Юлия Турукина Профессионал

Проклятие Тадзио. Как сложилась судьба самого красивого мальчика XX столетия? Часть 1

Когда изучаешь биографию шведского музыканта и актера Бьорна Андресена, на ум приходит известная пословица «Не родись красивым, а родись счастливым». Прославившись в 16 лет ролью польского аристократа Тадзио в фильме легендарного итальянского режиссера Лукино Висконти «Смерть в Венеции», он стал настоящим секс-символом своего поколения. Бьорна моментально нарекли «самым красивым мальчиком XX столетия».

Кадр из фильма «Смерть в Венеции», 1971 год Pasqualino De Santis, http://www.kino-teatr.ru/kino/acter/m/euro/166182/foto/73111/

С этим ярлыком он и живет по сей день. Правда, сам Андресен называет себя «самым старым мальчиком». Внешность стала не благословением, а настоящим проклятием. За ранний успех Бьорну Андресену пришлось расплатиться сполна.

Детство

Бьорн Йохан Андресен (Bjorn Johan Andresen) появился на свет 26 января 1955 года в столице Швеции Стокгольме. По праву можно сказать, что мальчик родился вопреки всем обстоятельствам. Его мать Барбара состояла в связи с состоятельным женатым мужчиной. По слухам, он был членом Стокгольмской литературной ассоциации. Внебрачный ребенок в его планы не входил. Он попытался уговорить любовницу сделать аборт, но было поздно.

Стоит ли говорить, что настоящий отец в жизни Бьорна абсолютно не принимал никакого участия?

В своем интервью испанской газете El Mundo в 2004 году Андресен сказал: «Я никогда не видел своего отца. В детстве я чувствовал себя неполноценным. Мне хотелось знать, кем был мой отец, почему он не общается со мной. Быть может, я избежал бы многих ошибок, если бы папа оказался рядом. Даже сейчас больше всего на свете я хотел бы увидеть его и поговорить с ним. Спросить, чем он занимался все это время».

В год рождения сына Барбара вышла замуж за норвежского бизнесмена, но брак распался всего через 4 года. Бьорн, считавший мужа матери своим родным отцом, только в 13 лет узнал правду. После развода Барбара Андресен много пила, водила незнакомых мужчин и совершенно не занималась воспитанием сына. Бабушка и дедушка мальчика не могли оставить на произвол судьбы внука и забрали его к себе. Бьорн Андресен вспоминал, что мать объявлялась только тогда, когда приходила к своим родителям просить денег.

Когда Бьорну было 6 лет, его мать лишили родительских прав, официальным опекуном стала бабушка. Спустя 3 года Барбара Андресен бесследно исчезла. В 14 лет Бьорн, наконец-то, узнал, что мать тогда покончила с собой.

Жизнь до Тадзио

С самого детства Бьорн мечтал стать пианистом. К счастью, он обладал музыкальным слухом, и когда ему было 8 лет, его без проблем приняли в элитную классическую музыкальную школу Madorufu Fredrik в Стокгольме.

О времени, проведенном в школе, Андресен отзывается так: «Пока наши преподаватели пытались привить нам любовь к классической музыке и уважение к великим композиторам, мы втайне слушали The Beatles и мечтали играть нечто подобное».

Тем не менее Бьорн Андресен был одним из лучших учеников. Музыкальную школу он закончил с отличием в 1973 году. Об актерской карьере мальчик и не помышлял. Бабушка же Бьорна, работавшая на шведской киностудии, уже давно хотела сделать из внука актера. Бьорн, к сожалению, пал жертвой амбиций своей своевольной бабушки:«Моей бабушке казалось, что я невероятно артистичный и талантливый. Она хотела, чтобы обо мне узнал весь мир».

Летом 1969 года Бьорн принял участие в съемках фильма начинающего режиссера Роя Андерссона «Шведская история любви», повествующем о первом чувстве двух подростков. Ему досталась небольшая роль приятеля главного героя. Сейчас Бьорн достаточно прохладно отзывается о своем дебюте. По его словам, никому из ребят не приходилось вживаться в роли. Рой Андерссон работал без сценария и просил от своих подопечных как можно больше искренности. Почти все диалоги в фильме были импровизацией.

