• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Владимир  Жестков Грандмастер

Марина Раскова. Как она стала великой летчицей?

Майор Рабоче-Крестьянской Красной Армии, Герой Советского Союза, командир 587-го бомбардировочного полка Раскова Марина Михайловна погибла при передислокации своей части 4 января 1943 года. Про нее говорили, что она была летчиком «от Бога», но тяжелые метеоусловия сделали свое черное дело.

…В 1941 году мой папа, имевший военную специальность «штурман дальней авиации», был направлен служить преподавателем в Энгельсское авиационное училище летчиков. Именно там формировались знаменитые женские авиационные полки. Вот мой папа и преподавал этим девчонкам азы тактики воздушного боя и навыки штурманского искусства в боевых условиях. С раннего детства в моей памяти застряли эти имя и фамилия — Марина Раскова…

Кем же была Марина Раскова, что ее именем — а это редчайший случай — названы только в Москве площадь, улица и переулок. Причем не как в случае с Лениным, где использованы и отчество, и фамилия, и политический псевдоним, нет, у Расковой все проще, все три объекта так и называются — «Марины Расковой».

Родилась Марина в Москве 28 марта 1912 года в семье учителя пения. Она и сама хорошо пела, училась одновременно в средней школе и на детском отделении консерватории, и ей прочили будущее оперной певицы. Но жизнь изменилась, умер отец, и Расковой после окончания девятого класса пришлось пойти работать, чтобы помочь матери поставить на ноги младшего брата.

Неподалеку от их дома находился Бутырский химический завод, куда и пошла работать шестнадцатилетняя девочка. Через год с небольшим место работы переменилось, она устроилась в аэронавигационную лабораторию Военно-Воздушной академии имени Жуковского. Причем произошло это не потому, что она любила авиацию, просто это оказалось еще ближе к дому, да и работа была полегче. Вскоре ей поручили демонстрировать слушателям аэронавигационные приборы. Марине пришлось усесться за учебники. Неожиданно ей это понравилось, и она всерьез увлеклась аэронавигацией. Она упорно овладевала новой специальностью и в 1934 году окончила Ленинградский институт Гражданского Воздушного Флота по специальности «штурман».

Ее дипломной работой было проведение аэрофотосъемки для подготовки описания прокладываемой на юге страны новой авиалинии — Одесса-Батуми. Работа была признана выполненной на «отлично», и бывшая студентка стала преподавателем штурманского дела в родной академии. Было ей в то время 22 года.

Любопытная информация имеется в ряде источников. Якобы Раскову вызвал начальник академии и спросил, чем бы она хотела быть награжденной за успехи в учебе? По существующей легенде она попросила, чтобы ей предоставили возможность научиться управлять самолетом. Просьбу удовлетворили, она поступила в Центральный аэроклуб Осоавиахима в Тушине, который успешно закончила в 1935 году.

Последовало ответственное поручение: подготовка Первомайских воздушных полетов в Москве. Раскова не только рассчитывала маршруты для каждого самолета, чтобы стянуть их в одну парадную колонну, но и лично на флагманском самолете вела за собой весь строй самолетов.

Вскоре она стала участвовать в популярных в то время дальних перелетах, ставила мировые рекорды, за что и была награждена орденом Ленина.

В 1938 году она была призвана в армию и стала первой в стране женщиной-штурманом в военной авиации. Этот год стал пиком ее славы: женский экипаж в составе Осипенко, Гризодубовой и Расковой совершил беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток на самолете «Родина». Топлива немного не хватило, и «Родина» через 26 с половиной часов полета, пролетев более 6 тысяч километров, совершила вынужденную посадку. Через 5 дней самолет был найден, а Марина Раскова вышла к людям лишь на десятые сутки. 2 ноября 1938 года эти смелые летчицы были удостоены званий Героя Советского Союза.

Наступил октябрь 1941 года. Фронт приближался к Москве. В стране не хватало летчиков. И вот к руководству ВВС страны обратилась майор Раскова с неожиданным предложением — создать отдельный женский авиационный полк:

 — Я уверена, что девушки будут хорошо воевать, — утверждала она.

И вот со всей страны начали поступать заявления от выпускниц аэроклубов и летных школ. Первый полк был сформирован, он был на 100% женским — от летчиц до техников и механиков. Командовать полком поручили опытной летчице капитану Бершанской, а Раскова продолжала заниматься организационными вопросами, и вскоре таким же образом были сформированы еще два женских полка.

Три месяца упорного, напряженного труда, занятия по 12−14 часов; дневные, а затем ночные вылеты… И вот курс обучения, на который в мирное время отводилось 3 года, окончен. Первое детище майора Расковой — ночной женский полк — был передислоцирован на фронт. Экипажи еще двух женских полков — бомбардировочного и истребительного — тоже закончили обучение, но… И тут надо вернуться к началу статьи.

Несколько слов о том, каким она была командиром. Известно ее знаменитое изречение:

 — Для того, чтобы хорошо командовать, нужно самой хорошо летать и, конечно, в совершенстве знать машины, на которых летают твои подчиненные.

По-видимому, она относилась к тому типу женщин, которых позднее назовут феминистками. Коротко по-мужски стриженная, подтянутая, в летном комбинезоне, она производила скорее впечатление мужчины, нежели женщины. Да и работу она себе выбрала далеко не женскую, а уж отдельные ее поступки в качестве командира женскими никак не назовешь. Так, по воспоминаниям моего отца, она лично расстреляла двух техников-мужчин, которые, доставляя горюче-смазочные материалы, выпили немного спирта, что заливался в системы самолетов.

 — Вы не спирт пили, вы кровь наших солдат пили, — завершила она свое выступление перед строем.

В пятидесятые годы 2 мая в сквере перед Большим театром собиралось большое количество женщин с орденами и медалями на платьях. Это были летчицы из 46-го Гвардейского ночного легкобомбардировочного авиационного полка, знаменитые «ночные ведьмы», которых так боялись гитлеровцы на фронте, а также из 125-го Гвардейского бомбардировочного полка и 586-го истребительного. Мы с папой долгое время ходили на эти встречи, и я слушал рассказы этих женщин, в которых имя Марины Расковой звучало чаще других.

Статья опубликована в выпуске 27.05.2014
Обновлено 18.08.2022

Комментарии (17):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Санна Малинина Читатель 2 ноября 2014 в 12:48 отредактирован 26 мая 2018 в 18:55 Сообщить модератору

    Марина и Рома (брат) Малинины с отцом 1917 г.

  • Санна Малинина Читатель 2 ноября 2014 в 12:45 отредактирован 2 ноября 2014 в 13:15 Сообщить модератору

    Здравствуйте, было вновь радостно, что кто-то вспоминает Марину Малининy. К сожалению, известна она стала с фамилией своего мужа, с которым практически не жила.
    О ее отце пишут, что он был учителем пения. Это для того, чтобы не испортить биографию Марины. Не думаю, что власти (а Сталин очень ценил Марину Pаскову) поощрили бы связь отца лётчицы с великими людьми царского режима.

    Дело в том, что Михаил Дмитриевич Малинин (сценический псевдоним Буренин)(1853—1919) — был другом и помощником Саввы Мамонтова. Стал артистом Мамонтовской первой частной русской оперы (баритон) и антрепренером театра.Выступал на оперных сценах Москвы (Т-р Корша, 1884; Частная рус. опера С. Мамонтова, 1885 — до конца 1890-х гг.), Омска (1894), Екатеринбурга (1894), Самары (1895), Н. Новгорода (в составе Моск. частной рус. оперы на открытии нового гор. т-ра в 1896). Обладал актер. дарованием.
    Вначале он работал бухгалтером фабрики Алексеевых. Пению обучался в Москве у А. Барцала.
    1-й исп. в Москве партий: Мизгиря ("Снегурочка"), Дон Карлоса ("Каменный гость", осн. ред.), Варсанофьева ("Хованщина"). Др. партии: Велебин; Валентин и Вагнер ("Фауст"). Партнеры: С. Брыкин, И. Ершов, Т. Любатович, О. Пускова, А. Ростовцева, Н. Салина, А. Секар-Рожанский, Е. Цветкова, Ф. Шаляпин. Пел п/у Э. Бевиньяни, А. Бернарди, В. Зеленого, Э. Эспозито.

