• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Имира Виленская Профессионал

Юрий Визбор. Может ли талант быть нерасчётливо щедрым?

«Юрий Визбор — личность в искусстве яркая, многогранная. Я уже не говорю о его первоклассных запоминающихся ролях в нашем кинематографе, о его документальных фильмах для телевидения, этих коротких рассказах о трудовых буднях — всегда маленьких открытиях человеческих характеров, о его прозе… Все это всегда было визборовским, органичным. Но главное все-таки, с чем он вошел в наше искусство — авторская песня, движение, одним из зачинателей которого он по праву является».
Булат Окуджава

Сегодня у Юрия Визбора юбилей. Ему бы исполнилось 80 лет. Любимый многими бард и поэт, актер и режиссер, художник и журналист, альпинист, горнолыжник — он был щедро одарён талантами во многих сферах. Визбор ушел из жизни в далеком 1984 году, но до сих пор проводятся концерты и фестивали его песен, собирающие известных исполнителей и полные залы неравнодушных зрителей. Добрые и умные, шуточные и серьезные, лирические и героические — песни его живут и поются, а значит, жива и память о нем.

Родился Юрий 20 июня 1934 года в Москве. Его матушке в ту пору едва исполнилось 20 лет. Ее, юную красавицу из Краснодара, привез в Москву бывший моряк, ревнивый и вспыльчивый командир Юзеф Визборас, уехавший в 1917 году из Литвы в Россию (где из его фамилии вскоре «исчез» хвостик «ас»).

От отца Юрий получил первые уроки живописи — тот был неплохим художником и привлекал сына то хвост собаке на холсте подрисовать, то травку… Впрочем, уроки продолжались недолго — отец в тридцатые был арестован и только в 1958 году посмертно реабилитирован. Войну семья пережила в Москве. Детство Юрия было суровым, на становление личности оказали существенное влияние военные и послевоенные годы.

В раннем возрасте он мечтал стать летчиком или футболистом, подростком начал ходить в московский аэроклуб, в котором даже жил некоторое время, уйдя из дома, где он не ладил с отчимом. В то же время в руки ему попадает гитара, а первая юношеская любовь рождает первое стихотворение…

В 1951 году Визбор поступает в пединститут — за компанию с другом. Студенческая жизнь была яркой и творческой. Там царил культ спорта, туризма, песен под гитару. После института было недолгое учительство (русский и литература), которое закончилось призывом в армию. Служил Юрий на севере, в Кандалакше, стал радистом и объездил весь Север. В ту пору в армейских газетах появились его первые публикации — рассказы, стихи, песни.

Осенью 1957 года демобилизовался и к учительству уже не вернулся. Его позвала журналистика, а в многочисленных встречах с интересными людьми рождались сюжеты песен. Юрия привлекали люди профессий, требующих от человека душевных качеств на грани человеческих возможностей — моряки и полярники, альпинисты и летчики, космонавты и рыбаки, вступающие в единоборство с собой и со стихией. Визбор умел показать в своих произведениях суровую романтику их жизни, а они давали ему невероятный эмоциональный заряд для творчества.

К концу 1950-х годов его песни распространяются на магнитофонных лентах и становятся очень популярными не только среди туристов и студентов — но и среди интеллигенции.

Их не только слушают — их с удовольствием поют. В чем их секрет? Про это сказал Сергей Никитин: «Во-первых, все в них знакомо, все „из жизни“. Во-вторых, они несут заряд добра, человеческого тепла (а это — с каждым днем все реже и дороже). В-третьих, эти песни демократичны, они достаточно просты, их можно петь компанией. И наконец, в них есть что-то еще, может быть, самое главное, это как раз то, что совершенно естественно, без всякого нажима со стороны, побуждает теперь уже наших детей брать в руки гитару, разучивать эти новые для них песни и петь их со своими друзьями».

В песенном архиве Визбора более трехсот своих произведений и более полусотни, написанных другими композиторами на его стихи. Наверное, каждый хоть раз слышал «Милая моя, солнышко лесное, где в каких краях встретимся с тобою»… Или такие песни, как «Ходики», «Ты у меня одна», «Домбайский Вальс», «Ночная дорога», «Сорокалетие», «Серега Санин», «Давайте прощаться, друзья» и многие другие.

А еще были фильмы. Не только документальные, которые создавал он сам, а и художественные. Такую фактуру, как у него, пропустить не могли. Первым фильмом стал «Июльский дождь» Марлена Хуциева. Обаяние и харизма человека с гитарой, обольстителя девушек, стала его первой удачей в кино. Затем были роли в знаковых фильмах того времени — «Красная палатка», «Начало», «Дневник директора школы», «Белорусский вокзал», «Ты и я». Даже небольшие эпизоды с его участием запоминались надолго. Ну и нельзя обойти вниманием такой фильм, как «Семнадцать мгновений весны», где ему досталась роль Бормана. И хотя она скорее нетипична для личности Визбора — но больше всего его знают именно по этой роли.

Визбор был потрясающим рассказчиком. Мои родители, увлеченные туристы-горники, были в конце 70-х на концерте Визбора, где он не только пел свои песни, но и рассказывал о съемках фильмов, путешествиях, горах, друзьях. Говорят, атмосфера была невероятной. Визбор располагал к себе с первого слова. И эту атмосферу приятно было передавать. Так и меня заразили любовью к этому удивительному человеку. И я с большим удовольствием слушаю его песни, читаю рассказы, ищу отзывы о Визборе тех, кто знал его, кто был рядом.

Нельзя не сказать про увлечение, прошедшее почти через всю жизнь Визбора — про горы. Альпинизм, горные походы, горные лыжи… Он участвовал в экспедициях на Тянь-Шань, Памир и Кавказ, был инструктором по горнолыжному спорту. В горах он лечил свои недомогания и душевный разлад — это была его стихия. Последняя поездка в горы у него состоялась в марте 1984, когда он был уже серьезно болен. Но на горнолыжной трассе он быстро адаптировался, и за день преодолевал до шести сложных спусков длиной почти в 3 км. Там он написал: «Этот в белых снегах горнолыжный лицей — панацея от наших несчастий». Но панацея была недолгой, болезнь, увы, оказалась сильнее.

17 сентября 1984 года Юрий Визбор скончался в Москве после тяжелой болезни. А его творчество — доброе, честное, щедрое — осталось.

Он был настолько разнообразно широко и нерасчетливо талантлив — сыграл множество ролей, написал немало прекрасных пейзажей, сделал несколько документальных фильмов, издал свои рассказы — но все же главное его наследие — это песни. Он дал своему поколению голос и жанр. И сегодня на фестивалях авторской песни то и дело звучат строчки Юрия Визбора.

Статья опубликована в выпуске 20.06.2014
Обновлено 18.08.2022

Комментарии (52):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Прочел "статью" и... захотелось зааплодировать стоя: Ура, Юрию Визбору! И всё.

    Оценка статьи: 5

    • Вячеслав Старостин, воистину ура! Слушаю сегодня целый день его песни. Такой хороший день получился.

      • Имира Виленская, хорошо... Скажу по-другому. О тех, кто просто и задушевно, проникновенно говорит под гитару с людьми, рассказывают так же просто и задушевно. Без пафоса.

        Ваша статья - передовица районной газеты времен социализма. Развитого социализма, разумеется.

        Оценка статьи: 5

        • Вячеслав Старостин, чота я даже не поняла, то ли вы меня похвалили, то ли так изящно нахамили

          Я во времена развитого социализма пешком под стол ходила. И передовиц того времени ни одной не прочитала. Правда что ли так писали? Как интереееесно. Надо спросить у родителей, вдруг какие газеты у н их остались. Почитать передовицы, сравнить стиль и слог

          • Имира Виленская, вы пели под гитару у костра с отчаянными романтиками шестидесятых?.. Или с их детьми (по наследству - тоже романтики)?.. Или в восьмидесятых - вокруг пионерского костра?.. Или - в стройотрядах, когда после работы спать не хотелось - хотелось петь под гитару самому или слушать, как девчонки поют?..

            Про Визбора очень сложно писать хорошо - нужно чувствовать тот мир. Скупыми сухими восторженными словами Визбора не передать. Хотя... для проформы можно - типа статья к дате.

            Оценка статьи: 5

            • Вячеслав Старостин, ну, что вы, Слава, набросились, хорошая статья напишите в духе времени, а не критикуйте Вы то где пели Визбора или слушали

              Оценка статьи: 5

              • Лидия Богданова, Визбор стал на слуху - ему суждено было выделиться, стать знаменитым. Безвестных "Визборов" в России - миллионы. И один другого интереснее.

                Имира Виленская - очень интересный автор. Мне нравится. Потому и критикую. Была бы она посредственностью - прошел бы мимо.

                Оценка статьи: 5

                • Вячеслав Старостин, спасибо за хорошего автора.
                  Насчет "суждено выделиться" и "миллионов безвестных" - весьма спорный тезис. Ему никто на блюдечке с голубой каемочкой славу не принес. Он на это, считай, жизнь положил. И вообще каждый строит себе судьбу своими руками. Даже если разные стартовые позиции - все равно можно изменить очень, очень многое. Ну и если вам лично известны эти самые интересные безвестные - так пишите - мы ж с интересом прочитаем!

                  И в общем я ничего не поняла в вашей критике. Что вы сказать-то хотели? Я героя моей статьи люблю нежно и верно всю свою сознательную жизнь. В том, что она написана тупо для проформы к дате меня никто не упрекнет.

                  Вы сформулируйте суть критики, что не покатило? Я способная, пойму и исправлюсь.

                  • Имира Виленская, да, Визбора надо прочувствовать, эпоху его прожить или какую - то часть, побывать в горах, пройдя по крутым и опасным тропам, пронестись по горному склону, наверное, Вячеслав имеет ввиду это, а не только посидеть у костра и попеть его песенки в компании бывалых

                    Оценка статьи: 5

                    • Имира Виленская Имира Виленская Профессионал 21 июня 2014 в 15:12 отредактирован 21 июня 2014 в 20:04 Сообщить модератору

                      Лидия Богданова, когда не знаешь человека - не стоит сразу предполагать, что он некомпетентен.

                      В горах я была неоднократно, когда в универе училась - в тех самых Фанских, где Визбор оставил сердце, в альплагере близ Алаудинских озер. И на лыжах горных каталась с большим азартом. И по ночной дороге шинами шуршала, вдавив тапку в пол. Уж поверьте.

                      Но статья-то не про меня, а про Героя. Я когда подумала про то, что приближается юбилей Визбора - хотела почитать, что на Школе Жизни про него есть. И поиск на сайте мне не выдал ни одной статьи. Упоминания песен - сколько угодно. А про него - ничего. Вот я и написала. Уж не знаю, что там можно было сказать неожиданного и нового - я написала, как чувствую, то, что мне хотелось сказать. Возможно, это не совсем вписывается в энергии сегодняшнего времени. Но к этому я и не стремилась. Ну и в общем что могла, то сказала. А если кому есть что добавить - то буду рада почитать.

                      • Имира Виленская, да не обращайте внимание на Вячеслава, он в последнее время всё чего - то ворчит, съел, наверное, что - то А мы с вами значит знаем, что такое "Непогода в горах непогода, в эту смену с погодой прокол" и "Лыжи у печки стоят"...правда, в Узунколе не была, в основном родной Кавказ "Опять я Баксаном любуюсь как сказкой, Прекрасной, прошедшей и неповторимой, Веселой и щедрой совсем по-кавказски, И чуточку грустной, как повести Грина" (правда это уже не Визбор, но тоже здорово)

                        Оценка статьи: 5

  • На мой взгляд, есть ещё один очень интересный аспект творчества Визбора, который остался за рамками настоящей статьи. Это – его интернациональное значение. Влияние, которое оказали произведения Юрия Визбора на творчество иных литераторов, в других странах. У известного польского поэта Яцека Качмарского. (у меня на «Школе» есть несколько статей об этом поэте, кто захочет, легко найдет с помощью внутрисайтовского поисковика) есть написанная им в 1975 г. песня-стихотворение «Встреча в порту».
    Вот выполненный мною подстрочник этого произведения –

    В Амстердаме наше судно стало под разгрузку.
    А когда работы нет – почему не выпить?
    Пью сам один, чужой разговор не понимаю, - скучно.
    И тут какой-то черный подсаживается ко мне…

    - Aмерика – обратился он ко мне. Я понял.
    Огляделся – никого - и в ответ ему: Советский Союз!
    - Soviet Union – обрадовался он. А я – до полного ему наливаю.
    Своих как раз не было. Почему бы не налить?

    По-ихнему - не понимаю, он по-людски - тоже,
    Но водка – лучший переводчик. С нею можно говорить, о чем захочешь!
    Я Негру положил ещё граммов сто. Пусть видит - не жадный я!
    В конце концов, им в Америке – трудно.

    Он тем временем говорит - Соединенные Штаты -
    Самое большее государство из всех стран мира
    Золотых запасов в его банках – несметно!
    А захочет кто начать с нами свару - у того нет никаких шансов.

    А я на то - Кремль посылает ракеты в небо,
    Без усилий заворачивает русла великих рек.
    Жаль мне тебя, но даже сложное искусство балета
    У него - лучше на планете!

    После двухсот - пришло желание продолжить разговор.
    Я объяснил ему, что он – жертва классового напряжения.
    Но матросский ум негра, так и остался «темным».
    И на мои светлые мысли, дал он ответ:

    - У нас по два автомобиля на душу.
    Самое большое здание в мире.
    Демократия дает нам свободы,
    Которых весь мир ждет со слезами!

    А я на то - мы посылаем ракеты в небо,
    Без усилий заворачиваем русла великих рек.
    Жаль мне тебя, но даже сложное искусство балета
    У нас - лучше на планете!

    Быстро набирал темп обмена мнениями,
    Но не хотел Негр понять, что добро для него.
    И накапал я ещё до трехсот, думая – как раз пригодится!
    А он, едва ворочая языком, всё одно талдычил:

    У меня – Гранд-Каньон в Колорадо.
    Дельфиний язык мной расшифрован.
    Самый большой из водопадов, Ниагара, - мой.
    И звезд на моём флаге – пятьдесят!

    На то, мой ответ ему - я посылаю ракеты в небо,
    Без усилий заворачиваю русла великих рек.
    Жаль мне тебя, но даже сложное искусство балета
    У меня - лучше на планете!


    Прочитав стихотворение Качмарского, легко понять, что это – не что иное, как парафраз известного стихотворения-песни Юрия Визбора "Рассказ технолога Петухова о своей встрече с делегатом Форума", только осмысленной польским поэтом и, соответственно, рассказанная уже по-своему.

    Оценка статьи: 5

  • Сергей Грибин Сергей Грибин Мастер 20 июня 2014 в 09:54 отредактирован 20 июня 2014 в 09:55 Сообщить модератору

    Имира, спасибо за статью. Хорошо сегодня вспомнить Визбора. Светлый и яркий был человек. Я тоже его песни очень люблю, и когда слушаю - будто на машине времени перемещаюсь во времена своей юности, к природе, костру, друзьям, походной романтике. А еще очень люблю его песни-сюжеты. Помните - "Слушаю. Да. Алё. Что за шутки с утра?"

  • Недавно прочла сборник Ю.Визбора "Надоело говорить и спорить" - как будто чистой воды напилась.
    Читала долго, смаковала. Не хотелось заканчивать, расставаться с автором.

    Оценка статьи: 5

    • Маргарита Ромашкина, а у меня книжка "Я сердце оставил в синих горах" любимая. Там и песни, и стихи, и проза. И рассказы друзей. А вчера песнями просто заслушалась. Порой просто пробивают. И сегодня их слушать буду, благо, работа позволяет. Насчет чистой воды - вы это в точку. В нем не было ни грамма пошлости.

  • Имира Виленская, спасибо за встречу с замечательным человеком.
    А Визбора, Окуджаву, Высоцкого мы помним именно по ч\б фотографиям

    Оценка статьи: 5

    • Александр Петров, статья ведь - не для того, чтобы напомнить нам о том, что мы знаем и без того. А чтобы сообщить нам новое. Это номер раз.
      А номер два: цветные фотографии при заголовках в выпусках - форматны, чб - не форматны. Визбора мы помним по ч\б фотографиям - если кроме ч\б телевизора и ч\б газет-журналов ничего в жизни не видывали - и даже в кино не хаживали. Фотоснимки со съемок той же Красной палатки, кадры этого фильма давали для все возможности для флорматного иллюстрирования статьи.

  • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 20 июня 2014 в 01:26 отредактирован 20 июня 2014 в 01:26 Сообщить модератору

    " Люди все обычные пьют и обедают, // чаредуют сон и покой. //А я обществоведеньем ведаю, ведаю, // а оно заведует мной." Я совсем запутался, кто авто? То ли Визбор, то ли Ким?

    Почему не уберегли национальное достояние таланта Визбора? Что имеем,не храним,...

    • Сергей Дмитриев, это Ким. Песенка учителя обществоведения.

      А что значит - не уберегли? Я не поняла.

      • Имира Виленская, спасибо, кажется, Вы мне уже уточняли, теперь запомню. Песенка мне оч нравится. Тяжёлая болезнь ведь не сразу развилась, были симптомы, всё ли было сделано, чтоб отсрочить ранний (50 лет)уход? Поэтому "не уберегли".

        • Сергей Дмитриев, нет, первый раз я уточнила, раньше не говорила вам.

          А насчет "не уберегли" - тут же никто не застрахован. Моя бабушка, папина мама, тоже умерла от болезни печени. Это было очень давно, как раз в 80-х годах прошлого века. Она была дамой влиятельной, занимала высокий пост, лечили ее ого как - но справиться с болезнью не получилось. Уберечь свое здоровье по моему глубокому убеждению может в первую очередь сам человек. А Визбор особо ж не морочился - жил ярко, широко - вот и пролетел как комета. 50 лет - это безумно мало. Мама мне рассказывала, что очень переживала, когда узнала, что Визбор серьезно болен, все думала, а не может ли чем-то помочь. Любимый это человек в нашей семье. И сыновья мои его песни поют.

          • Имира Виленская, значит, кто-то другой. Меня смутило то,что Ю.Визбор тоже немного поработал учителем.

            Недавно прочитал о гречневой диете для печени, как эффективной. Тогда о таких не слышали. Для меня образцом заботы о здоровье остаётся И.Козловский. Он понимал себя, как нац.достояние и не транжирил здоровье.

            • Сергей Дмитриев, наверное кто-то другой. А Визбор был учителем русского и литературы - он же словесник.

              ПО гречневой диете - вот уж нет. Боже упаси от монодиет. Для печени есть специальные поддерживающие диеты, греча там конечно не возбраняется, но и не является единственно полезным продуктом. НО это длинная и отдельная тема, не хочу оффтопить.

              Свойство не транжирить здоровье - замечательное и не часто встречающееся. У меня есть один знакомый, широко известная в узких кругах личность, он в свои 58 легко садится на поперечный шпагат, питается очень качественной, свежеприготовленной по канонам здорового питания едой, живет очень насыщенной жизнью, до сих пор рожает детей, выпускает книгу за книгой по своей специальности... Но чаще встречаются те, кто на советы доктора не пить, не курить и ограничить себя в жирном и сладком отвечают - "а вот этого, доктор, вы от меня не дождетесь"

  • не интересно. хотя б 1 цв. фоту надо было найти