• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Игорь Вадимов Грандмастер

Как дешевле всего перевезти груз? Морские грузоперевозки сегодня

Прошли века с тех пор, как люди начали регулярные грузовые перевозки по морям и рекам. Как с морскими и речными перевозками дела обстоят теперь? Суда каких типов их осуществляют?

Фото: Julius_Silver, pixabay.com

Перейти к первой части статьи

Людям свойственно по мере необходимости придумывать все новые и новые рукотворные изделия, полезные для наших потребностей. Изобретение колесницы много тысяч лет назад было не менее революционным изобретением, чем в наше время — создание атомных ледоколов.

Грузовые суда делятся на сухогрузы, которые везут твердые грузы, и танкеры, которые возят жидкости.

Сухогрузы делятся на:

  • балкеры;
  • контейнеровозы;
  • ролкеры;
  • лихтеровоз;
  • рефрижераторы.

Все эти типы судов необходимы, все они напряженно работают, причем каждый — на своей линии, перевозя те или иные грузы, которые надо максимально дешево, хоть и не слишком быстро, переправить на большие расстояния.

Балкер Аурелия
Балкер Аурелия
Фото: ru.wikipedia.org

Балкеры (навалочники) перевозят сыпучие грузы навалом с трюме (руда, уголь, зерно, цемент).

Первым балкером был английский пароход «SS John Bowes», который в 1852 году сделал первый рейс, перевозя уголь. В 1902 году был построен первый саморазгружающийся балкер «Hennepin». При этом сам термин «балкер» появился только в 1955 году.

В наше время балкеры составляют 40% всего мирового торгового флота, их количество превышает 6800, а их общий дедвейт — свыше 420 млн. тонн.

Контейнеровоз «Mærsk Mc-Kinney Møller» 18238TEU
Контейнеровоз «Mærsk Mc-Kinney Møller» 18238TEU
Фото: ru.wikipedia.org

Контейнеровозы перевозят грузовые контейнеры стандарта ISO. Суда такого типа легко и быстро нагрузить, а потом и разгрузить.

Первые контейнеровозы были построены в 1950-е годы. Правда, их емкость была тогда всего около 1000 TEU (Twenty-foot Equivalent Unit, или 20-футовый контейнер стандарта ISO). Современные суперконтейнеровозы перевозят более 18 200 TEU, а в планах — контейнеровозы на более чем 21.000 TEU.

Ролкер типа ConRo
Ролкер типа ConRo
Фото: ru.wikipedia.org

Ролкеры (roll (англ.) — «катить»), или суда тира ро-ро — суда с горизонтальной загрузкой груза. Обычно служат для перевозки разнообразной колесной техники. Ролкеры делятся на грузовые и грузопассажирские.

Грузовые:

  • ConRO (container ship + RORO) — в трюм загружаются автомобили, а на верхнюю палубу кран грузит стандартные контейнеры.
  • RoLo (roll-on/lift-off) — грузы загружаются как через аппарель, так и при помощи крана.

Грузопассажирские — ROPAX (RORO + passenger), в гаражный трюм принимают автомашины, а их пассажиры путешествуют на пассажирских палубах.

Лихтеровоз с крановым типом погрузки, порт Роттердама
Лихтеровоз с крановым типом погрузки, порт Роттердама
Фото: ru.wikipedia.org

Лихтеровозы — это суда, перевозящие специальные баржи — лихтеры. Используются там, где большие суда не могут подойти к берегу из-за недостаточной глубины или по причине отсутствия оборудования для разгрузки больших судов. Первый лихтеровоз был построен в 1969 году.

Лихтеры широко используются странами с большой прибрежной линией. Они отлично работают в Норвегии и России. У нас существует единственный в мире атомный лихтеровоз ледового класса, обслуживающий города и поселки Северного морского пути на побережье Ледовитого океана.

Речной танкер на река Майн
Речной танкер на река Майн
Фото: ru.wikipedia.org

Танкеры — суда для перевозки наливных грузов.

Танкеры появились во второй половине XIX века — люди начали использовать нефть. До этого ее пытались возить в бочках и металлических ящиках. Но уже в 1871 году для перевозки добытой нефти из Баку до Астрахани начали использовать парусную шхуну «Александр», в трюм которой были вмонтированы большие железные ящики. Нефть в судно наливали и выгружали при помощи насосов.

А в 1876 году по заказу нефтепромышленников братьев Нобель в Швеции был построен первый танкер «Зороастр», который имел цистерны емкостью 400 тонн. Впоследствии он был переделан и нефть начали наливать прямо в специально оборудованный трюм.

Название «танкер» появилось не сразу, вначале танкеры регистрировали как «нефтеналивные пароходы». В наше время активно эксплуатируются «супертанкекры», чья емкость превосходит 320.000 тонн. Целый ряд аварий с танкерами, произошедших во второй половине XX века, заставили поменять конструкцию танкеров, сделав их двухкорпусными. Во внутренний наливают нефть — и при повреждении внешнего корпуса есть надежда обойтись без разлива нефти в море в месте аварии.

Сегодня танкеры перевозят не только нефть и нефтепродукты, но и сжиженные природный газ или аммиак. Существуют танкеры для перевозки питьевой воды и вина.

Универсальный рефрижератор «Дитлев Лаутцен»
Универсальный рефрижератор «Дитлев Лаутцен»
Фото: ru.wikipedia.org

Рефрижераторы — суда, трюмы которых снабжены охлаждающими установками. Служат для перевозки скоропортящихся грузов. Рефрижераторы делятся на низкотемпературные, универсальные и фруктовозы. Низкотемпературные рефрижераторы обеспечивают в своих трюмах температуру до -30 градусов Цельсия, что позволяет спокойно перевозить замороженные мясо и рыбу.

Когда-то изобретение рефрижераторов сделало возможным развивать мясное животноводство в Аргентине, позволив заморозить и транспортировать произведенную в этой стране говядину в США и Европу.

Когда людям нужно перевозить что-то новое — появляется новый тип грузовых судов, ведь речные и морские перевозки дешевле перевозок воздушных или по земле. Уверен, если появится необходимость перевозить что-то совсем необычное, для чего негодны существующие суда — скоро появится новый тип грузовых судов.

Статья опубликована в выпуске 10.09.2020

Комментарии (4):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Суда типа ро-ро (ролкинги) клепали на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве, а теперь их выкупили США для своих ВМС, Они с самого начала имели двойное назначение - для гражданского грузооборота, и для перевозки морской пехоты и ее снабжения.
    В статье не указан такой интересный класс грузовых судов, как ЖД-паромы. В СССР были 2 паромные переправы: Ильичевск-Варна и Клайпеда- не помню куда. Вот там были не суда, а настоящие монстры. На Ильичевск-Варна (возле Одессы) ходили 4 ЖД-парома. 2 серых принадлежали болгарам, а 2 черных - нашему ЧМП. Кораблики были не слабые. На обеих палубах (верхняя и нижняя) были уложены 4 ЖД-коллеи, куда загоняли по 6 вагонов. Итого такие красавцы перевозили по 48 вагонов за рейс. Для этого были построены специальные погрузочные комплексы, на которых самокатом маневровые тепловозы загоняли груженные вагоны. Удобная штука была - минимум времени на погрузку несмотря на гигантские размеры. Загрузили состав во Владивостоке, а разгружают в Варне, или еще где-нибудь в Европе.
    А в последние годы самыми крупными считаются плавзаводы для производства сжиженного газа СПГ. Самый крутой - Prelude FLNG. Длина "всего лишь" - 488 м. Полкилометра - пустяк.

    • Ильгиз Ибрагимов, мне казалось, что паромы - одна из разновидностей ролкеров.
      Горизонтальная загрузка - что грузовиков, что вагонов.

      Оценка статьи: 5

      • Игорь Вадимов, ничего подобного. Насмотрелся я на них - и на ролкеры, и на паромы. Ролкеры видел во время заводской практики на ЧСЗ от мореходки, где они строились. А погрузку ЖД-паромов наблюдал в Бурлачьей балке между Одессой и Ильичевском.
        У ролкеров небольшая осадка была. Они подходили к обычному причалу. Аппарель с них откидывалась на берег, и по ней, как по трапу машины или кары-погрузчики сами заезжали сначала на нижнюю палубу, а потом по опускаемому заезду (кусок верхней палубы) они заезжали на нее, там разгружались (если груз на карах), или машины ставились в ряды и фиксировались. Затем заезд (точное название забыл) поднимался, и заполнялась нижняя палуба. Аппарель кормовая поднималась и закрывала корму. И вперед - в пункт назначения.
        По способу заезда на них похожи грузо-пассажирские паромы. У них аппарели бывают и носовые. Заехал на машине на нижнюю палубу и все. Рельсов там не бывает (соответственно и вагонов). А пассажиры поднимались на верх в каюты.
        А вот ЖД-паромы - дело другое. У них заезд только кормовой. Надстройка впереди, а все остальное пространство разделено на 2 палубы - верхняя открытая под небом, и нижняя. И на обеих проложены обычные рельсы как на земле - в 4 ряда и там и там. Для них специально под Одессой и в Клайпеде были построены специальные погрузочные комплексы - отдельно от остального порта. У берега огораживалась территория. Внутри, как на ЖД-вокзале много веток со стрелками и т.п. А к ним от линейной ЖД-дороги шло ответвление. Обычные рейсовые тепловозы подвозили эшелоны отовсюду. А потом на 4 подающих рельсовых пути на грузовой подъемной (длинной и огромной с большими гидродомкратами) аппарели с пологим заездом распределяли по 6 вагонов, сзади подходили маневровые тепловозы и заталкивали вагоны сначала на нижнюю палубу. Затем аппарель поднималась (длина была такая, чтобы заезд был не крутой) и тепловоз заталкивал вагоны на верхнюю палубу. Задняя стенка опускалась, закрывая корму и все. И целый эшелон в 48 60-тонныйх вагона или цистерн отправлялся в плавание в Варну.