    В 1898 вместе с А. Секар-Рожанским, Т. Любатович, В. Антоновой, Ф. Шаляпиным и С. Рахманиновым концертировал в Крыму, в т. ч. в Ялте, где на концерте присутствовал А. Чехов.

    Марина Раскова родилась от его второй жены- Анны Спиридоновы Любатович. Ее старшая сестра- ведущая солистка частной оперы Мамонтова- Татьяна Любaтович (см. картины Коровина) была многие годы гражданской женой Саввы Мамонтова.
    Первой женой Михаила Малинина- была Варвара Константиновна Никольская. Она тоже была певица, но скончалась очень рано. У них родился не менее знаменитый сын- Борис Михайлович Малинин- первый конструктор Советских подводных лодок (есть во всем интернете).
    Борис Михайлович Малинин- прадедушка моего мужа. А Марина Раскова- сводная прабабушка.
    Когда прадедушка умер (его сбил мотоцикл), то старший сын, Борис Михайлович Малинин, взял на себя заботу о младших детях и жене отца.

    Сейчас потомки живут в Швеции. Самая младшая- прапраправнучка- Николь Малинин

  • Наталья, спасибо за поддержку.

  • Константин, большое спасибо за подсказку, обязательно воспользуюсь.

  • Владимир, на сайте есть статья Юры Москаленко о перелете "Родины". Я не к тому, что ещё одна статья об одном и том же не нужна. Наоборот, очень интересно читать, когда разные авторы рассказывают либо об одном человеке, либо об одном событии. Потому что каждый из них видит, ощущает и понимает то, о чем рассказывает, по-разному. Просто, во-первых, дополнительная информация никогда не бывает лишней. А во-вторых, когда будете знать, о чем рассказывал Юрий, надеюсь, Вам будет легче найти свой, оригинальный вариант рассказа об этом событии.
    Кстати, я Юрину статью нашел благодаря вот этой, Вашей.

    Оценка статьи: 5

  • Владимир, готовьте, пишите, нам на пользу пойдет

    Оценка статьи: 5

  • Константин, большое спасибо. К моему величайшему удивлению, когда за обедом я рассказал в офисе об этой статье, народ, вроде бы образованный и грамотный, да и не такой уж молодой, где-то 25-35 лет, заявил мне, что даже такой фамилии не знает, не то что, жизнеописание Марины Михайловны. Начал подбирать материалы по Гризадубовой и Осипенко, по их историческому перелету. Начал писать о Водопьянове, я был у него в гостях, правда было это очень давно. Затем придется еще что-нибудь готовить.

  • Замечательная статья. Я бы даже сказал, что это не статья. Увлекательный рассказ о жизни человека с очень интересной биографией.

    Оценка статьи: 5

  • Всем откликнувшимся, большое спасибо.

  • Информация почти с первых рук - она для вас живой человек, а не просто фамилия, может поэтому получилась хорошая статья. Спасибо!

    Оценка статьи: 5

  • Владимир, отличная статья, да еще и с изюминкой личной причастности.

  • Владимир, конечно читаю Ваши статьи,и Ваши здравые комментарии, получаю позитив,положительные эмоции, и это очень важно.

    Оценка статьи: 5

  • Наталья, и Вам спасибо, и за то, что оценили, конечно, но более всего, за то, что читаете.

  • Владимир, замечательно написали, спасибо!Именно за такие ,как Ваша статьи , нравится ШЖ

    Оценка статьи: 5

  • Марк Блау, прежде всего большое спасибо за оценку статьи. Раскова замужем была, дочь Татьяну родила, девичья фамилия у нее Малинина, развелась в 1935 году, когда еще знаменитой не была. Так что прославила, наверное сама себя.
    А вот за Полину Денисовну Осипенко мне очень обидно. Я много лет работал на улице Осипенко в центре Москвы, но затем ей вернули "родное" имя Садовническая, правда тут же назвали в ее честь новый проектируемый проезд на одной из окраин.

  • Замечательная статья. Имя и фамилию слышал, конечно, неоднократно, а вот подробности жизни узнал из статьи.

    Она замужем была? А то вот Бердянск в Запорожской области как-то переименовали в Осипенко, поскольку Полина родилась в соседней деревне. Потом оказалось - прославили мужа, с которым она разошлась. Ну и вернули городу "Девичью фамилию"

    Оценка статьи: 5