью посвятил литературе и искусству, но к началу 1880-х годов он всё больше погружался в мрачное-безысходное состояние. В его произведениях всё чаще появляются мысли о ненужности искусства («Художники»), о безысходности жизни («Attalea princeps»), на него оказывают колоссальное впечатление происходящие в стране события.

В 1880 году было совершено покушение на главу Верховной распорядительной комиссии Лорис-Меликова, исполнителя — молодого революционера Млодецкого — приговорили к смерти, и Гаршин, добившись аудиенции у Лорис-Меликова, просил о помиловании осужденного, говорил о том, что эта смерть повлечет за собой множество других смертей — и чиновников, и террористов. Однако к его словам не прислушались, и Млодецкий был казнен.

Болезнь Гаршина обострилась, но поначалу сложно было понять, где проходит грань между гуманистическими высокими порывами души и приступами безумия. Писатель говорил о всепрощении, о помиловании всех преступников, ездил в Ясную Поляну к Льву Толстому, с которым обсуждал, как осчастливить человечество. У него развился маниакально-депрессивный психоз, и родным пришлось поместить его в больницу для душевнобольных. После курса лечения он пробыл какое-то время у родственников по линии матери, излечился и в 1882 году вернулся в Петербург.

В 1882 году вышел сборник «Рассказы», вызвавший жаркие споры. Гаршина осуждали за пессимизм, а народники сделали его творчество примером мучений и терзаний современного интеллигента. Через год Всеволод Михайлович написал рассказ «Красный цветок», главный герой которого, пациент клиники для душевнобольных, вообразил, что три красных мака в саду больницы заключают в себе вселенское зло, и решил покончить с ними даже ценой собственной жизни. Психиатры называли этот рассказ классическим изображением душевной болезни, но знали ли они, что многие эпизоды «Красного цветка» носили автобиографический характер и что Гаршин потратил на его написание очень много сил…

Конец…

В последние годы жизни Гаршин задумал написать большой роман. Он хотел показать не только обострённый внутренний мир своих персонажей, но и описать картины окружающего мира, вписать похожего на себя героя во внешнюю жизнь. Кроме того, он собирал материалы о времени Петра Великого, готовился взяться за роман «Люди и война». У него было множество идей и планов…

Но в начале 1888 года вернулась болезнь. Здоровье Всеволода Михайловича резко ухудшилось. Его друг, писатель Г. Успенский, позже писал, что Гаршина погубили «впечатления действительной жизни», которые описал так: «Один и тот же ежедневный „слух“ — и всегда мрачный и тревожный; один и тот же удар по одному и тому же больному месту, и непременно притом по больному, и непременно по такому месту, которому надобно „зажить“, поправиться, отдохнуть от страдания; удар по сердцу, которое просит доброго ощущения, удар по мысли, жаждущей права жить, удар по совести, которая хочет ощущать себя».

19 (31) марта того же года, во время одного из приступов, после долгой бессонной ночи Гаршин вышел из своей квартиры и бросился в лестничный пролёт. Через пять дней он скончался. Ему было всего 33 года.

И всё же он не был сумасшедшим или безумцем. Он был просто крайне впечатлительным человеком, который остро реагировал на любую несправедливость, чуть ли не физически страдающий от этого. Он был человек, живший в непростую эпоху реформ и последующей реакции на них и воспринимавший действительность слишком близко к сердцу. Он писал своими нервами и своей кровью, толчком к написанию новых произведений всегда были не приступы, а потрясения. А это всё же разные вещи, согласитесь…

Статья опубликована в выпуске 8.04.2012
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (6):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: