• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Галя Константинова Грандмастер

Французская музыка: какая она? Жюль Массне и Прекрасная эпоха

Это время французы хорошо помнят. Есть даже специальное название: Прекрасная эпоха — Belle Époque. Что же это такое?

Этим термином принято специально обозначать некий период времени между последними десятилетиями XIX века и 1914 годом. Почему первое неопределенно, а окончание четкое — тоже понятно, все закончилось с Первой мировой. Причем сам термин появился позже, когда люди вспомнили и поняли, что потеряли безвозвратно.

Центром Прекрасной эпохи была Франция, хотя это явление затронуло и Англию, и немного другие европейские страны (и не только — в США была схожая эпоха). Небольшим отсветом Бель Эпок осветило и Россию, хотя это больше коснулось экономики, а также развития некоторых видов искусства (архитектуры и т. д.).

Это условное обозначение отсылает ко всем сферам жизни: реальной и настоящей политической стабильности, экономическому росту, научным достижениям, расцвету культуры.

Затихли войны, почти не было политических убийств (России не касается), социальные проблемы, конечно, были, но они казались не критичными и легко разрешимыми. Уже появились автомобили, строилось метро и развивалось воздухоплавание, расцвела фотография и рождалось кино, люди чувствовали оптимизм, уверенность в завтрашнем дне, надеялись на новые и полезные достижения в науке. Парижане сидели в кафе, обсуждая новые романы Жюля Верна и строительство Эйфелевой башни, а также новые представления в кабаре, культивирование садов, свою «высокую моду» и «высокую кухню».

В архитектуре, живописи и прикладных искусствах развился свой стиль прекрасной эпохи — ар нуво.

В эту Прекрасную эпоху писали Мопассан и Золя, но писал уже и Пруст. В салонах пели песни и романсы, но начинали творить уже и импрессионисты. Еще была жива мелодия.

В Париже построили грандиозный оперный театр — Дворец Гарнье. Это сейчас такой же символ города, как Нотр Дам или Лувр. Сцена высотой 60 метров, вмещающая 450 артистов одновременно — музыкальный театр во всем своем величии и великолепии материального воплощения.

И сейчас Опера Гарнье воспринимается не только как самый большой оперный театр в Европе, но и как музей. Особенно с учетом того, что в 1964 году Марк Шагал по-новой расписал потолок, где теперь глядят на публику и Мусоргский, и Стравинский.

Жюль Массне родился 12 мая 1842 года. Вся его творческая жизнь приходится на Прекрасную эпоху. Отец был фабрикантом, производил сельскохозяйственные орудия, мать — домохозяйкой и пианисткой. Мальчик учился в Парижской консерватории, выиграл Римскую премию, жил в Италии, вернулся и творил.

Массне работал долго и плодотворно. Основное направление — музыкальный театр. Только опер у него 34. Самые знаменитые оперы Массне — «Манон», «Вертер» и «Дон Кихот», последняя написана специально для Федора Шаляпина.

Главная проблема с музыкой Массне заключается в том, что оперные партии своих главных героинь он писал для своей хорошей знакомой — американской певицы. Эти партии столь сложны, что в мире считанное количество людей с подобными вокальными данными.

Тем не менее оперы Массне ставятся часто. Но даже если вы никогда не были в опере, музыку Массне могли слышать. Отдельные фрагменты его произведений завоевали бешеную популярность и живут самостоятельной жизнью. О них и поговорим.

Элегия. Один из самых известных примеров музыкального жанра элегии. Древнегреческое слово («жалобная песня») обозначает медленную печальную музыку и сопутствующее ей настроение.

Первоначально у Массне — небольшая фортепианная пьеса, затем виолончельная пьеса для музыкальной драмы, затем — уже со словами — песня. Русский вариант текста был написан специально по заказу Федора Шаляпина.

Сейчас эта Элегия существует во всех возможных аранжировках. Элегию Массне записали также все певцы. Эта музыка также звучит во многих кинофильмах. У Александра Житинского есть книга «Элегия Массне». Но я хочу упомянуть один из недавних мультфильмов.

«Три мелодии» — мультфильм Гарри Бардина, автора знаменитого «Адажио». «Элегия» звучит в самом начале, целиком. Почему именно ее Бардин выбрал как символ «конца времен», конца человечества — надо будет спросить, хотя в целом, понятно, конечно. Это, действительно, прощание с эпохой в грандиозном смысле слова, прощание с человеческими ценностями огромного периода жизни человечества.

Еще один чрезвычайно популярный фрагмент музыки Массне — Медитация или Размышление из оперы «Таис». Жюля Массне не зря называли «поэтом женской души». А как выразить нечто о женщине, как не с помощью прекрасной мелодии?

Это не та Таис, о которой есть роман Ефремова. Эта опера о другой Таис — Таисии Египетской Фиваидской. Таис (конец III века — 340 г.) — общая (католическая и православная) христианская святая IV века. Об этой раскаявшейся блуднице, жившей в египетском монастыре, сначала написал роман Анатоль Франс. А уже потом Жюль Массне написал свою оперу.

Здесь также оперная партия столь сложна, что ее могут исполнить только несколько певиц в мире. Именно поэтому она на оперных сценах встречается нечасто. А вот часть музыки из этой оперы живет отдельно и исполняется повсеместно.

Медитация или Размышление Таис — один из ключевых моментов сюжета, хотя и вне сюжета. Перед этим монах Атанаэль пытается убедить Таис расстаться с жизнью куртизанки и посвятить себя монашескому служению. При этом Атаниэль с ужасом понимает, что давно уже сам любит Таис. Таис размышляет — вот он, фрагмент — и да, она приняла решение и уходит в пустыню.

Мелодия Медитации — одна из самых прекрасных когда-либо сочиненных. Она на грани чувственности и небесного. Описать ее невозможно, нужно слушать, конечно.

Прекрасная эпоха человечеством безвозвратно утрачена. Но ведь не исключено, что когда-нибудь что-то вспомним и вдруг оценим в ретроспекции. Хотя вряд ли.

Статья опубликована в выпуске 12.05.2015
Обновлено 24.08.2022

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: