Именно благодаря ему советские слушатели знакомились с французской эстрадной песней. А французские — с русскими песнями. А потом — не только французские, но и прочие европейские, а затем американские, и дальше — Азия.
Эта «особость» отношений, кажется, даже специально подчеркивалась. Не случайно ведь прогноз погоды в программе «Время» шел под французскую песню, заставка программы «В мире животных» шла под аргентинскую музыку, но тоже ставшую французской песней. А ведь это — не единственные примеры.
А знаменитая телевизионная передача «Кинопанорама»? Ее заставкой тоже стала французская песня — «Pardonne-moi ce caprice d’enfant» («Прости мне этот детский каприз»). Многие могут помнить эту песню в исполнении Мирей Матье. И по самой передаче, конечно.
Все эти песни, как и многие другие, или написал, или аранжировал, или привез со своим оркестром Поль Мориа.
Поль Мориа родился в Марселе 4 марта 1925 года. Отец был почтовый служащий, но любящий музыку и играющий на фортепиано и скрипке. Поэтому и профессиональное обучение мальчика не было для семьи чем-то неожиданным.
Поль Мориа успешно учился, однако выбрал стезю легкой музыки. Что тоже немаловажно, особенно в плане придания и сохранения некоего знака качества. А профессионализм позволил молодому композитору и дирижеру прекрасно аранжировать мелодии для своего оркестра. Более того, привносить и неожиданную «нотку» (например, старинный клавесин в оркестре), что делает стиль аранжировки неповторимым.
Успех к Мориа пришел очень рано и уже никуда не уходил. Сначала песня «Chariot» (в английском варианте — «I Will Follow Him»), написанная «собственноручно» (вошла затем в американский фильм «Действуй, сестра!»). Потом — аранжировки двух песен Поппа, которые стали пресловутыми «хитами» во всем мире, а в СССР одна из них стала заставкой передачи. А затем — еще одна.
Было и соавторство в сочинении киномузыки к фильмам «Жандарм из Сен-Тропе» и «Жандарм в Нью-Йорке» с Луи де Фюнесом, например, и некоторым другим.
Работал Поль Мориа и с Шарлем Азнавуром — писал, аранжировал, записывал с оркестром.
Затем Мориа стал музыкальным директором Мирей Матье, написал для нее и записал с ней ряд песен. Одну из этих песен, как пишут, он написал в СССР, на борту крейсера «Аврора» в Ленинграде.
Но Поль Мориа не просто гастролировал в СССР (он и в Японии гастролировал немыслимое количество раз, став там сенсацией). Именно с СССР его связывали самые дружеские отношения. Его песни звучали не только как заставки телевизионных передач, они проникали в мультфильмы, выпускались на пластинках. Но и более того: Поль Мориа записывает со своим оркестром свои «русские пластинки».
С Сергеем Никитиным — версию песни «Под музыку Вивальди».
А еще — отдельная пластинка с более чем десятью русскими мелодиями «Russie de toujours» («Вечная Россия»). Эта пластинка была переиздана во многих странах.
Известный композитор Поль Мориа умер 3 ноября 2006 года в маленьком французском городе Перпиньяне, том самом, который почти на границе с Испанией. Песни его продолжают звучать, его оркестр существует (правда, там есть отдельные проблемы, связанные именно с сохранением музыкальной стилистики его создателя).
Поп-культура может быть страшной разрушительной силой. А может быть радостью. И даже в некотором роде — и дипломатией, если правильно к ней подойти…
А точно "Кинопанорама", а не "В мире животных"?
0 Ответить
Поль Мориа - большой мастер. Но зачем приписывать ему "I Will Follow Him" ("Chariot"), написанную Франком Пурселем?https://en.wikipedia.org/wiki/I_Will_Follow_Him
0 Ответить
Евгений Рысин, что же Вы свои ссылки сами не вычитываете?
Pourcel co-wrote the song with his friend and fellow French bandleader Paul Mauriat.[2] Mauriat later recorded an instrumental version, which he released on his album Paul Mauriat Plays the Hits of 1976.[4]
0 Ответить
Википедия сообщает, что авторами музыки были Поль Мориа и Франк Пурсель.
0 Ответить
Если зачислять в поп-музыку просто популярную музыку, тогда и Вивальди и Гершвин - короли поп-музыки.
Да и Бах с Моцартом - поп-композиторы.
Оценка статьи: 5
2 Ответить
Нет, Игорь, это не совсем так. Точнее - не так, но вопрос интересный и очень важный.
1.Просто некая часть искусства (в данном случае - музыки) становится элементом поп-культуры.
2. Сама поп-культура возникла как она есть вообще-то прямо в 20 веке. Так сказать, с процессами общей демократизации (в хорошем смысл слова)))).
3. Культура предыдущих веков была более-менее едина. Немецкий крестьянин в праздник, спев свою народную песню, шел в свой храм на службу и слушал Баха, и ему это было не влом.
Вивальди был священник, но писал в том числе и светскую музыку, которая почему-то (опять же вопрос) оказалась элементом сегодняшней поп-культуры.
Понятие "великий артист" - тоже недавнее.Явление фанатов - тоже с романтизма. "Жажда бабла" немереного - 20-ый.
Но все эти вопросы, действительно, очень интересные и почти не изученные.
0 Ответить
Почему, почему... потому что правительство СССР решило, что именно эти исполнители наиболее близки по идеологии и духу им, а значит и всему советскому народу.
За нас все решали.
Впрочем, как многое решают и сейчас.
2 Ответить
Что слушать, а что нет решали музыкальные редакторы, худсоветы и их кураторы из КГБ. Дорогой Леонид Ильич вообще мог не знать кто такой Поль Мориа.
0 Ответить
Игорь Ткачев, "правительство СССР" многое решало на пользу и радость "всему советскому народу". Сам вождь ЛИБ давал отмашку на прокат "Кавказской пленницы" и не только, вопреки "специалистам" из цензуры. ...Конечно, имели место отдельные неудачные решения... = Перечень безошибочных правителей-вождей в студию !=
0 Ответить
С такой мелодичностью как-то не получается (для меня) причислять его к поп-музыкантам. Или я не понимаЙ этот ПОП.
На НТВ была передача с музыкальной заставкой на слова и мелодию Окуджавы "Надежды маленький оркестрик // под управлением любви." Этот бодрый маршик мне нравился.
...А прогноз погоды давали на слова Р. Рождественского (или перевода?)
Оценка - 5 !
1 Ответить
Сергей, Вы странным образом попали в самую точку. Дело в том, что именно поп сохраняет ту мелодичность, которую дала эпоха романтизма (19 век). В то время как т.н. академическая музыка прошла уже несколько следующих этапов, где мелодичность не была ни целью, ни средством, а чаще всего просто не была. ) Это ни хорошо, ни плохо, это какие-то и впрямь законы природы или общества, их до конца никто не понимает.
То есть некие высшие (не знаю, как еще сказать) законы,которые от нас никак не зависят, тащат искусство все дальше,через все "измы", которые тоже не просто так появляются. А общественное подсознание часто нуждается еще в романтизме.
Конечно - поп. Вторично (третично, и т.д) по отношению к тому, что было. Что по мелодиям, что по идеям.
Конечно, поп, ибо сиюминутно и так и рассчитано. И так далее. Чистейшей воды поп. Но профессиональный, не тупой, не хамский, "не ниже пояса", апеллирующий к нормальным человеческим эмоциям.
А НТВ - это ж уже не СССР ведь ))
1 Ответить
Галя Константинова, спасибо за бесплатную вводную лекцию. Я принимаю мелодичный поп. Но сейчас меня "достаёт" барабанно-ритмичный "поп". Мелодия в нём едва проклёвывается и её надо выискивать, как смысл на абстрактной картине. Имхо, без претензий.
1 Ответить
Сергей Дмитриев, Вы, наверное, имеете в вижу уже т.н. рок-музыку? Но это уже совсем другое социальное явление.
Рок - это "Я такой ПАЦАН и Я всегда против всех"! И вот он уже до смерти ПАЦАН и против всех. И с утра у него диетическая кашка, днем - процедура деинтоксикации, вечером - врачебный массаж простаты, а он все скачет по сцене. И, наверное, социально (не музыкально) это тоже родом из эпохи романтизма, потому что только в 19 веке у человечества появились дети и подростки. До этого были только младенцы и сразу взрослые.
Зато в роке часто поэзия очень высокого уровня. Что в попе - редкость.
Так и живем. )
1 Ответить
Галя Константинова, да,да, именно этот рок у меня путается с поп.Рок - это ужОс за редким исключением в виде "звукоряда" для показа познавательного видео. Последнее предложение позабавило.
1 Ответить
Сергей Дмитриев, не нужно путать.
Поп - это когда "я тебя люблю-у-у-уу-у-у-у, а ты меня - хрен знает".
Рок - это когда "как все вокруг задрало (прыг-прыг),где моя марихуана (хуана-хуана) и т.д.
Есть еще бардовская песня с изгибом гитары желтой.
Так вот, в первом варианте вполне может быть даже красивая и сладкая мелодия (при наличии хоть какого-то таланта). Во-втором случае в принципе может быть неглупый текст. А еще драйв (как правило, больше от принятых веществ).В третьем случае может быть и мелодия, и даже (не побоюсь этого слова) высокая поэзия. Голосов там, правда, мало. Но нельзя же сразу столько счастья?
А есть еще фольк и всякое переходное и взаимопроникающее. А, еще рэп - но это просто разговорный жанр. Должно хватать.))
1 Ответить
Галя Константинова, у вас какое-то... скажем, незатейливо-архаичное представление о рок музыке.
0 Ответить
Наталья Осокина, я смиренно полагаю, что у Вас сугубо современное и очень затейливое представление о предмете.
Стесняюсь спросить - где можно ознакомиться с Вашими трудами на сей предмет?
0 Ответить
Галя Константинова, стесняетесь -- не спрашивайте.
Вы всерьёз полагаете, что каждый человек должен писать труды обо всех известных ему явлениях? А любой написавший какую-нибудь глупость становится экспертом лишь на этом основании? Я вас разочарую: это не так.
0 Ответить
Наталья Осокина, Вы всерьез полагаете, что любой невежа, свободный от образования и не утрудивший себя хотя бы изучением специальной литературы, вправе влезть в середину чужого разговора, не поняв даже, о чем идет речь?
Да еще и выносить хамские вердикты о чужих суждениях и представлениях.
0 Ответить
Галя Константинова, не поняла, к кому вы сейчас здесь обращались, но ответа на свой вопрос не увидела. Так даёт ли написание аж целых трудов глупости само по себе звание эксперта по теме?
0 Ответить
Наталья Осокина, я тоже не увидела ответов на свои вопросы.
Вы спрашиваете: "Так даёт ли написание аж целых трудов глупости само по себе звание эксперта по теме?". Отвечаю: Вы позиционируете себя как эксперт по продвижению бизнеса, так что глупость экспертов Вам должна быть известна. )
0 Ответить
Галя Константинова, глупость иных экспертов с трудами? Безусловно.
0 Ответить
Наталья Осокина, я рада, что Вы самокритичны.
0 Ответить
Галя Константинова, да, я профессионал.
0 Ответить
Наталья Осокина,
?
0 Ответить
Галя Константинова, нет, попрыгунчики не для меня. Мне подавай мелодичность и слолва со смыслом.
0 Ответить
Сергей Дмитриев, тогда Вам или очень хороший поп - но это редкость, чтобы и мелодия, и слова, и голос. Или барды - во всем их разнообразии.
Да, мы же забыли про джаз! Это же вообще роскошное явление на стыке профессиональной музыки, народной и попа. Если любите, конечно.
1 Ответить
Галя Константинова, мне нравился джаз Л. Утёсова.
0 Ответить
Сергей Дмитриев, почему в прошедшем времени?
Ну и слушайте, раз нравится. Там, правда, больше одесских песен, чем собственно джаза. А почему не нравится нативный, американский?
Да, есть еще т.н. гражданская лирика. Но настоящего там, среди фальшака, очень мало. Впрочем, так и должно быть, потому что подобное настоящее возникает в сложные трагические периоды какой-то национальной истории.
Одним словом - выбор вроде как есть...
Только не слушайте наше Дорожное радио! )
2 Ответить
Галя Константинова, я плохо слышу и ещё хуже понимаЙ на слух английский. И нативный, американский мне не нравится, как и ихНИЕ фильмы. Если прозой переложить тексты, то в осадке останется мало чего. В фильмах -диалоги, их можно просто почитать без видеоряда. Я стараюсь понять титры и того достаточно.
0 Ответить
Сергей Дмитриев, бывает.
Что касается американского кинематографа, то он разный, конечно, от полной дурки до очень сильных фильмов. Но это - отдельная тема.
А что касается нашего разговора, то, если Вам нужна и мелодия, и осмысленные тексты, то выбор какой-никакой все равно есть.
1 Ответить
Галя Константинова, ОК !
0 Ответить