Леваневский, Чкалов, Супрун, Серов, Грицевец, Кравченко — все они были очень знамениты, все они рано погибли, и со временем о многих из них забыли. А В. Чкалова помнят. Хоть он не был Дважды Героем, не сбивал самолеты врага. Он даже не носил Звезду Героя, тогда еще не было такой награды, все его узнавали и так.
Валерий Чкалов родился 20 января 1904 года на Волге, в селе Василёво Нижегородской губернии, в семье рабочего. Учился в школе, затем в техническом училище. Из-за материальных проблем училище не закончил, стал работать подручным молотобойца, а во время навигации — кочегаром на волжских пароходах.
В 1919 году он впервые увидел самолет — и заболел авиацией. Искал путь в авиацию и стал работать учеником слесаря-сборщика самолетов. В 1921 г. был направлен в авиашколу, совершил свой первый полет на самолете Avro 504. Затем учился на истребителя. Своих истребителей в СССР тогда не было, он осваивал Юнкерс. Наконец в июне 1924 года Чкалов закончил обучение, получил квалификацию летчика-истребителя и назначение в Ленинградскую Краснознамённую истребительную авиаэскадрилью, базировавшуюся в Ленинграде на Комендантском аэродроме.
Во время учебы Валерия аттестовывали как дисциплинированного летчика, но хулиганства военлета Чкалова были знамениты. Один его пролет под Троицким мостом чего стоил! А кроме этого была даже пьяная драка, за которую он получил год лишения свободы (приговор вскоре был пересмотрен, уменьшен до полугода, а потом его пересмотрели еще раз — и срок стал условным, а Чкалов был отпущен на свободу).
Потом было еще много полетов, много, с точки зрения начальства, лихачества, за которое Чкалов после очередной аварии был уволен из РККА и опять осужден на год заключения. Благодаря заступничеству Ворошилова и Алксниса, через месяц срок был переквалифицирован в условный и Чкалов отпущен на свободу. Некоторое время он работал в Осоавиахиме — руководил школой планеризма.
В 1930 году В. Чкалов был восстановлен в воинском звании (большую часть того, что ранее называли «воздушным хулиганством», к этому времени уже стали называть «высшим пилотажем») и получил работу в Москве в НИИ ВВС РККА. Он начал испытывать новые самолеты. Здесь его умение, реакция и лихачество оказались более чем к месту. Он испытывал все новые советские истребители: И-15, И-16 и многие другие.
Он участвовал в испытании «авиаматки» — спроектированного в начале 30-х годов летающего аэродрома, позволявшего истребителю И-16 стартовать над целью за сотни километров от аэродрома, бомбить ее и штурмовать, а затем — своим ходом вернуться на наш аэродром, ведь полпути до цели он летел, подвешенный к «авиаматке».
При создании проекта летающего авианосца сначала предполагалось, что носимые истребители просто долетят вместе с бомбардировщиком до цели, которую надо разбомбить, затем прикроют бомбардировщики от истребителей врага, защищавших цель, а потом прицепятся обратно к своей авиаматке и полетят домой.
Однако при попытках воздушного «приземления» на бомбардировщик-авианосец произошла целая серия опасных аварий — и было решено обратно истребителям лететь своим ходом.
На рекордном самолете Туполева АНТ-25 20 июля 1936 года экипаж Чкалова, Байдукова и Белякова совершил рекордный перелет Москва—Дальний Восток. Самолет летел 56 часов и приземлился на песчаной косе острова Удд в Охотском море. Весь экипаж получил звание Героя Советского Союза.
На том же самолете тем же экипажем был совершен перелет из Москвы через Северный полюс в Америку. 18 июня 1937 самолет вылетел с подмосковного аэродрома, а 20 июня приземлился в Ванкувере, штат Вашингтон, США. Дальность перелета составила 8504 километра.
Поскольку звание Героя тогда дважды не давали, за перелет в Америку экипаж был награжден орденами Красного Знамени.
А в декабре 1938 года Валерий Чкалов погиб. Он был летчиком-испытателем. В то время шли испытания нового истребителя Поликарпова И-180. Это было развитие И-16, только был этот истребитель значительно лучше вооруженным и более скоростным. Он был способен воевать на равных с Ме-109, для боя с которыми его и создавали.
Увы, на самолете стоял двигатель М-88, который был еще не доработан. В самом начале испытательного полета, на взлете, когда самолет еще не набрал высоту, двигатель отказал. И пилотировавший самолет комбриг Валерий Чкалов погиб при попытке совершить вынужденную посадку.
После его гибели были аресты, были допросы. А когда на том же самолете разбился другой известный летчик-испытатель — Степан Супрун, разработка И-180 была остановлена. И РККА осталась без практически готового истребителя, который был способен на равных воевать с истребителями нацистов.
Уже потом, в ходе войны, такие истребители были разработаны, и в 1943 году, летая на Ла-5ФН и Як-3, наши летчики смогли завоевать превосходство в небе, но если бы они сделали это летом 1941, летая на И-180 и И-185 — война с немцами пошла бы, возможно, совсем по-другому сценарию.
Вот так жил и погиб летчик и герой Валерий Чкалов. Жил мало, но очень ярко и сделал очень много. А еще больше он сделать не успел.
Под Троицким (Кировским) мостом Чкалов никогда не пролетал. Это делали в своё время пилоты ещё царской армии, о чём и сохранились воспоминания.
Режиссёр Калатозов вставил такой надуманный эпизод в свой фильм, а лётчик Евгений Борисенко воспроизвёл его в натуре во время съёмок.Это всё давно уже описано во множестве воспоминаний.
А возвращаясь к заголовку статьи...
Да, действительно, Чкалов не носил, да и не мог носить золотую Звезду Героя , т.к. сама награда- медаль "Золотая Звезда" была учреждена в 1939 году, уже после его гибели. При жизни его удостоили только самого звания, с вручением Ордена Ленина, как и многих других.
Медаль "Золотая Звезда" была вручена потомкам в 2004 году.
К сожалению нет информации, скорее всего это была уже золотая звезда "Героя РФ", а не "Советского Союза".
Оценка статьи: 5
2 Ответить
Имеется ряд уточнений по данной статье:
- Валерий Чкалов родился 2 февраля (20 января по старому стилю) 1904 года на Волге..
- в авиационных училищах Чкалов освоил Авро, Фоккер С-3 и Мартинсайд, на Юнкерсе летал намного позже.
* В самом начале испытательного полета, на взлете, когда самолет еще не набрал высоту, двигатель отказал.
- В том полёте двигатель у Чкалова отказал не на взлёте, а при заходе на посадку, в самом конце полёта.
0 Ответить