Премьера фильма состоялась 24 апреля 1970 года. Фильм стал настоящей сенсацией. Он завоевал 4 премии на международном Берлинском кинофестивале, обойдя известные работы Бернандо Бертолуччи и Райнера Вернера Фассбиндера. Быть может, этот актерский опыт так и остался бы единственным в жизни Бьорна, если бы не Его Величество Случай…

В поисках Тадзио

После феноменального успеха своего фильма «Гибель богов» о крахе буржуазной семьи после прихода к власти нацистов итальянский режиссер Лукино Висконти задумал экранизировать новеллу Томаса Манна «Смерть в Венеции». Впоследствии «Гибель богов», «Смерть в Венеции» и «Людвиг» станут знаменитой немецкой трилогией режиссера.

История болезненной страсти известного писателя Густава фон Ашенбаха к юному польскому аристократу Тадзио была любимой у Висконти. В новелле затрагивались темы жизни и смерти, времени и красоты. В своем фильме Лукино Висконти сделал Ашенбаха дирижером. Томас Манн при написании новеллы вдохновился судьбой дирижера Густава Малера, поэтому при создании картины режиссер решил вернуться к прототипу. На роль Ашенбаха Висконти пригласил актера Дирка Богарда, снимавшегося у него в «Гибели богов».

Когда все юридические и финансовые проблемы были решены, возник вопрос насчет того, кто сыграет Тадзио. В новелле он описывался как златокудрый юноша с «сумрачными глазами» и тонкой бледной кожей. Манн сделал Тадзио подобным древнегреческим богам. В Италии златокудрые мальчики не водились. Поэтому Висконти отправился в «турне» по Европе, чтобы найти нужный типаж.

В короткометражке «В поисках Тадзио» мы можем увидеть путешествие съемочной команды Висконти по Швеции, Норвегии, Польше, Финляндии, Дании в поисках актера. Мэтр придирчиво рассматривает кандидатов и безжалостно дает им отставку. Он не щадит своих сил и заходит во все школы и секции для молодежи. Он отмечал: «У них у всех плебейские или же просто симпатичные лица. В них нет божественной искры, о которой писал Манн».

В Швеции команда Висконти расположилась в главном отеле Стокгольма. Они уже посмотрели более 1500 мальчиков, но поиски были безрезультатными. Бьорн вошел в комнату седьмым (ассистент Висконти случайно заметил его у отеля и пригласил на пробы). Удивительно, но он был единственным старшеклассником на кастинге.

Режиссер просил его пройтись по комнате, улыбнуться на камеру, посмотреть в сторону. Всех покорили благородство манер и грация мальчика. Уже не осталось сомнений в том, что именно он сыграет Тадзио. Режиссер утвердил на роль Бьорна и объявил о начале съемок.

В конце фильма есть одна жутковатая пророческая фраза: «Так почему же все называют его еще Бьорном Андресеном? Давайте называть его Тадзио!»

С этого момента образ Тадзио окончательно вытеснил личность Бьорна Андресена.

Обновлено 28.09.2015
Статья размещена на сайте 13.09.2015

Комментарии (5):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Юлия, спасибо большое. Действительно, можно назвать роковой судьбу людей в чьей внешности есть "божественная искра".
    Юлия, хотела сделать вам предложение, если вас заинтересует. Вы хорошо пишете о судьбе актеров.
    В этом году исполняется 75 лет некогда легендарному фильму "Мост Ватерлоо", в котором сыграла божественная Вивьен Ли.
    А 5 ноября ей бы исполнилось 102 года.
    Может, вы напишете об этом фильме и о ней? Если вас, конечно, заинтересует.
    Скрывать не буду, это одна из моих любимых актрис и один из моих любимых фильмов.
    И если быть до конца честной, мне говорят, что я на нее похожа.

    Спасибо вам!!!

    Оценка статьи: 5

  • Я бы был осторожнее с прилагательным "самый".

    • Игорь Ткачев, добрый день! Я лишь использовала в названии статьи высказывание одного из итальянских журналистов, которое появилось вскоре после премьеры фильма. Ясное дело, что на абсолютную истину оно не претендует.

      Оценка статьи: 5