Юрий Москаленко Грандмастер

Когда появился на свет шрифт Times New Roman?

3 октября 1932 года, 75 лет назад, жители Лондона впервые увидели свою любимую газету «The Times» в новом облике. Верстка осталась по существу той же, но изменился шрифт. Он был назван Times New Roman, чтобы лишний раз подчеркнуть, что это собственность данной газеты.

Шрифт Times New Roman Фото: Источник

Позже, с появлением компьютеров, именно этот шрифт стал наиболее распространенным. Не стану лукавить, все свои материалы для «Школы жизни» я набиваю именно 12-м кеглем этого шрифта.

Мало кто знает, что на разработку нового шрифта у английского типографа и историка шрифта Стэнли Морисона (а именно его вместе с графиком В. Лардентом считают отцом-основателем) ушло, ни много ни мало, три года. Владельцы газеты были очень недовольны тем, что их детищу на пятки наступают конкуренты, и решили преподнести что-то такое, от чего читатели, забыв о других изданиях, непременно покупали бы «The Times».

Стенли Морисон
Стенли Морисон
Фото: Источник


Далеко не все читатели обращают внимание на такие мелочи, при детальном рассмотрении которых выясняется, что на самом деле эта «мелочовка» играет в восприятии газеты существенную роль. К примеру, сегодня в России полным ходом разворачивается предвыборная борьба, новые газеты и листовки рождаются «быстрее кошек». И когда для их выпусков приглашают непрофессионалов, они порой такое выдают, отчего становится грустно и смешно. Профессионалы знают, что шрифт в любой газете является едва ли не основным показателем привлекательности текста. Его читаемость, насыщенность, размер — порой значат ничуть не меньше содержания.

К 1929 году, когда был приглашен Морисон, боссы «Таймса» осознали, что существующие гарнитуры либо недостаточно компактны, либо неудовлетворительны по форме, либо плохо читаются в кегле 9 пунктов. Грубо говоря, нужно было втиснуть в газетную полосу как можно больше буковок, но чтобы это не воспринималось как «братская могила» густо уложенных спинка к спинке шпрот в консервной банке.

Строго говоря, Морисон мог особо не «вымахиваться», тем более что в середине 20-х годов появился и набрал большую популярность шрифт Ionic, созданный специально для газетного набора. Он был удобочитаемый. Но Стэнли сумел убедить боссов в том, что этим шрифтом печатаются бульварные газеты «для народа». А шрифт консервативной газеты «Таймс», которую читают министры и государственные деятели Англии, должен выглядеть иначе.

Бедный старина Морисон в те далекие времена и предположить не мог, что спустя 62 года родиной «слонов, чайного листа и болгарского перца» будут объявлены Соединенные Штаты. Что найдется «вдруг чудак», который будет рыться в пыльных архивах и сделает сенсационное открытие, что Стэнли оказался самым обычным вором, «украв шрифты» у Старлинга Берджесса, американского строителя гоночных яхт, поэта, авиа- и автоконструктора. И с этого же 1994 года Берджесс всегда записывается в «соавторы» к Морисону. К счастью, сам английский типограф до этого «развенчания» не дожил, скончавшись 40 лет назад, 11 октября 1967 года в Лондоне.

Впрочем, если изобретение существует без нескольких версий, то это все равно, что суп без соли. Невкусно! Поэтому и в истории со шрифтом Times New Roman существует по меньшей мере три версии.

Первая: Морисон передал Ларденту (художнику «Таймса») серию собственных карандашных эскизов алфавита нового шрифта. Вторая: он дал устное указание использовать в качестве модели Plantin, заострив засечки. И, наконец, третья: в основе работы Лардента лежала фотокопия страницы из некоей книги фламандского печатника XVI века Кристофа Плантена, возможно, набранная шрифтом Робера Гранжона. Опираясь на этот источник, Лардент нарисовал шрифт-прототип, впоследствии сильно переработанный под руководством Морисона.

Нельзя не упомянуть и о разработчиках, которые перенесли Times New Roman на кириллицу. Первым профессиональным шрифтом типа Times, разработанным в России, был шрифт Тип Таймс (дизайнеры Геннадий Барышников, Эмма Захарова и др.). Он был спроектирован в 4-х начертаниях для фотонабора в конце 70-х годов в Отделе наборных шрифтов Всесоюзного научно-исследовательского института полиграфического машиностроения (теперь АО «Полиграфмаш»).

В 1990 году для библиотеки цифровых шрифтов ParaType фирмы ParaGraph была разработана специальная гарнитура (дизайнеры Владимир Ефимов, Александр Тарбеев), которая в течение трех лет выпускалась под названием TimesET.

Впрочем, сегодня шрифтов, «заточенных» под Таймс, выпускается несколько, и я не ставлю перед собой цель вдаваться в технические детали.

Главное, что 75 лет назад читатели газеты «The Times» проснулись в другой эпохе. Эпохе Times New Roman…

Обновлено 26.10.2018
Статья размещена на сайте 27.09.2007

Комментарии (16):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: