• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Галя Константинова Грандмастер

Русская музыка: какая она?

Александр Серов, его семья и его Масленица

«Впечатление от серовских картин чисто живописного и, пожалуй, музыкального свойства — недаром он сын двух даровитых музыкантов и сам чутко понимает музыку», — так сказал А. Бенуа. В 2015 году отмечался большой юбилей гениального русского художника Валентина Серова. Кстати, цикл портретов подвижников русской культуры Валентин Серов начал именно с портрета отца. Юбилей художника уже прошел, а я хочу вспомнить в преддверии Масленицы его отца — композитора Александра Серова.

Фото: pixabay.com

Александр Николаевич Серов (11 (23) января 1820, Санкт-Петербург — 20 января (1 февраля) 1871, Санкт-Петербург) — русский композитор и музыкальный критик. Родился в образованной семье профессоров и юристов. Учился в знаменитом Училище правоведения, откуда вышли не только будущие правоведы и министры, но и поэты, и композиторы.

По настоянию отца делал карьеру. Когда Серова перевели в Симферополь, он служил там заместителем председателя Таврической уголовной палаты. Но любовь к музыке победила — со службы Серов ушел и занялся профессиональной музыкальной деятельностью.

Этому способствовала их дружба с другим выпускником училища — Владимиром Стасовым, будущим знаменитым музыкальным критиком. Впоследствии отношения претерпевали изменении и испытания, но два этих имени навсегда оказались вписаны в историю русской культуры.

К этому же времени относятся и первые опыты Александра Серова в сочинении музыки.

Но очень тяжело быть официально и одновременно творцом и критиком… Возможно, в жизни А. Серова это сыграло серьезную роль. Он уже стал общепризнанным музыкальным критиком. Но хотел творить сам. Отсюда — высочайшая требовательность к себе. Две свои первые оперы он уничтожил полностью. Последнюю — не дописал. Итак, композитор Серов уничтожил написанные в Симферополе оперы — «Мельничиха из Марли» и «Майская ночь», и мы сейчас лишены возможности хоть как-то послушать и оценить эти произведения.

В. А. Серов, «Портрет Александра Николаевича Серова»
В. А. Серов, «Портрет Александра Николаевича Серова»
Фото: artchive.ru

Как музыкальный критик Серов написал несколько сотен музыковедческих работ, в том числе одно из первых отечественных исследований по народной музыке.

Первый успех в творчестве — опера «Юдифь», в дальнейшем — опера «Рогнеда». Но хотелось бы остановиться на самой известной опере композитора — «Вражья сила».

Ко времени задумки и реализации этого замысла А. Серов был уже известным на родине и за рубежом музыкальным и общественным деятелем.

На публичных лекциях Серова присутствовала и внимала лектору молодая женщина. Очень скоро Валентина стала женой А. Серова, затем — матерью знаменитого художника Валентина Серова. Она и сама стала композитором (первым известным русским композитором-женщиной) и автором опер. Валентиной Семёновной Серовой написаны оперы «Уриэль Акоста», «Мироед», «Илья Муромец».

И. Е. Репин, «Портрет Валентины Серовой. Этюд к картине Великая княгиня Софья в Новодевичьем монастыре», 1878 г.
И. Е. Репин, «Портрет Валентины Серовой. Этюд к картине Великая княгиня Софья в Новодевичьем монастыре», 1878 г.
Фото: artchive.ru

Исключительной, огромной просвещенностью в деле искусства обладал весь тот круг, где Серову посчастливилось с детства вращаться.

Так сказал И. Репин — о художнике Валентине Серове. В атмосфере столь необычной семьи и рос будущий гениальный художник.

Тут еще можно отметить любопытный момент: молодая Валентина придерживалась левых взглядов и всю жизнь была под надзором полиции. А сам Александр Серов, который был значительно старше жены, довольно консервативен во взглядах и вполне лояльно относился к существующему порядку.

Государь император был два раза. В первый раз, 10-го декабря, придя на сцену, велел позвать к себе автора и говорил со мною очень любезно минут с десять. Во второй раз тоже приходил на сцену и, заметив меня в толпе артистов, изволил сказать мне несколько милостивых слов", — писал композитор после премьеры оперы «Рогнеда».

И, похоже, это отношение было взаимным:

Государь император во внимание к отличному таланту и замечательным музыкальным произведениям композитора, статского советника Александра Серова, Всемилостивейше повелеть соизволил производить ему в пенсион по тысяче рублей серебром в год из капитала его Величества.

После смерти мужа от инфаркта Валентина Серова завершила его оперу «Вражья сила», издала партитуру оперы «Юдифь». Она же подготовила к изданию 4 тома музыковедческих статей мужа. Впоследствии Валентина Серова написала воспоминания о муже и о сыне.

Об этой удивительной семье можно писать и писать, долго, подробно и интересно. Однако пора возвращаться ко второй части заголовка.

«Вражья сила» — опера А. Н. Серова по мотивам пьесы А. Н. Островского «Не так живи, как хочется». Поэт Аполлон Григорьев уговорил Островского написать по своей пьесе либретто в стихах. Но Серов в процессе работы захотел изменить конец — никакого хэппи-энда, драма — так драма.

В.В. Матэ, «Александр Николаевич Серов в 1846 г.»
В.В. Матэ, «Александр Николаевич Серов в 1846 г.»
Фото: artchive.ru

Великому драматургу Александру Островскому переделка не понравилась, он отказался ужесточать сюжет. Возникло недопонимание. Не знаю, как в то время обстояли дела с авторским правом, но как результат — композитор продолжил работу над оперой. Закончить ее в целом он успел, а вот оркестровать — нет. Эту работу выполнили вдова и друг.

Чем интересна эта опера? Напомню, что в XIX веке опера — важнейшее из искусств вообще, важнее, чем в XX-м — кинематограф. Музыка, драма-действие, исполнительское мастерство певцов, актерское мастерство, движение (а часто и балетные сцены внутри), живопись (декорации и костюмы) — все сочеталось в одной постановке. К тому же — принцип «сообщающихся сосудов», когда публика реагировала — либо одобрительно, либо недовольно (иногда до эксцессов). Плюс известный демократизм — высший свет в ложах и на первых местах, недорогая галерка — для студентов. И, наконец, это был период становления и начинающегося расцвета русского музыкального театра, нужно было «догнать и перегнать» Италию и Германию, что впоследствии и случилось.

Но ведь уже были первые русские оперы — Глинки и Даргомыжского. Начиналась активная деятельность Могучей Кучки (которую Серов, кстати, часто критиковал). Тем не менее «Вражья сила» стоит в особом ряду. И в первую очередь потому, что впервые на музыкальную сцену вышла «купеческая Россия», пусть и в историческом ракурсе. До этого главными героями были исторические деятели или легендарные личности — все, как положено в эпоху романтизма.

В этом отношении оперу Серова можно считать явлением уникальным. Сам сначала обращавшийся к легендарным сюжетам, композитор Александр Серов попробовал нечто совершенно неожиданное и необычное. К слову сказать, «купеческая Россия» так и осталась плохо представленной в русской музыке (в отличие от живописи). Тем более странно, что это удивительное сочинение не может похвастать большой любовью постановщиков.

Одна из ярких сцен оперы — сцена Масленицы. Это тоже было впервые — такое изображение обрядовых сцен. Серов писал Островскому:

это отличный сюжет для русской народной оперы, где кроме действующих лиц пьесы будет еще одно, «для драмы» невозможное: это сама широкая масленица, во всем ее русском разгуле — попойка, песни, катанье на тройках с бубенчиками.

Масленица сама становится «героем» оперы.

Следующую столь яркую Масленицу мы увидим только через полвека — в балете И. Стравинского «Петрушка». Удивительно, что у Серова бесшабашное веселье тоже драматургически оказалось связано с трагической концовкой.

Статья опубликована в выпуске 16.02.2015
Обновлено 14.06.2021

Комментарии (9):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: