Галя Константинова Грандмастер

Фриц Диц: обреченный на роль Гитлера?

Казалось бы, антигероя играть легко. Заостри все черты и доведи до абсурда — и вроде бы дело сделано. Так получилось у Чарли Чаплина в «Великом диктаторе». Но это был фильм 1939 года, Чаплин сам писал, что «Гитлер должен был быть высмеян». И только много позже он признался: «Конечно, если бы я знал тогда о подлинных ужасах немецких концлагерей, я не смог бы сделать „Диктатора“, не смог бы смеяться над нацистами, над их чудовищной манией уничтожения». Но в 39 году мало кто еще это знал или хотел знать. Тем не менее Гитлер Чаплина остается гениальным воплощением антигероя в жанре обличительной комедии.

www.kinopoisk.ru

Но были страны, которым было не до комедий. А образ одного из главных антигероев 20 века (да и всей истории человечества, чего уж там) нуждался в иных воплощениях. В этом отношении хотелось бы вспомнить Фрица Дица — человека, которого мы все «знаем». Знаем по фильмам, в которых ему приходилось играть одну и ту же роль. Хотя часто и без большого на то желания.

Понятно, что грандиозные фильмы-эпопеи о войне могли снимать только в СССР. Требовался и «свой Гитлер», им стал немец Фриц Диц. А ведь еще и имя-то какое — Фриц. Однако и немец немцу — рознь, даже в страшные 30-е и 40-е.

Фриц Диц (27 февраля 1901 — 19 октября 1979) и родился, и умер в родной Германии. Правда, часть жизни ему пришлось прожить в эмиграции, в Швейцарии.

Всю жизнь он исповедовал левые взгляды. Что, впрочем, тоже совершенно понятно — семья была бедная, мать одна растила троих детей, и с 9 лет ему уже приходилось подрабатывать, чтобы помочь семье: он продавал газеты, подавал мячики на теннисных кортах, выучился на электрика.

Но уже в ранней юности Диц начал учиться театральному мастерству, затем стал играть в разнообразных спектаклях. Сначала — в кабаре, потом серьезные роли в театре. И уже в кабаре Диц впервые начал пародировать Гитлера. Он наклеивал усики, выходил на сцену, взмахивал рукой в известном жесте, все дружно вставали, реагировали хором такой же известной репликой, а он говорил: «Вот на такую высоту прыгает моя собака!» В кабаре ходили иностранные дипломаты и журналисты, все были довольны, в том числе и власти (а у нас и демократия есть, видели?).

Но Диц тогда же вступил в КПГ. Кто бы как ни относился к коммунистической идеологии, нельзя не признать, что не было тогда другой силы в Германии, кроме левых, которая была бы способна хоть как-то противостоять начинающемуся безумию. Не было и быть не могло. Именно поэтому в январе 1933 года партия была запрещена. Случилось это сразу после поджога Рейхстага, многие активисты были репрессированы. К самому же Дицу на второй день после поджога пришли с обыском из Гестапо, а затем его уволили с работы. В концлагерь были отправлены его родственники и друзья.

Диц с женой успели уехать в «вечно нейтральную» Швейцарию. Нужно сказать, что независимо от убеждений многим представителям немецкой интеллигенции пришлось делать свой выбор. И не надо думать, что это был легкий выбор или не было трудностей. Особенно после того, как во всей Европе разразилась Вторая мировая. А тем деятелям культуры, которые остались, пришлось потом проходить процесс денацификации, и там тоже далеко не у всех было благополучно.

В Швейцарии Фриц Диц играл в театре, там же дебютировал в качестве режиссера. Одновременно они с женой создали комитет движения «Свободная Германия».

После войны семья вернулась на родину, в Восточную Германию, вскоре ставшую ГДР. Фриц Диц опять работает — актером, главным режиссером театра. Сразу же он начинает сниматься в советских фильмах, а с середины 60-х — по большей части в советских фильмах о войне в роли человека, против которого реально боролся всю первую половину жизни. Впрочем, и эти фильмы — тоже вид борьбы.

Статья о киноэпопее «Освобождение» описывает историю, как Диц долго отказывался от роли и потребовалось вмешательство на уровне руководителей государств. Это тоже объяснимо: настоящие актеры не любят находиться в одном амплуа, а тут одна роль, да еще и какая. Сам он говорил, что эта неблагодарная роль просто преследует его всю жизнь. Был еще только один актер, который часто (9 раз) исполнял эту незавидную роль — американец Бобби Уотсон (Bobby Watson). Но фильмы с его участием выходили большей частью в военное и раннее послевоенное время в США. И я не нашла материалов о том, как сам Уотсон относился к этой работе.

Но вспомним другой, многими любимый фильм «Семнадцать мгновений весны». Юрий Визбор, сыгравший роль Бормана, вспоминал, что в сцене с Гитлером в бункере многим стало не по себе — настолько удалось Дицу войти в свой «надоевший образ» во всём его ужасе, чудовищности и при этом обыденности.

Фриц Диц так и считается лучшим исполнителем роли Гитлера, хотя очевидно, что семикратное появление на экране в этой роли в разных картинах вряд ли доставляло ему такое уж большое творческое удовлетворение.

Цельная личность, цельный характер. Далеко не всегда, когда читаешь или пишешь чью-то биографию, понимаешь, что человек родился в свое время и был на своем месте. Сам он не считал, что его предназначение — бесконечно играть Гитлера (к тому же были роли классического репертуара и в театре), но кинозрителю он определенно донес все, что хотел выразить и к чему всей своей жизнью имел самое непосредственное отношение.

Когда-нибудь еще будут и «другие гитлеры», я надеюсь, только в кино.

Статья размещена на сайте 5.05.2015

Комментарии (4):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • А останься он тогда во время войны в Германии, то лучшей кандидатуры для роли двойника Гитлера было бы трудно найти.

  • Возможно, есть некое актерское лукавство, когда они сетуют на преследование яркого удачного образа. Мне думается в таковом гениальном перевоплощении есть пик актерского мастерства. Всё умение артиста, весь накопленный экранный и сценический багаж выстреливают в одной роли. О таких фактах говорят: даже если бы он сыграл (спел, сочинил, написал) только вот это, то и тогда бы навсегда оставил значимый след в памяти людской.

    Оценка статьи: 5