Владимир  Жестков Грандмастер

Кто такой Михаил Водопьянов? Начало большого пути

В середине 60-х годов мой ныне покойный приятель, писатель и журналист Анатолий Елкин, предложил прогуляться с ним за город. Он договорился о встрече с легендарным полярным летчиком Михаилом Водопьяновым, кавалером Золотой Звезды Героя Советского Союза № 6. Водопьянов был в числе первых семи человек, награжденных самой высокой наградой в СССР. Зная о моем интересе к истории советской авиации, Толя и позвал меня с собой.

Михаил Водопьянов – шофер 1921 год olymp.aviaschool.net

 — Следующая станция — «Купавна», — прозвучало по поездному радио.

Мы вышли к озеру и начали обходить его с левой стороны. Если пойти направо, то попадешь к целому городу маленьких домишек, стоящих на 6 сотках. Где-то там в глубине находится и наша дачка. А на другом берегу располагались настоящие дворцы — «генеральские» дачи, как их звали на нашей правой стороне. Мне пару раз приходилось бывать там, правда, не пешком, а вплавь, поэтому тогда я обходился без осмотра местных достопримечательностей.

Стояла отличная осенняя погода, было еще тепло, но листва уже почти совсем облетела и лес перестал скрадывать звуки. Издали раздавались удары топора, кто-то заготавливал дрова на зиму.

Высокий берег озера скрывал от нас село Бисерово, получившее свое название от одноименного озера, одного из красивейших мест Подмосковья. Не зря этот район с давних времен прозывается Купавной.

Дом Водопьянова находился в центре первого ряда, в нескольких десятках метров выше уровня воды. Подойдя поближе, мы увидели плотного крупного седовласого мужчину, споро колющего дрова. Заметив нас, он отложил топор в сторону и накинул на плечи потертую старенькую кожаную куртку. Пожатие его руки было очень крепким, сразу чувствовалась немалая сила.

Мой приятель, собирая в то время материалы для своей очередной книги, обратился к Михаилу Васильевичу как к одному из признанных знатоков Заполярья. Мы пили чай в саду, и пока они уточняли какие-то мелочи давно произошедших событий, я попытался понять, что имеется такое особенное в открытом мужественном лице хозяина дома, чего лишены обычные люди. Другими словами, что выражает лицо человека, совершившего за свою жизнь подвигов столько, что их хватило бы на многих героев, но ничего такого особенного обнаружить не смог.

Родился Михаил в самой что ни на есть бедняцкой крестьянской семье на самом рубеже веков в селе Большие Студёнки Липецкого уезда Тамбовской губернии. Сейчас это село исчезло с географических карт, поглотил его разросшийся областной центр.

К февралю 1918 года Михаилу было чуть больше восемнадцати лет, это был неграмотный паренек, не умевший ни читать, ни писать, но зато с десятилетним рабочим стажем возчика на гужевой подводе.

Буквально в одну минуту его жизнь изменилась. Он увидел над головой удивительную рукотворную птицу и потерял покой, так ему захотелось подняться в небо на подобном летучем корабле. В то время в Липецке был аэродром, на котором дислоцировался авиационный дивизион «Илья Муромец». Михаилу удалось уговорить аэродромное начальство взять его на работу. Это было знакомое дело, он возил все на той же подводе авиационное топливо и боеприпасы. Именно с этого времени идет отсчет его армейского стажа.

К самолетам посторонних не подпускали, поэтому Михаил все свободное время крутился среди шоферов, обслуживающих дивизион. Вскоре он овладел грамотой и научился настолько хорошо разбираться в автомобильных моторах, что его вначале назначили помощником шофера, а с 1921 года — шофером.

Дивизион бросали с фронта на фронт. Водопьянову пришлось участвовать в боях и против Колчака, и против Врангеля. Вскоре война закончилась, и демобилизовавшийся шофер приехал в Москву, где устроился на работу грузчиком, одновременно продолжая упорно учиться. В 1925 году он начал работать авиационным мотористом, а вскоре и бортмехаником. Мечта подняться в воздух исполнилась, но появилась новая — водить самолеты.

В 1928 году Водопьянов заканчивает летную школу «Добролета», а затем и Московскую летно-техническую школу. Было ему в то время почти тридцать лет, уже далеко не мальчик. Время было трудное, людей, умевших управлять самолетами и желающих это делать, полно, а вот с самолетами была беда, их хронически не хватало. Тем удивительней, что нашего героя, только что получившего удостоверение пилота 3 класса, приняли на работу в компанию «Добролет», ныне она называется «Аэрофлот». Начался новый этап в жизни Водопьянова.

В стране делаются попытки создать сельхозхимию. В то время никто так еще не называл маленькую эскадрилью по борьбе с саранчой и малярийными комарами, в которой в качестве бортмеханика, а затем и летчика, работал Михаил. Им пришлось много потрудиться, чтобы доказать эффективность своей работы, облетев при этом значительные территории Казахстана и Северного Кавказа.

Его самоотверженный труд, высокое мастерство, упорство и мужество были оценены руководством компании. И вот Водопьянову поручают новое, очень ответственное и необычное задание — освоить новый маршрут в сложных природных и климатических условиях. Самый восточный регион страны — остров Сахалин — не имел регулярной связи с материком. Возникла насущная потребность в ее создании, быстрой и надежной, а лучше авиации не было ничего.

Но отечественная авиационная промышленность только начала развиваться, ей было не до пассажирских самолетов, надо было укреплять обороноспособность страны. Было решено приобрести самолет за границей. Выбрали Юнкерс F 13. Самолету присвоили бортовой номер СССР-127. Таким он и вошел в историю советской авиации.

Продолжение следует…

Обновлено 30.08.2014
Статья размещена на сайте 6.08.2014

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: