• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Владимир Рогоза Грандмастер

Художник Иван Никитин. Как сложилась судьба первого российского гофмалера?

Современник и сподвижник Петра I Иван Никитич Никитин родился примерно в 1690 году в семье придворного священника вдовствующей царицы Прасковьи Федоровны. Сведений о его детстве не сохранилось, но можно предположить, что азы живописного мастерства он постигал самостоятельно — пытаясь копировать гравюры, которых было немало в библиотеке Измайловского дворца. Тягу юноши к живописи заметили, и Никитина определили в Московскую Оружейную палату учеником к граверу Андриану Шхонебеку.

Учиться приходилось в ходе тяжелой каждодневной работы. Живописцы Оружейной палаты не сидят в мастерских, по приказу царя они оформляют новые дворцы и триумфальные арки, пишут батальные картины, прославляющие победы молодой российской армии, украшают московские улицы к праздникам. Здесь Никитин получил и первые навыки портретной живописи. Русские портреты того времени создавались в стиле парсунной живописи под сильным влиянием многовековых традиций иконописи. Но в них уже проявляется робкое стремление мастеров заглянуть во внутренний мир портретируемых.

В 1711 году Никитин переезжает в новую столицу и начинает работать в школе рисования и гравирования при Санкт-Петербургской типографии. Теперь он не просто живописец, но и учитель, передающий молодым художникам основы мастерства. Именно здесь и обратил на него внимание Петр I. Мы не знаем, чем приглянулся царю живописец, который в мастерстве явно уступал работавшему в те годы в России Таннауэру. Наверное, Петр инстинктивно почувствовал в нем будущего мастера.

С 1712 года Никитин сопровождает Петра I в поездках, пишет портреты сподвижников и членов царской семьи. Созданные им портреты еще во многом наивны, в них чувствуются отголоски парсунной живописи, но композиция и колорит уже приближены к европейским требованиям. Художник стремится понять и передать движения души портретируемых, человеческую индивидуальность.

Среди ранних работ привлекают своей искренностью и теплой добротой детские портреты. Серьезно и немного настороженно смотрит на мир будущая императрица четырехлетняя Елизавета Петровна. Простодушна и лукава семилетняя царевна Анна. Обаятельна и мягка племянница царя Прасковья.

Петр I по достоинству оценил мастерство живописца, и 30 апреля 1715 года в «Юрнале Петра» появилась запись: «Его величества половинную персону писал Иван Никитин». В портрете нет ничего «царского». Немного утомленный, с решительно сжатыми губами и пронзительным, твердым взглядом офицер в преображенском мундире. Таким царя мог увидеть только человек близкий ему по духу и мыслям, умеющий распознать под «царским ореолом» мятущуюся русскую душу и железную волю, способную поднять Россию «на дыбы».

Убедившись в самобытном таланте художника, недаром в письме Екатерине он назовет его «добрым мастером», Петр I отправляет Никитина доучиваться в Италию. Быстро пролетели годы учебы. Венецианская и Флорентийская академии художеств, копирование картин великих мастеров в галерее Ватикана, уроки живописи у Томазо Реди и Алессандро Сальери. И все это время жизнь впроголодь, т.к. пенсионерские деньги из России приходят не полностью и с большими опозданиями.

В 1720 году признанным европейским мастером, обласканным при дворе герцога Медичи, возвращается Иван Никитин в Санкт-Петербург. Петр I официально вводит его в свою свиту, дав звание гофмалера — придворного портретиста. И снова для художника началась кочевая жизнь. Под его руководством мастера украшают столицу, а затем и Москву к празднованию подписания Ништадского мира. Да и мало ли было в тот период маскарадов, фейерверков, иллюминаций, придворных праздников. И за всем этим колоссальный труд живописцев, возглавляемых царским гофмалером.

Но главным для Никитина остаются портреты. В этот период он создает шедевры, вошедшие в золотой фонд не только русской, но и европейской живописи: портреты Г. И. Головкина, С. Г. Строганова, Петра I (в круге). По силе эмоционального воздействия на зрителей выделяются два произведения мастера: «портрет напольного гетмана» и «Петр I на смертном ложе».

Человек, изображенный на неоконченном портрете, безымянен. Напряженный, силящийся что-то понять взгляд черных глаз, покрасневшие, воспаленные веки, внутренняя боль изогнула седую бровь. Тяжелая душевная мука лежит на всем облике пожилого, небрежно одетого человека с всклокоченными волосами. Кто он, напольный гетман, чья судьба, а может быть и жизнь, находятся на переломе? Исследователи творчества Никитина называют много имен: наказной гетман Павел Полуботок, гетманы Украины Даниил Апостол или Степан Мазепа, а может литовский гетман Казимир Сапега… В последнее время некоторые искусствоведы склоняются к мысли, что это — автопортрет художника.

Неровные, смятые складки белой рубашки у шеи Петра, серовато-желтый колеблющийся свет. Еще топорщатся усы и непокорно разметались волосы, но глаза уже закрылись навсегда, плотно сжались в последнем усилии губы, смертная бледность начинает покрывать лицо. Чувствуется, что от волнения дрожит рука художника, накладывая на холст быстрые, нервные мазки. Ушла из жизни великая личность. Перед нами человек, который боролся всю жизнь и даже в смерти не признал себя побежденным.

После смерти Петра что-то оборвалось в душе мастера. Он еще пишет портреты, но в них уже нет прежней глубины, только внешний блеск. Никитина тяготит засилье иностранных временщиков, отказ от петровской политики. Он не умеет скрывать своих взглядов, хранит дома пасквиль с обвинениями вице-президенту Синода Феофану Прокоповичу, а косвенно — правящему режиму, и в августе 1732 года художника арестовывают. Пять долгих лет допросов и пыток в казематах Петропавловки. Только в ноябре 1737 года Кабинет министров утверждает приговор: «Учинить наказание — бить плетьми и сослать в Сибирь на житье вечно под караулом».

Четыре года провел художник в Тобольске. Написал иконостас для восстанавливаемого после пожара Софийского собора, портрет митрополита Антония. Только в 1742 году, освобожденный по указу вступившей на престол Елизаветы, выехал Никитин в Москву. Но ссылка отняла у мастера не только духовные, но и физические силы, и в дороге он умирает.

Художник не оставил учеников, равных ему по силе таланта, но он поднял русский портрет на уровень европейского искусства.

Статья опубликована в выпуске 31.10.2007
Обновлено 18.10.2018

Комментарии (13):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Интересно. 5.

  • 5!

    Оценка статьи: 5

  • Хорошая статья. Историческая и в то же время современная. Интересно как бы сложилась судьба мальчика родись он в простой семье, никак не приближенной к властным кругам...

  • Хорошая статья. +5.

    Оценка статьи: 5

  • Познавательно.

  • К статье получен комментарий незарегистрированного пользователя:

    Alex Krasnoshek:
    Напольный Гетман работы Никитина 1720 года это легендарный герой Донского Казачества Иван Матвеевич Краснощёков. До войны этот портрет был во всех школьных учебниках. ,,Напольный Гетман Краснощёков,, Кто же изменил название? В 1720 году Пётр назначает его Походным Атаманом в походе на Азов разбить Персию и Иван Никитин приезжает и пишет этот портрет. Атамана тогда называли Гетманом. Всё лицо его покрыто шрамами. Откройте портрет Фёдора Краснощёкова, где написано ,, сын великого Донского героя, устрашавшего всех врагов одним своим видом с лицом сплошь покрытым шрамами,, Портрет его сына Фёдора Краснощёкова написал в 1761 году Ал. Антропов. Ни Скоропадский ни Полуботко ни Мазепа кому сейчас приписывают этот портрет НЕ ИМЕЛИ НИКАКИХ ШРАМОВ на лицах. Никаких. Сам Сталин знал портрет Ивана Краснощёкова. Кто же так изменяет и каверкает историю Донского Казачества. Прочтите книгу Краснова ,,Страницы прошлого Тихого Дона,, Там 3 главы о Иване Матвеевиче Красощёкове.
    А.Н. Краснощёков США
    пра----внук

    • Это одна из имеющихся версий, официально признанных доказательств не имеет.
      Основанием для названия портрета "Напольный гетман" послужила надпись на обороте холста «Гетманъ наполно».
      Официальной идентификации портрета с конкретной исторической личностью до настоящего времени нет.

      Оценка статьи: 5

      • Меня заинтересовал вопрос "Кто же изменил название?"
        Не знаете, обнаружены ли были какие-то противоречия и несоответствия, что из названия картины исчезла фамилия?

        • Насколько я понимаю, название ни кто не менял. Возможно путаница связана с тем, что имеется кисти А. Антропова "Портрет атамана Федора Ивановича Краснощекова". 1761.

          Возможно, что в каких-то изданиях подпись к портрету была дана в интерпретации авторов книги или учебника. Уже в памятное мне время в учебниках печатали "Портрет лейб-гусарского полковника Евграфа Давыдова" кисти Кипренского, выдавая его за портрет Дениса Давыдова. Хотя портрет был хорошо известен и атрибутирован.

          Оценка статьи: 5

          • В Новочеркасске находится единственная в мире коллекция казачьего портрета ХVIII – начала ХIХ веков.
            Считается, что парадный казачий портрет зародился в 1750-е годы и начался с портрета атамана Данилы Ефремова. Атаман заказал его иконописцу Киево-Печерской мастерской. Это было спустя два десятилетия после смерти автора "Напольного гетмана".
            Считается, что более ранних атрибутированных казачьих портретов нет.

            Оценка статьи: 5

        • Алекс Краснощёк Читатель 25 октября 2020 в 02:57 отредактирован 25 октября 2020 в 06:22 Сообщить модератору

          Марианна Власова, До 1963 году портрет Напольного Гетмана Краснощёкова был во всех учебниках истории 7 класса. На Украине эти учебники были на русском языке. Именно такая табличка и висела под портретом. С приходом Лёни Брежнева, еврея...кто то заменил табличку на *Напольный Гетман*...вот и всё...Спросите художников членов союза кому 80 лет и старше. Все они помнят этот портрет.