• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Юрий Москаленко Грандмастер

Почему Сергей Образцов стал кукловодом?

5 июня (по другим данным 5 июля) 1901 года стал первым днем жизни Сергея Образцова, подарившего нескольким поколениям советских людей радость живого общения с «говорящими» куклами. Куда бы ни приезжал театр, руководимый Образцовым, аншлаг был обеспечен.

Ученые спорят над тем, могут ли гены родителей определять участь детей? Если с болезнями все понятно, есть целый ряд наследственных, то почему на детях гениев природа отдыхает? Но судьба Сергея Владимировича Образцова опровергает эту расхожую теорию.

Мы мало знаем о Владимире Николаевиче Образцове, а это был уникальный человек своего времени. В год рождения сына Сергея он стал преподавателем Московского инженерного училища, после революции профессором и академиком. Готовил кадры для железнодорожного транспорта. Основные научные труды Образцова посвящены проблемам проектирования железнодорожных станций и узлов, организации планирования сортировочной работы на сети железных дорог.

В годы Великой Отечественной войны 68-летний академик на свои собственные сбережения приобрел самолет ЯК-1, назвал его «Ртищевский железнодорожник» и вручил Герою Советского Союза Александру Лавренову. На этом самолете уничтожено 11 асов Геринга. А всего Александр сбил 29 фашистских самолета и погиб в небе над Крымом 25 марта 1944 года.
Гражданская позиция академика Владимира Образцова было оценена по заслугам — он стал лауреатом Сталинской премии дважды — в 1942 и 1943 годах.

Я рассказываю столь подробно об отце только потому, чтобы стало понятнее, откуда у Образцова-младшего такая жизненная позиция, мужество и, если хотите, здоровое нахальство.
Кстати, он впервые показал свой характер, когда окончил гимназию. Отец-инженер и мама-учительница очень хотели видеть сына в высшем учебном заведении, а он твердо решил идти в реальное училище и окончил его. Правда, по своей основной специальности никогда не работал, так как сразу же после окончания учебы поступил во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-театральные мастерские) на живописный факультет. И уже в 1923 году состоялся первый сольный кукольный спектакль с участием молодого актера, работавшего со знаменитым режиссером Владимиром Немировичем-Данченко.

Он стал кукольником, скорее, от безысходности. Послевоенная Москва была «раем», пожалуй, только для нэпманов, а юные студенты ВХУТЕМАСа очень часто ложились спать на голодный желудок. Сейчас уже трудно сказать, кому первому в голову пришла идея смастерить куклу на продажу — Образцову, Борису Ефимову (основателю Кукрыниксов) или Александру Дейнеке, ставшему впоследствии известнейшим художником-плакатистом, достаточно вспомнить «Оборону Севастополя». Но юные художники «лепили» фигурки, как пельмешки. Этим-то и спаслись от голодной смерти.
Друзья уже тогда замечали, что Сергей так рекламировал свой товар, что возле него всегда собиралась толпа народа. И не было случая, когда бы он возвращался в общежитие имея на руках нереализованную игрушку. Именно там, на улицах Москвы начала и середины 20-х годов была первая «студия» начинающего актера. Как говорится, хочешь жить — умей вертеться…

Конечно, сыну академика теоретически было посытнее, чем приезжим в Москву друзьям. Но Сергей Владимирович твердо решил пробиваться в жизни сам и от родительской помощи в большинстве случаев отказывался.

В 1931 году Образцову было поручено создать кукольный театр. Премьера состоялась 17 апреля 1932 года, спектакль назывался «Джим и Доллар».
Любимый конек Сергея Владимировича — пародия, так что уже с первых спектаклей, взрослые, приводившие в театр детей, стали требовать, чтобы Образцов поставил что-нибудь и для взрослых. Студенческие годы даром не прошли — и спектакли для взрослых были такие же яркие, взрывные, привлекающие внимание.

Как великий художник Образцов старался подмечать каждую мелочь, чтобы потом использовать это в своих спектаклях. Он внимательно наблюдал за повадками животных, птиц и не просто сочинял для каждого своего персонажа «легенду», а старался, чтобы юные зрители воспринимали характер каждого персонажа так, как это происходит в обычной жизни.

А родным и близким оставалось не только смириться с тем, что работа для Сергея Владимировича всегда была на первом месте, но и с его поступками, которые рассматривались, как «чудачества».
Ну, скажите, как бы вы отнеслись к тому, что взрослый человек, отец семейства после возвращения из турне по США достает вдруг два целлофановых пакетика, в которых «резвятся» два маленьких крокодильчика? Вначале решили, что это какие-то механические игрушки. Но нет — крокодильчики были самые настоящие. Пришлось запускать их в ванну, потом они «доросли» до уровня бассейна, и, наконец, переросли и его. А сколько было слез, когда с ними пришлось расстаться!
Оказалось, что Образцов прихватил крокодильчиков только потому, что их подарил ему сын великого Шаляпина!

Или возьмем другое увлечение великого маэстро — голуби. Сергей Владимирович лично забирался на голубятню и гонял своих турманов залихватским свистом. И про каждую свою птицу рассказывал удивительную историю.
А на вопрос: «Почему вы решили стать кукольником», Сергей Владимирович чаще всего рассказывал такую историю. В первом своем спектакле у Немировича-Данченко он должен был играть старика. Желания было много, старания в избытке, но роль не шла. И тогда Образцов изготовил куклу старика для руки, надел ее и начал с нею разговаривать. Те интонации, которые должны были прозвучать на сцене, нашлись сами собой…

Очень редким из нас суждено по жизни быть сыном академика. Еще меньше «сынов и дочерей» со временем «вырастают» из этой роли. Не бойтесь торить свой путь. Судьба всегда благосклонна к тем, кто идет по жизни смеясь…

Статья опубликована в выпуске 5.06.2007
Обновлено 15.07.2022

Комментарии (8):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: