Валентина Пономарева Грандмастер

Почему Марию Тенишеву называли гордостью России? Часть 2. К звездам?..

Щедрость души княгини М.К.Тенишевой в служении благородному делу, задуманному в юности, не знала пределов, энергия казалась неиссякаемой, а решительность — всепобеждающей.

После свадебного путешествия в Европу муж привез ее в поселок Бежицу, что под Брянском, и княгиня вскоре построила там школу, ремесленное училище, дешевые столовые и магазины, клуб.

Ничуть не смущаясь прозвищем «странной барыни» и сопротивлением чиновничества, добилась сначала выделения рабочим земли и пособий для строительства личного жилья, а затем — запрета труда малолетних.

Переехав в Петербург, устроила дома студию по подготовке талантливой молодежи для Академии художеств под патронажем И. Е. Репина. Здесь начинали творить И. Билибин, З. Серебрякова и др.

Семейная жизнь Тенишевых не была безоблачной. Две сильные натуры, не отличавшиеся кротостью нрава, порой ссорились. Вячеслав Николаевич не одобрял, например, дружбу жены с художниками, считал некоторые из ее финансовых проектов излишними. Тем не менее, он не только предоставлял ей деньги, но и был духовной опорой в жизни.

Спас Н.Рериха в Храме Святого Духа (Талашкино) В 1893 г. в приобретенном имении Талашкино (оставив его под управлением Киту) М. Тенишева учредила художественно-промышленные мастерские: столярную, резьбы и росписи по дереву, чеканки по металлу, керамическую, окраски тканей и вышивания. Заведовал ими художник С.Малютин. А затем на соседнем хуторе Фленово организовала сельскохозяйственную школу с лучшими учителями, уникальной библиотекой, новейшими технологиями.

Сюда приезжали А. Бенуа, В. Васнецов, М. Врубель, К. Коровин, В. Поленов, В. Серов, Н. Рерих и др., в т. ч. творили эскизы будущих изделий, от балалаек до мебели. К производству привлекались и местные умельцы. Только вышивкой занимались 2 тыс. крестьянок. Продукция мастерских бойко продавалась в магазине «Родник» в Москве (Столешники), принимавшем заказы и из-за границы.

Кроме того, княгиня организовала оркестр народных инструментов, детский хор, студию художественного слова. И театр (200 зрительских мест!), где ставили Н. В. Гоголя, А. Н. Островского, А. П. Чехова. «Сказку о семи богатырях» написала сама и часто выступала в качестве актрисы на местной сцене. Так воплощалась мечта о создании «идейного имения».

В 1900 г. В. Н. Тенишев был назначен главным комиссаром русского отдела на Всемирной выставке в Париже, и жена приняла самое деятельное участие в его формировании.

Портал "Святой Георгий" (Талашкино). Автор - М.Тенишева Целеустремленность этой женщины была поистине удивительной: «заболев» эмалью, прошла выучку у мировой знаменитости Ренэ Лалика, сумела получить более 200 новых оттенков непрозрачных эмалей, защитить диссертацию «Эмаль и инкрустация», стать одним из лучших мастеров Европы, получить статус почетного члена Римского археологического общества, а также членство в нескольких европейских академиях.

Когда увлеклась коллекционированием, то собрала богатейшую коллекцию живописи, фарфора, скульптуры, ювелирных украшений, предметов старины. Русскую и зарубежную графику (500 работ) подарила Русскому музею, а собрание, которое оценивалось в несколько миллионов рублей — Смоленску, да еще и, купив землю, выстроила музейное здание для хранения и показа экспозиции. И устроила вместе с С. П. Дягилевым триумфальную выставку в Париже на «Осеннем салоне».

Субсидировала журнал «Мир искусства» вместе с С. Мамонтовым, оказывала материальную поддержку художникам (например, А. Бенуа). Во время I Мировой войны она открыла лазарет.

В 1917-м все рассыпалось… Тенишева оказалась в Париже вместе с дочерью Елизаветой Вячеславовной и Киту. Вместе с ними устроила «малое Талашкино», наладила обучение детей эмигрантов эмальерному искусству, готовила театральные костюмы (например, для «Снегурочки»). Работала неустанно, изумляя окружающих трудолюбием, до самой смерти, наступившей в 1928 г.

В 1930 г. в Праге ученики Марии Клавдиевны восстановили и издали ее диссертацию, в 1933 г. во Франции была опубликована ее книга «Впечатления моей жизни» (у нас — в 1991 г.).

В 1950-е гг. ее знакомые передали Смоленску драгоценности, оставленные княгиней перед отъездом в Париж. Удивительное дело — честь и достоинство: даже в голодные военные годы они не посягнули на то, что было доверено, не присвоили ни одного предмета, указанного в описи, составленной самой владелицей!

В наши дни 1 июня, день рождения М. К. Тенишевой — памятная дата в календаре Смоленского государственного музея-заповедника. А в Талашкине сейчас — музей, очень интересный. Приезжайте, не пожалеете!

Обновлено 7.08.2009
Статья размещена на сайте 27.05.2007

Комментарии (18):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Очень интересно, очень. Ничего этого не знала.

    Оценка статьи: 5

  • Галина, я перечитала Ваши слова, и лучше ощутила ключевое - "про таких людей". Те бабушки, которые принесли бриллианты в Смоленский горисполком, решив справедливо, что М.К.Тенишева уже не приедет (не ведая, что ее давно нет в живых), - героини, не меньше, правда?

    Оценка статьи: 5

  • Валентина, спасибо! Мои + 5. Почитаешь про таких людей, и хочется горы свернуть.

    Оценка статьи: 5

  • Ну надо же... Какими оказывается бывают женщины! 5.
    Только, Валюш, может стоит убрать из заголовков слова "Часть 1" и "Часть 2"???????

    Получится
    Почему Марию Тенишеву называли гордостью России? Через тернии...
    Почему Марию Тенишеву называли гордостью России? ...К звездам.

    Оценка статьи: 5

    • Сашенька, спасибо. Думаю, размышляю...
      Все-таки это "расчекрыженный" очерк, который изначально был трехчастевым, и я не без труда (не хотелось томить читателя) буквально упихнула это в две половинки, с мукой вырезая подробности, частности и боковые сюжеты. (Блин, уж мне этот собственный редакторский опыт!).

      В "звездах" есть многозначность, которая помечена знаком вопроса. Звезды в жизни М.Тенишевой были - и в общепринятом понимании "звезд" - и общения, и взращивания , и в исполнении заветного предназначения - звездного часа, и в смысле "звездопада"... отвержения Родиной всего, что было дано ей, Родине, из этих женских (нежных, властных, непокорных, своевольных и любящих) рук.

      Вообще название пришло само собою, как и большинство других. Как только начинаю ломать голову над.., понимаю, что надо оставить до той поры, что само сформулируется.

      По большому счету - Вы правы, но разделить без частевых помет в конкретных условиях инет-журнала - либо невозможно, либо - совсем в другой ипостаси.

      А поскольку история знакомства с образом М.Тенишевой у меня насчитывает надцать лет, то пусть будет, как легло, не возражаете?

      Очень признательна за внимание, и за совет - и это не просто формула вежливости. А от души.

      Оценка статьи: 5

    • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 28 мая 2007 в 19:11

      Многие попадают на сайт из поисковиков, видят статью без конца или без начала и должны не удивиться, а понять, что есть другая часть.

      • Лучше всего, когда есть ссылка (линк) на предыдущую и последующую части. Тогда можно прочитать все подряд без того, чтобы долго искать начало и конец.

        Оценка статьи: 5

        • А я думаю - это авторам надо учесть. Вот когда я рассылку на Сабскрайбе выпускаю, я там все стараюсь указывать (пардон, вчера как раз упустила - забыла и не нашла предыисторию двухгодичной давности), чтобы нить не рвалась. А здесь... спасибо, К.Ю., за совет. Можно начинать продолжение со ссылки на начало, и можно в конце "начала" давать ссылку на продолжение. Кстати, и Вам тоже. А Вашу серию "Ностальжи" и вообще хорошо бы как-то слитно оформить!
          Кррррасиво будет, а?! - и про бутылки, и про коммуналки, и про...

          Оценка статьи: 5

        • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 3 июня 2007 в 11:15

          Собственно, в два нажатия - на имя автора и на название интересующей статьи можно попасть в нужную часть, а после первого - еще и весь список статей этого автора увидеть.

  • Шесть лет вручала дар Смоленску... Сначала не принимали, мол, нет помещения - построила сама. Потом революция - вывезла на время беспорядков в Париж. А потом еще просила, чтоб разрешили пополнять коллекцию и содержать за свой счет!

    Оценка статьи: 5

  • Да,энергии у нее было на десятерых! И сколько сделала!
    А Россия ? - сначала отвергала,потом не поняла, потом забыла одну из своих лучших дочерей.
    Шестерку поставлю потом