• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Ольга Гелих Дебютант

О чем расскажут изразцы?

О чем могут рассказать куски керамики, покрытые глазурью? Оказывается, о многом: о развитии наук и искусств, о создании империй, о религии, о развитии технологий и культурном влиянии народов друг на друга. О нашей истории.

Египтяне, вавилоняне, ассирийцы и, наконец, персы знали и любили облицовку построек глазурованными изразцами. Первые шаги в этом направлении архитектурного оформления построек были предприняты в третьем-пятом веках до н.э. Ранняя облицовочная керамика покрывалась однотонной глазурью. Позже керамика приходит в Центральную Азию, вероятно, из Персии.

Принятие ислама произвело целый переворот в художественной жизни Востока. Религиозный подъём сыграл свою роль в деле изобретения цветной керамики. Любовь к свету и тени в исламской каменной архитектуре привела к расцвету искусства керамики, к использованию многоцветной глазури. Стенные украшения очень скоро достигают высокой степени совершенства.

Тенденция Корана, запрещая изображать всё созданное по образу и подобию Божьему, определила характер вообще всех архитектурных украшений. Казалось бы, что последователям Корана придётся замкнуться в очень тесные рамки, но фантазия мастеров преобразовала всё дозволенное Кораном в удивительный сплав исламского искусства.

Исламская керамика условно разделена на две больших, отличных друг от друга, группы. Первая группа имеет дело исключительно с облицовочными плитками, вторая представляет мир своеобразной восточной посуды: то массивной и грубой, то легкой и изящной. Богатство форм, декорации и облицовки вызывают справедливое изумление знатоков и любителей.

Меандры, арабески, стилизованная восточная флора, бесконечная нюансировка пальметок — вот та канва, на которую, как на благодатную почву, упали семена таланта исламских художников.

Обожженный изразец является превосходным и очень выразительным средством облицовки стен в мечетях, медресе и зданиях гражданской архитектуры.

В Центральной Азии для покрытия изразцов применялась глазурь трех цветов — белого, голубого и желтого. Особенно мастерами был любим голубой изразец: им покрывали купола дворцов, мечетей, минаретов. Так, по мнению историков, подчеркивалась связь построенного здания с небом.

Больше всего архитектурных памятников, на примерах которых можно изучить развитие изразцового искусства Центральной Азии, сохранилось в Самарканде. Практически все они возведены при Тимуре и тимуридах.

Среди городов Центральной Азии Самарканд играл ведущую роль, политическая и торговая столица под властью Тимура. О красоте и мощи Самарканда того времени пишут многочисленные восточные и европейские историки. Тимур много строил и приглашал мастеров со всех концов Востока. Архитектура Самарканда того времени несёт отчетливое персидское влияние, что особенно заметно при рассмотрении стенных облицовок. Здесь характерны инкрустации ляпис-лазурью и художественная роспись красками.

При рассмотрении искусства времён Тимура и эпохи более поздней нельзя не принять во внимание китайского влияния: Китай доставлял Тимуру опытнейших мастеров. Расцветает техника мозаичного фаянса. Тимур и тимуриды заботливо культивировали её, стараясь сохранить её секреты. Облицовки с металлическим отливом — особая техника живописи по глине. Секрет её до сих пор не восстановлен.

Отдельно нужно упомянуть и об орнаментах, пришедших из Китая — это стилизованные изображения дракона, тигра, аиста… Украшение стен письмом — стихами — тоже, по мнению многих историков, пришло из Китая. В Центральной Азии искусство увековечивания стихов из Корана приняло невиданный размах: дворцы и мечети украшались изразцами с выписанными на них письменами в различных стилях и различной каллиграфии.

Путём непрерывного эксперимента исламские керамисты достигли в своих композициях поразительных результатов. Несмотря на глубоко изменившуюся жизнь, на влияние новой культуры Запада, образцы исламской архитектуры ещё долго будут привлекать внимание исследователей своей очаровательной, своеобразной и экзотической красотой.

Статья опубликована в выпуске 16.03.2009
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (12):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • тен в мечетях , медрессе и зданиях гражданской архитектуры - обычно ведь пишут с однйо с: медресе.

  • Тимур Нуманов Тимур Нуманов Профессионал 16 марта 2009 в 21:25 отредактирован 22 марта 2009 в 19:29 Сообщить модератору

    Кстати, вспомнил одно свое наблюдение: все-таки в Самарканде есть памятник, где мастера как мне кажется отошли от догм ислама. Так, портал медресе Шердор на площади Регистан украшают львы (больше напоминающие тигров), а сверху солнце с ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ (!) лицом.

    Оценка статьи: 5

  • Тимур Нуманов Тимур Нуманов Профессионал 16 марта 2009 в 21:12 отредактирован 16 марта 2009 в 21:17 Сообщить модератору

    Ольга Гелих, шесть лет жизни прошло в Самарканде. Каждый раз, водя многочисленных гостей по памятникам, открывал их для себя вновь. Особенно поражало умение средневековых мастеров украшать стены арабской вязью - с одной стороны, рисунки, а с другой - суры из Корана. И у каждого памятника свои истории: легенды, мифы и байки. Спасибо за материал!
    Сам на сайте практикуюсь недавно, поэтому несмело предположу, что все-таки наверное не "Тенденция Корана", как в тексте, а точнее - нормы Шариата (сводов мусульманского права, сложившихся на основе толкования Корана и Хадисов, запрещавших изображение людей)? Хотя спорить не буду, смысл правилен и ясен.
    Помимо влияния западной культуры, можно было упомянуть о том, что особая технологии обжига керамики, которая, проникнув из Центральной Азии в Европу, получила известное сейчас название "майолика":

    Оценка статьи: 5

    • Тимур Нуманов, простите, что долго не отвечала, не было возможности выйти на сайт.
      Да, конечно же Вы правы, правильнее было бы написать- нормы Шариата. Но есть немало людей совсем незнающих этого слова, тем более сути его. Поэтому, я посчитала, что выразившись не совсем верно, всё-таки смогу рассказать о красоте и о мастерстве.
      Спасибо за Вашу подсказку. Тимур, мне ещё хотелось рассказать об Ибн-Сино. Увы, сейчас у меня нет такой возможности. Может быть Вы взялись бы написать и рассказать людям о таком великом уме, об азиатском средневековье, о духе того удивительного времени?

  • В свое время несколько дней бродил по Самарканду. Хотелось бы и теперь съездить, но увы..
    5

    Оценка статьи: 5

  • Ольга Гелих, спасибо за интересную и познавательную статью, подобранные картинки очень хорошо иллюстрируют материал!!! Удачи!!!

    Оценка статьи: 5

  • Вячеслав Старостин Вячеслав Старостин Грандмастер 6 января 2009 в 17:26 отредактирован 6 января 2009 в 17:27 Сообщить модератору

    Очень нехватает иллюстраций. Проигрывает статья без красивых картинок

    Оценка статьи: 5