• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Юрий Орлов Грандмастер

Кто он - Говард Хьюз? Американская мечта, человек-легенда

Люди — что звезды на Млечном пути. Одни звездочки загораются, но свет их тускл и едва видим в небесной дали. Другие — вспышка, яркий огонь — и нет звезды.

PanicAttack, Shutterstock.com

Он вызывал разные чувства: восхищения, зависти и недоумения. Человек-легенда. Первый в мире миллиардер, смелый и отважный летчик. И странный эгоцентрик, с болезненными причудами психопата. Человек-загадка при жизни и после смерти. О нем пишут книги. Про него снимают фильмы. Кто же он, Говард Хьюз?

Начало беспокойного двадцатого века. Мальчик родился как раз накануне Рождества, в семье успешного бизнесмена. Назвали так же как и отца — Говард. Семья была обеспеченной, глава семейства смог сколотить свой капитал с нуля на приисках, но вспоминать об этом не любил. Видимо, не все было чисто в те далекие годы его молодости.

Нельзя было представить более разных людей, чем Хьюз-старший и его жена Эллин. Лед и пламень — это про них сказано. Азарт, мятежность духа и рафинированность, чопорность — странный симбиоз. Женщина была помешана на чистоте, ребенок, словно в медицинской палате, играл только стерильными игрушками с допущенными детьми. Мать боялась всего на свете — от сквозняков до кошек.

Можно представить, какие гены достались мальчику. Предприимчивость определилась рано, уже в детстве пацан разрешал играть своими игрушками только за деньги. Но испытывал страхи перед любым недугом и робость в общении с людьми. Эти страхи и фобии остались на всю жизнь, тем более Эллин, которая боялась даже простого сквозняка, умерла после легкой операции, когда юноше исполнилось 17 лет.

Через 2 года после смерти Хьюза-старшего Говард стал наследником большого состояния. Только его целеустремленность победила страх одиночества и будущих трудностей. Первой победой было нежелание иметь опекуна. И он добился признания совершеннолетия, хотя ему еще не исполнилось двадцати одного года.

Кто знает, что было бы с юношей дальше, куда свернула бы жизненная стезя, если бы отец не познакомил его с авиаспортом. Это увлечение стало не только делом, но и судьбой. Две страсти вели его по жизни — небо и кино.

Молодой человек решил снять фильм о пилотах Первой мировой войны, для чего ему пришлось покинуть отчий дом и отправиться в Лос-Анджелес. Деньги были не проблемой и, став продюсером своего фильма, Говард закупил 87 самолетов. Сумма была огромной — более полутора миллионов долларов. Но это были пустяки в сравнении с полученными рекордными сборами после полного аншлага фильма.

Фильм снимался 3 года и стоил жизни трем летчикам, а также долгого лечения молодого продюсера, который разбился на съемках. Назывался фильм «Ангелы ада» и вышел на большой экран в тридцатых годах прошлого столетия.

После этого фильма последовали и другие, такие как комедийная лента «Первая полоса», гангстерский фильм под названием «Человек со шрамом», который долго не пропускала цензура из-за обилия секса и насилия. Но каждая выпущенная на экран картина становилась очередной сенсацией.

Азарт Говарду Хьюзу достался от отца, и мятежный дух не давал останавливаться на достигнутом. Вторая страсть звала к свершениям. И он основал авиастроительную компанию. В своей фирме был всем — создателем, инженером-конструктором, бизнесменом и испытателем.

Рекорды дальности полетов и высоты основатель фирмы и бизнесмен устанавливал тоже сам на созданных им моделях. За 3 дня 19 часов и 8 минут он облетел северную часть Земли. Это был рекорд.

Его авиастроительная фирма работала на государство в военные годы. Охотно верится, что характер не позволил бы Говарду остаться в стороне: он отправился бы сам воевать на своих самолетах, но на испытаниях разбился и много недель пролежал в больнице, после чего вышел наркоманом.

Большие дозы морфия и кодеина, которые врачи ему давали, чтобы без боли уйти на тот свет, оказали другой эффект. Он выжил, но до самой смерти был зависим от кодеина. Долгое время наркотик ничем не проявлял себя. Хьюз продолжал сам испытывать самолеты. Адреналин — не только удовольствие для некоторых, но и наркотик.

Бизнес расширялся, за военный период компания разработала и выпустила новые самолеты, появившиеся баснословные прибыли позволили ему стать миллиардером. Он основал свой благотворительный фонд в середине столетия, который действует и в наше время.

И не только. Передав компанию фонду, он тем самым смог уйти от налогов, подав пример другим предпринимателям. Но интересно: правительство, увидев, что подобным образом можно лишиться большей части налоговых сборов, прекратило подобную практику. В такой ситуации только этому удачливому предпринимателю удалось обойти запрет. Он был ас не только в небе, но и в бизнесе.

Уже доказано, что наркомания — болезнь. Страшна она и бедняку из Гарлема, и миллиардерам, которые в состоянии купить многое, но не спасение от страшной болезни. Влияние наркотика на психику не прошло даром.

Последнее время своей жизни Говард Хьюз все чаще проводил в одиночестве. Его страхи и фобии опутывали больной мозг. Опасаясь вирусов и микробов, он давал странные распоряжения прислуге: за дверную ручку браться только салфетками, в шесть-восемь слоев обертывая ручку; не касаться кранов ладонями, мыть тщательно руки — это далеко не полные его требования.

Но странно, подобная маниакальная гигиена относилась только к обслуге. Что касалось самого Хьюза, то он мог месяцами не бриться и не менять белье. Наркотик полностью завладел его сознанием, дозы кодеина возрастали. Из деятельного бизнесмена, авиатора и спортсмена он превратился в развалину.

В 1976 году его на стало. Обстоятельства смерти остались не выясненными. На империю миллиардера было более 400 претендентов, но в результате долгих судебных споров наследство поделили 22 человека. Был ли он счастлив, этого уже никто не скажет. Но цели своей добился — на Олимпе славы Говард Хьюз побывал.

Статья опубликована в выпуске 30.05.2013

Комментарии (4):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Отличная, дельная статья. Жаль, что такие люди не берегут, не щадят себя, хотя это и симпатично. Вот братья Райт дорожили механиком по двигателям и не сажали его в испытательные полёты. Ю.Гагарина тоже можно было избавить от ординарных полётов. С. Фёдорова тоже можно было отговорить от увлечения вертолётами да ещё в качестве пилота.

    Дух первопроходцев до сих пор не выветрился у многих американцев. Сравнительно недавно погиб в пустыне м/б последний романтик неба, тоже неугомонный богач и авантюрист.

    Оценка статьи: 5

  • Какая необычная судьба у Говада Хьюза! Она напоминает качели: то вверх, то вниз. Жаль, что такой печальный конец. Его имя останется навсегда в истории американской авиации. Спасибо, для меня было очень познавательно почитать историю об этом необыкновенном человеке.

    Оценка статьи: 5

  • Между прочим, Барбара Харлоу, снимавшаяся в "Ангелах Ада", повлияла на сценический образ таких звёзд, как Джейн Мэйнсфилд и сама Мэрилин наша Монро. А у самого Хьюза в любовниках были первые красавцы Голливуда Эролл Флинн и Кэри Грант. Выбор что надо. Меня и один из этих двоих устроил бы лучше некуда. Естественно, если бы я жил в то время.