Андрей Кашкаров Грандмастер

Адмирал Колчак. Как начиналась его карьера и чего он достиг?

Первое место службы (1895−1896 гг.) мичмана Колчака — на броненосном крейсере «Рюрик», который в эти годы совершил переход с Балтийского моря на Дальний Восток через Суэцкий канал и вошел в состав тихоокеанской эскадры. В конце 1896 г. подающий надежды амбициозный и честолюбивый офицер перешел на крейсер «Крейсер», на котором ходил в водах Тихого океана до 1899 г., а затем короткое время служил в должности вахтенного начальника эскадренного броненосца «Петропавловск» на Дальнем Востоке.

Denis Burdin , Shutterstock.com

Вопреки устоявшемуся мнению, Колчак не испытывал особого удовольствия от «строевой» службы на боевом корабле. В своих более поздних записях от первого лица он свидетельствует: «У меня была мечта найти южный полюс» и «с этого времени я начал заниматься научными работами». Поэтому и в полярной экспедиции Александр Колчак оказался лишь благодаря своей настойчивости и честолюбию.

Как это произошло?

Честолюбец-лейтенант планировал свое участие в англо-бурской войне, чтобы добиться славы, защищая буров (собирался выйти в отставку с броненосца в одном из южных портов), но тут помог случай: когда «Петропавловск» находился в Пирее (Греция), Колчак получил из Петербурга телеграмму с приглашением участвовать в Русской полярной экспедиции. Сам президент Академии наук, великий князь Константин Константинович направил в морское ведомство соответствующее ходатайство, и участь Колчака была решена.

Еще в начале сентября 1899 г., находясь в Петербурге, Колчак узнал о подготовке в Академии наук полярной экспедиции и вскоре, после возвращения барона Толля из плавания на «Ермаке», встретился с ним и обсуждал перспективы своего «для пользы дела» участия. Александр Колчак также неоднократно общался с адмиралом С. О. Макаровым, который благоволил увлеченному и талантливому гидрографу.

В конце XIX века была обоснована необходимость исследования Земли Санникова и других островов, расположенных к северу от Новосибирского архипелага. Инициатором подготовки Русской полярной экспедиции, поддержанной Императорской академией наук, считается барон Э. В. Толль (1858−1902), назначение которого высочайшим повелением императора Николая II состоялось 23 декабря 1899 года. Тогда же была учреждена особая комиссия для распоряжения экспедицией.

Толль полагал, что «Земля Санникова» расположена примерно в 150 км к северу от острова Котельный — в то время крайней точки русских владений. Так в составе 20 человек (вместе с командой шхуны «Заря») сформировался экспедиционный отряд, в числе которого состояли: зоолог А.А. Бялыницкий-Бируля, астроном и магнитолог Ф. Г. Зееберг, бактериолог Г. Э. Вальтер, командир шхуны лейтенант Н. Н. Коломейцев, старший офицер — лейтенант Ф. А. Матисен, второй помощник командира, лейтенант флота двадцатипятилетний Александр Васильевич Колчак. Должность предполагала одновременное исполнение обязанностей гидрографа — промеры глубин, гидрологические и магнитометрические наблюдения. Перед этим в январе 1900 г. Колчак прибыл на пароходе в Одессу, откуда поездом проследовал в столицу за назначением и чтобы пройти курс обучения в Главной физической обсерватории (Петербург, руководитель академик М.А. Рыкачев) и в Константиновской магнитно-метеорологической обсерватории в Павловске.

Экспедиция прошла удачно.

Во второй экспедиции (командир Матисен) Колчак уже был назначен старшим офицером. Вместе с командиром яхты он обеспечивал ходовую вахту, выполнял промерные работы, брал пробы грунта, производил магнитные наблюдения, составлял навигационное описание берегов и островов, изучал льды, выполнил топографическую съемку района стоянки судна и составил карту рейда «Зари». Он также взял на себя руководство драгированием.

Вместе с бароном Толлем он совершил 41-дневный поход к мысу Челюскин и показал себя выносливым и мужественным человеком. Один из островов Таймырского залива, описанных и положенных на карту гидрографом, назван именем Колчака (в 1924 г. был переименован в остров Расторгуева, а 15 июля 2005 г. Правительство Российской Федерации своим постановлением № 433 вернуло острову имя А.В. Колчака).

В 1902 году барон Э. В. Толль с очередной экспедицией пропадает в районе острова Беннета. Было принято решение об организации санно-шлюпочной спасательной экспедиции для поисков барона Толля под руководством лейтенанта Колчака.

Погруженный в дела службы, А. В. Колчак отложил ранее назначенную свадьбу. 9 февраля 1903 г. он с группой матросов и охотников-промысловиков, которых отбирал лично, отправился в Иркутск. А 5 мая 1903 года из села Казачье, что в устье реки Яны, Колчак и 16 его спутников на 12 нартах (160 собак) с провизией и вельботом (на собачьей тяге — по льду) отправились к острову Котельный. Вельбот заранее был приготовлен к походу по льду (для этого к нему приделали полозья) и к морскому плаванию.

В конце июня 1903 г., когда позволила ледовая обстановка, вельбот вышел в море. В условиях обильных снегопадов, многократных купаний в ледяной воде «колчаковцы» прошли вдоль южного берега острова Котельный и Земли Бунге, вдоль восточного берега острова Фаддеевский и через пролив Благовещенский добрались до острова Новая Сибирь.

4 августа 1903 г., преодолев более 70 миль, спасатели высадились на острове Беннетта, где были найдены последние записи барона Толля, датированные 8 ноября 1902 года.

7 декабря 1903 г. Колчак и его подчиненные благополучно вернулись в село Казачье. Многомесячная поисковая экспедиция, в рамках которой был совершен поистине героический почти 90-дневный санно-шлюпочный поход, закончилась. За выполнение этого рискованного предприятия Колчак награжден орденом Святого Владимира 4-й степени.

Отправив прямо из Сибири предварительный отчет о результатах экспедиции в Академию наук, Александр Васильевич женился на Софье Федоровне Омировой в Иркутске, и вскоре оттуда морской офицер отбыл в район Порт-Артура на Русско-японскую войну. После которой, получив шестимесячный отпуск, с согласия морского ведомства Колчак был прикомандирован к Академии наук для завершения научных работ сроком до 1 мая 1906 г.

30 января 1906 года по решению Совета Императорского русского географического общества лейтенанту А. В. Колчаку была присуждена Большая золотая Константиновская медаль «за участие его в экспедиции барона Э. В. Толля и в особенности за путешествие на остров Беннета, составляющее в полном смысле слова необыкновенный и важный географический подвиг, совершение которого сопряжено с трудом и опасностью». Так оценила Родина заслуги отважного океанографа, исполнившего беспримерно смелое географическое мероприятие.

В результате исследований А. В. Колчака в Русской полярной экспедиции была издана карта сибирского берега от Обской губы до Таймырского полуострова. Позже он составил еще три карты открытых и исследованных земель части Карского моря к западу от Таймыра. Также во время экспедиции по съемке и промеру глубин при работах на яхте «Заря» Колчаком составлен план губы Нерпичьей и лагуны Нерпалах.

Научные результаты русской полярной экспедиции 1900−1903 годов под начальством барона Э. В. Толля вполне отражены в монографии А. В. Колчака «Лед Карского и сибирского морей», изданной в Санкт-Петербурге под эгидой Русского географического общества в 1909 году.

Страсть к исследовательской работе не пропала. 28 октября 1909 года через Суэцкий канал во Владивосток Колчак отправляется в очередную экспедицию на ледоходных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» под руководством И. С. Сергеева. Этот поход, в котором Колчак командовал «Вайгачом», считается первым плаванием в знаменитой Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана (ГЭСЛО). Колчак занимался морскими исследованиями вплоть до декабря 1910 года, когда он был отозван для дальнейшей службы в Морском генеральном штабе.

В Первой мировой войне А. В. Колчак заслужил славу признанного мастера минных постановок, служил флаг-офицером при командующем Балтийским флотом адмирале Эссене, командовал дивизией эскадренных миноносцев, получил контр-адмиральский чин, затем в чине вице-адмирала командовал Черноморском флотом. Неоднократно награжден за боевые заслуги. По решению Временного правительства выехал в США для консультаций и продолжения войны с Германией.

И только позже он, поддержанный Антантой, стал тем самым лидером белого движения, Верховным правителем России, от одного имени которого содрогались большевики. Впрочем, они сумели ему отомстить: адмирал был расстрелян 7 февраля 1920 года в Иркутске. Но его имя навсегда вошло в историю Российской государственности.

Статья размещена на сайте 12.11.2014

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: