• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Марк Блау Грандмастер

Каким открытием знаменит Генри Гудзон?

Один из самых крупных городов мира, Нью-Йорк, как известно, стоит на реке Гудзон. Эту реку для европейцев открыл английский мореплаватель Генри Гудзон (Henry Hudson; ок. 1565−1611).

По правде говоря, эту реку следовало бы именовать Хадсон, поскольку фамилия смелого англичанина была именно такая. Да, был он однофамилец славной мисс Хадсон, в доме которой на Бейкер-стрит 221б квартировали Шерлок Холмс и доктор Ватсон.

Следует сказать, что Ватсону, как и Гудзону, в русском языке не повезло. Обе эти фамилии принято транскрибировать по-русски в искаженном виде. Сами носители этих фамилий вряд ли поняли бы, что это про них речь. Ватсону на самом деле следовало бы быть Уотсоном, а Гудзону, как уже было сказано, Хадсоном. Но против традиции не попрешь. Гудзон, так Гудзон.

Ни точная дата рождения Гудзона, ни место, где он родился, не известны. Но известно, что был он англичанином и что вся его жизнь связана была с морем. Он начинал юнгой и, в конце концов, стал капитаном. Именно будучи капитаном, он совершил свои главные географические открытия.

В те годы европейцы усиленно искали возможность обойти американский континент с севера и проложить путь из Европы к тихоокеанскому побережью Азии через арктические моря. Пессимисты утверждали, что это невозможно: жестокие морозы, тяжелые льды… Оптимисты возражали, что попробовать стоит.

Во-первых, в северных широтах в течение трех месяцев солнце не уходит с неба. Вследствие этого, льды растают, вода очистится и плавание станет возможным. А во-вторых, уже было известно, что на севере Америки расположена цепь озер. Может быть, через эти озера и впадающие в них реки можно пройти в Тихий океан?

Портрет Генри Гудзона
Портрет Генри Гудзона
Фото: ru.wikipedia.org

В 1607 году капитан Гудзон поступил на службу в «Московскую компанию». Так называлась английская торговая компания, обладавшая монополией на торговлю с Россией.

На поиски так называемого «северо-западного прохода» мореплаватель отплыл на корабле «Hopewell» («Добрая надежда») 1 мая 1607 года. 14 июня корабль достиг восточного берега Гренландии и плыл вдоль него на север неделю. Достигнув, как он думал, 80-го градуса северной широты, Гудзон взял восточнее и 27 июня увидел берега архипелага, который мы сегодня называем Шпицберген. 16 июля корабль Гудзона достиг северной границы Шпицбергена, но дальше двигаться не мог. Столкнувшись с большими массивами льда, капитан понял, что дальнейший путь на север закрыт, и повернул на юг. Экспедиция возвратилась обратно в Англию 15 сентября 1607 года.

В следующем, 1608, году Московская компания вновь послала Гудзона на том же корабле «Добрая надежда» на поиски другого — северо-восточного прохода. Этот путь должен был проходить в арктических водах вдоль северной части Евразии. Уйдя в плавание 22 апреля и пройдя почти 2500 миль, корабль в июле достиг архипелага Новая Земля. Но даже летом льды Арктики оказались непреодолимыми, и корабль Гудзона возвратился в Англию 26 августа.

В 1609 году Московская компания не захотела организовывать новые экспедиции на север. Поэтому Гудзон нанялся капитаном к голландцам, в Ост-Индскую компанию, которая тоже пыталась отыскать путь из Европы в Азию через Арктику. В принципе, это было нарушение британских законов, запрещавших английским капитанам работать на конкурентов-голландцев. Но капитаны — народ лихой и не всегда законопослушный…

На этот раз у Гудзона под командованием оказался корабль «Halve Maen» («Полумесяц»). В апреле 1609 года он вышел из Амстердама для того, чтобы попытаться обойти Новую Землю с севера. Но погода и на этот раз не благоприятствовала путешествию. Снег, холод… Команда взбунтовалась. Основания для того имелись. «Halve Maen» был судном небольшим, к плаванию в северных широтах не приспособленным. Экипаж жил в трюме, что, согласитесь, неуютно при минусовой или почти минусовой температуре воздуха.

Тогда Гудзон предложил команде сменить маршрут, повернуть к американскому побережью, в надежде обнаружить там проход на запад, к Тихому океану.

В начале июля корабль достиг Ньюфаундленда, спустился южнее, и Гудзон стал обследовать восточное побережье Северной Америки. Здесь он обнаружил широкий залив и уходящую на север полноводную реку. Капитан Гудзон поплыл вверх по этой реке и прошел около 151 мили (приблизительно 240 километров).

Никаких признаков того, что река выведет к Тихому океану, не было. Да и время уже поджимало. Наступала осень. 4 октября 1609 года Гудзон повернул свой корабль в Голландию. Но когда он по пути в Амстердам ненадолго зашел в английский порт Дартмут, покидать Англию ему запретили. Да еще пригрозили судом за службу голландцам.

Впрочем, с могучей Ост-Индской компанией англичане ссориться не хотели. Корабль «Halve Maen», судовой журнал и карты все-таки были возвращены голландцам. Открытые английским капитаном земли стали собственностью голландской компании.

Юбилейная открытка, 1909 г.
Юбилейная открытка, 1909 г.
Фото: общественное достояние, Источник

Продолжение следует

Статья опубликована в выпуске 16.08.2017
Обновлено 24.09.2022

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: