Владимир  Жестков Грандмастер

Марина Раскова. Как она стала великой летчицей?

Майор Рабоче-Крестьянской Красной Армии, Герой Советского Союза, командир 587-го бомбардировочного полка Раскова Марина Михайловна погибла при передислокации своей части 4 января 1943 года. Про нее говорили, что она была летчиком «от Бога», но тяжелые метеоусловия сделали свое черное дело.

Ту-134Ш «Марина Раскова» на 1449-й авиабазе Тамбова Vitaly Kuzmin, Wikimedia.org

…В 1941 году мой папа, имевший военную специальность «штурман дальней авиации», был направлен служить преподавателем в Энгельсское авиационное училище летчиков. Именно там формировались знаменитые женские авиационные полки. Вот мой папа и преподавал этим девчонкам азы тактики воздушного боя и навыки штурманского искусства в боевых условиях. С раннего детства в моей памяти застряли эти имя и фамилия — Марина Раскова…

Кем же была Марина Раскова, что ее именем — а это редчайший случай — названы только в Москве площадь, улица и переулок. Причем не как в случае с Лениным, где использованы и отчество, и фамилия, и политический псевдоним, нет, у Расковой все проще, все три объекта так и называются — «Марины Расковой».

Родилась Марина в Москве 28 марта 1912 года в семье учителя пения. Она и сама хорошо пела, училась одновременно в средней школе и на детском отделении консерватории, и ей прочили будущее оперной певицы. Но жизнь изменилась, умер отец, и Расковой после окончания девятого класса пришлось пойти работать, чтобы помочь матери поставить на ноги младшего брата.

Неподалеку от их дома находился Бутырский химический завод, куда и пошла работать шестнадцатилетняя девочка. Через год с небольшим место работы переменилось, она устроилась в аэронавигационную лабораторию Военно-Воздушной академии имени Жуковского. Причем произошло это не потому, что она любила авиацию, просто это оказалось еще ближе к дому, да и работа была полегче. Вскоре ей поручили демонстрировать слушателям аэронавигационные приборы. Марине пришлось усесться за учебники. Неожиданно ей это понравилось, и она всерьез увлеклась аэронавигацией. Она упорно овладевала новой специальностью и в 1934 году окончила Ленинградский институт Гражданского Воздушного Флота по специальности «штурман».

Ее дипломной работой было проведение аэрофотосъемки для подготовки описания прокладываемой на юге страны новой авиалинии — Одесса-Батуми. Работа была признана выполненной на «отлично», и бывшая студентка стала преподавателем штурманского дела в родной академии. Было ей в то время 22 года.

Любопытная информация имеется в ряде источников. Якобы Раскову вызвал начальник академии и спросил, чем бы она хотела быть награжденной за успехи в учебе? По существующей легенде она попросила, чтобы ей предоставили возможность научиться управлять самолетом. Просьбу удовлетворили, она поступила в Центральный аэроклуб Осоавиахима в Тушине, который успешно закончила в 1935 году.

Последовало ответственное поручение: подготовка Первомайских воздушных полетов в Москве. Раскова не только рассчитывала маршруты для каждого самолета, чтобы стянуть их в одну парадную колонну, но и лично на флагманском самолете вела за собой весь строй самолетов.

Вскоре она стала участвовать в популярных в то время дальних перелетах, ставила мировые рекорды, за что и была награждена орденом Ленина.

В 1938 году она была призвана в армию и стала первой в стране женщиной-штурманом в военной авиации. Этот год стал пиком ее славы: женский экипаж в составе Осипенко, Гризодубовой и Расковой совершил беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток на самолете «Родина». Топлива немного не хватило, и «Родина» через 26 с половиной часов полета, пролетев более 6 тысяч километров, совершила вынужденную посадку. Через 5 дней самолет был найден, а Марина Раскова вышла к людям лишь на десятые сутки. 2 ноября 1938 года эти смелые летчицы были удостоены званий Героя Советского Союза.

Наступил октябрь 1941 года. Фронт приближался к Москве. В стране не хватало летчиков. И вот к руководству ВВС страны обратилась майор Раскова с неожиданным предложением — создать отдельный женский авиационный полк:

 — Я уверена, что девушки будут хорошо воевать, — утверждала она.

И вот со всей страны начали поступать заявления от выпускниц аэроклубов и летных школ. Первый полк был сформирован, он был на 100% женским — от летчиц до техников и механиков. Командовать полком поручили опытной летчице капитану Бершанской, а Раскова продолжала заниматься организационными вопросами, и вскоре таким же образом были сформированы еще два женских полка.

Три месяца упорного, напряженного труда, занятия по 12−14 часов; дневные, а затем ночные вылеты… И вот курс обучения, на который в мирное время отводилось 3 года, окончен. Первое детище майора Расковой — ночной женский полк — был передислоцирован на фронт. Экипажи еще двух женских полков — бомбардировочного и истребительного — тоже закончили обучение, но… И тут надо вернуться к началу статьи.

Несколько слов о том, каким она была командиром. Известно ее знаменитое изречение:

- Для того, чтобы хорошо командовать, нужно самой хорошо летать и, конечно, в совершенстве знать машины, на которых летают твои подчиненные.

По-видимому, она относилась к тому типу женщин, которых позднее назовут феминистками. Коротко по-мужски стриженная, подтянутая, в летном комбинезоне, она производила скорее впечатление мужчины, нежели женщины. Да и работу она себе выбрала далеко не женскую, а уж отдельные ее поступки в качестве командира женскими никак не назовешь. Так, по воспоминаниям моего отца, она лично расстреляла двух техников-мужчин, которые, доставляя горюче-смазочные материалы, выпили немного спирта, что заливался в системы самолетов.

 — Вы не спирт пили, вы кровь наших солдат пили, — завершила она свое выступление перед строем.

В пятидесятые годы 2 мая в сквере перед Большим театром собиралось большое количество женщин с орденами и медалями на платьях. Это были летчицы из 46-го Гвардейского ночного легкобомбардировочного авиационного полка, знаменитые «ночные ведьмы», которых так боялись гитлеровцы на фронте, а также из 125-го Гвардейского бомбардировочного полка и 586-го истребительного. Мы с папой долгое время ходили на эти встречи, и я слушал рассказы этих женщин, в которых имя Марины Расковой звучало чаще других.

Обновлено 4.02.2015
Статья размещена на сайте 24.05.2014

Комментарии (17):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Санна Малинина Читатель 2 ноября 2014 в 12:48 отредактирован 26 мая 2018 в 18:55

    Марина и Рома (брат) Малинины с отцом 1917 г.

  • Санна Малинина Читатель 2 ноября 2014 в 12:45 отредактирован 2 ноября 2014 в 13:15

    Здравствуйте, было вновь радостно, что кто-то вспоминает Марину Малининy. К сожалению, известна она стала с фамилией своего мужа, с которым практически не жила.
    О ее отце пишут, что он был учителем пения. Это для того, чтобы не испортить биографию Марины. Не думаю, что власти (а Сталин очень ценил Марину Pаскову) поощрили бы связь отца лётчицы с великими людьми царского режима.

    Дело в том, что Михаил Дмитриевич Малинин (сценический псевдоним Буренин)(1853—1919) — был другом и помощником Саввы Мамонтова. Стал артистом Мамонтовской первой частной русской оперы (баритон) и антрепренером театра.Выступал на оперных сценах Москвы (Т-р Корша, 1884; Частная рус. опера С. Мамонтова, 1885 — до конца 1890-х гг.), Омска (1894), Екатеринбурга (1894), Самары (1895), Н. Новгорода (в составе Моск. частной рус. оперы на открытии нового гор. т-ра в 1896). Обладал актер. дарованием.
    Вначале он работал бухгалтером фабрики Алексеевых. Пению обучался в Москве у А. Барцала.
    1-й исп. в Москве партий: Мизгиря ("Снегурочка"), Дон Карлоса ("Каменный гость", осн. ред.), Варсанофьева ("Хованщина"). Др. партии: Велебин; Валентин и Вагнер ("Фауст"). Партнеры: С. Брыкин, И. Ершов, Т. Любатович, О. Пускова, А. Ростовцева, Н. Салина, А. Секар-Рожанский, Е. Цветкова, Ф. Шаляпин. Пел п/у Э. Бевиньяни, А. Бернарди, В. Зеленого, Э. Эспозито.

    В 1898 вместе с А. Секар-Рожанским, Т. Любатович, В. Антоновой, Ф. Шаляпиным и С. Рахманиновым концертировал в Крыму, в т. ч. в Ялте, где на концерте присутствовал А. Чехов.

    Марина Раскова родилась от его второй жены- Анны Спиридоновы Любатович. Ее старшая сестра- ведущая солистка частной оперы Мамонтова- Татьяна Любaтович (см. картины Коровина) была многие годы гражданской женой Саввы Мамонтова.
    Первой женой Михаила Малинина- была Варвара Константиновна Никольская. Она тоже была певица, но скончалась очень рано. У них родился не менее знаменитый сын- Борис Михайлович Малинин- первый конструктор Советских подводных лодок (есть во всем интернете).
    Борис Михайлович Малинин- прадедушка моего мужа. А Марина Раскова- сводная прабабушка.
    Когда прадедушка умер (его сбил мотоцикл), то старший сын, Борис Михайлович Малинин, взял на себя заботу о младших детях и жене отца.

    Сейчас потомки живут в Швеции. Самая младшая- прапраправнучка- Николь Малинин

  • Наталья, спасибо за поддержку.

  • Константин, большое спасибо за подсказку, обязательно воспользуюсь.

  • Владимир, на сайте есть статья Юры Москаленко о перелете "Родины". Я не к тому, что ещё одна статья об одном и том же не нужна. Наоборот, очень интересно читать, когда разные авторы рассказывают либо об одном человеке, либо об одном событии. Потому что каждый из них видит, ощущает и понимает то, о чем рассказывает, по-разному. Просто, во-первых, дополнительная информация никогда не бывает лишней. А во-вторых, когда будете знать, о чем рассказывал Юрий, надеюсь, Вам будет легче найти свой, оригинальный вариант рассказа об этом событии.
    Кстати, я Юрину статью нашел благодаря вот этой, Вашей.

    Оценка статьи: 5

  • Владимир, готовьте, пишите, нам на пользу пойдет

    Оценка статьи: 5

  • Константин, большое спасибо. К моему величайшему удивлению, когда за обедом я рассказал в офисе об этой статье, народ, вроде бы образованный и грамотный, да и не такой уж молодой, где-то 25-35 лет, заявил мне, что даже такой фамилии не знает, не то что, жизнеописание Марины Михайловны. Начал подбирать материалы по Гризадубовой и Осипенко, по их историческому перелету. Начал писать о Водопьянове, я был у него в гостях, правда было это очень давно. Затем придется еще что-нибудь готовить.

  • Замечательная статья. Я бы даже сказал, что это не статья. Увлекательный рассказ о жизни человека с очень интересной биографией.

    Оценка статьи: 5

  • Всем откликнувшимся, большое спасибо.

  • Информация почти с первых рук - она для вас живой человек, а не просто фамилия, может поэтому получилась хорошая статья. Спасибо!

    Оценка статьи: 5

  • Владимир, отличная статья, да еще и с изюминкой личной причастности.

  • Владимир, конечно читаю Ваши статьи,и Ваши здравые комментарии, получаю позитив,положительные эмоции, и это очень важно.

    Оценка статьи: 5

  • Наталья, и Вам спасибо, и за то, что оценили, конечно, но более всего, за то, что читаете.

  • Владимир, замечательно написали, спасибо!Именно за такие ,как Ваша статьи , нравится ШЖ

    Оценка статьи: 5

  • Марк Блау, прежде всего большое спасибо за оценку статьи. Раскова замужем была, дочь Татьяну родила, девичья фамилия у нее Малинина, развелась в 1935 году, когда еще знаменитой не была. Так что прославила, наверное сама себя.
    А вот за Полину Денисовну Осипенко мне очень обидно. Я много лет работал на улице Осипенко в центре Москвы, но затем ей вернули "родное" имя Садовническая, правда тут же назвали в ее честь новый проектируемый проезд на одной из окраин.

  • Замечательная статья. Имя и фамилию слышал, конечно, неоднократно, а вот подробности жизни узнал из статьи.

    Она замужем была? А то вот Бердянск в Запорожской области как-то переименовали в Осипенко, поскольку Полина родилась в соседней деревне. Потом оказалось - прославили мужа, с которым она разошлась. Ну и вернули городу "Девичью фамилию"

    Оценка статьи: 5