Перейти ко второй части статьи
Вскоре после успеха Эдгар Райт принялся за работу над следующей частью трилогии «Кровь и мороженое» — «Типа крутые легавые». Вообще, названия всех фильмов данного цикла подверглись вольной интерпретации российских переводчиков. «Shaun of the Dead», «Hot Fuzz» и «The World’s End» перевели, соответственно, «Зомби по имени Шон», «Типа крутые легавые» и «Армагеддец». Во многом именно чересчур несерьёзные названия фильмов отпугивают от них российского зрителя. Любой, кто знаком с трилогией, на себе ощутил смыл поговорки «Не суди книгу по обложке».
С 2007 года по нынешний день Эдгар Райт успел поработать с Робертом Родригесом над фильмом «Грайндхаус», срежиссировать замечательный комедийный боевик «Скотт Пилигрим против всех», написать сценарий к мультфильму «Приключения Тинтина: Тайна Единорога», а также снять «Малыша на драйве», удостоившегося трёх номинаций на «Оскар».
С 2006 по 2014 год режиссёр принимал участие в съёмках фильма «Человек-муравей» от Marvel. Однако из-за творческих разногласий с руководством Эдгар Райт покинул режиссёрское кресло. Впоследствии он признался, что не смотрел и не собирается смотреть финальную версию фильма, в титрах которого не значится его фамилия. Очевидно, уход со своего поста дался ему нелегко.
Но на этом карьера режиссёра не заканчивается, и в будущем мы увидим ещё много фильмов, снятых под его руководством. На данный момент последней картиной Эдгара Райта является «Малыш на драйве». На протяжении 20 лет британец работал над многими фильмами и в итоге обрёл культовый статус.
В чём же притягательность фильмов Эдгара Райта? Что делает его работы авторскими? И, наконец, почему фильмы этого режиссёра хочется пересматривать раз за разом?
Ответов множество, и большинство из них являются постулатами кинопроизводства, которыми руководствуется Райт при создании своих фильмов.
Во-первых, конечно, первым поводом к пересмотру любой картины режиссёра является обильное использование им «чеховских ружей». Причём данный приём может быть применён и для придания комедийности происходящему на экране, и по прямому назначению — для структурирования повествования. Эдгар Райт — мастер «чеховского ружья».
Во-вторых, принцип «показывай, а не рассказывай». По примеру Роберта Земекиса, режиссёра признанных шедевров «Назад в будущее» и «Форест Гамп», Эдгар Райт активно использует визуальное повествование. Согласитесь, окружение человека говорит о нём больше, чем он сам может о себе рассказать. Так и в кинофильме.
Например, фильме в «Скотт Пилигрим против всех» Райт показывает разницу между характерами Скотта и Уолесса путём панорамного пролёта по их общей квартире. Нам показывают вещи одного и другого, и мы сразу понимаем, кто из героев ответственный и прилежный, а кто, наоборот, романтичный и безалаберный.
В-третьих, клиповый монтаж. Нынешний зритель избалован короткими видеороликами из Интернета, зубодробительными экшн-боевиками в кинотеатрах и резкой, максимально информативной рекламой по телевизору. Не говоря уж о возросшем темпе жизни, при котором трудно хоть на минуту остановиться, сесть и проникнуться неторопливым содержательным кино (или прочитать статью более чем на сотню слов).
В таких условиях внимание зрителя — большая роскошь. Эдгар Райт прекрасно это понимал ещё в начале своей карьеры, поэтому отличительной чертой его фильмов всегда являлся клиповый монтаж — быстрый, синхронный и гармоничный способ смены ракурсов и планов видеосъёмки. В этом проявляется английский перфекционизм режиссёра. Каждый кадр его фильмов гармонично переходит в другой. Направление движения камеры, композиция, звук — учитывается каждая деталь, чтобы у зрителя не возникло дезориентации. Главное, смена кадров происходит на высочайших скоростях.
Клиповый монтаж — это одновременно и преимущество, и недостаток фильмов Райта, потому что не каждый зритель способен успевать за таким повествованием. Ведь вместе со сменой кадров повышается скорость диалогов, соответственно, увеличивается смысловое наполнение каждой реплики. И получается, что, стремясь угодить не могущему сосредоточиться зрителю, Эдгар Райт снимает такое кино, которое не имеет смысла смотреть вполглаза.
И конечно же, главный постулат кинопроизводства по Райту — делать из стандартного оригинальное, не похожее ни на что другое.
Казалось бы, как показать обычный переезд из города в деревню? Большинство режиссёров обошлось бы монтажной склейкой: вот герой на вокзале, вот он уже в пункте назначения. Однако Райт переворачивает всё с ног на голову, превращая скучную поездку на поезде в ураганную нарезку образов: герой спит ночью на перроне, через мгновение наступает день, дальше он уже в поезде, смотрит в окно, держится за поручень… На словах звучит скучно, но в кино такие моменты и смешат, и заинтересовывают, при этом поражая гениальной простотой.
Или вспомним «Человека-муравья», к созданию которого режиссёр всё-таки причастен. Самыми запоминающимися моментами фильма стали рассказы Луиса, выполненные в стиле Райта. Обычные пересказы событий превращаются в головокружительный аттракцион с пародиями, карикатурами и оригинальными драматическими решениями.
Эдгар Райт — один из тех творцов, кто гнёт свою линию вопреки всему. Он мыслит не шаблонно и всегда ищет оригинальное решение той или иной проблемы. В итоге зритель получает качественное, интересное кино, которое можно пересматривать и пересматривать, но так и не отыскать всех деталей и скрытых мотивов, заложенных в него гениальным режиссёром Эдгаром Райтом.
...Вот почему я предлагаю сделать к/ф "о таких разных американцах" по мотивам книжки "Ну, что тебе сказать про СэШэА?" ...