История появления
В 1950-е на тогдашних гигантских машинах родились первые «крестики-нолики» и теннис (Tennis for Two). Но создатели первых компьютерных игр не увидели огромного потенциала этого открытия.
Так создатель игры в теннис, физик Уильям Хигинботам, работавший в Брукхейвенской национальной лаборатории, создал эту игру для развлечения посетителей лаборатории в дни открытых дверей. Вычисления производились на аналоговой вычислительной машине (АВМ), для графического вывода использовался осциллограф, а для управления — игровой пульт (тогда уже существовали первые видеоигры на аналоговых компьютерах). Увы, после окончания дней открытых дверей устройство было разобрано и части были использованы для нужд лаборатории.
Наконец, в 1961 году группа студентов МТИ (Массачусеттского Технологического Института), руководили которой Стив Рассел и Мартин Гретц, создали Spacewar, «Звездные войны» — первую игру, обладавшую графическим интерфейсом, которая работала на самом современном тогда компьютере DEC PDP-1.
Студенты добровольно и бесплатно распространяли эту игру (в виде исходных кодов программы) среди других студенческих клубов, обладавших доступом к таким же компьютерам. DEC PDP-1 стоил свыше $ 100.000 и был произведен в США в количестве всего 50 экземпляров. Фирма DEC использовала разработанную студентами игру для рекламы своего компьютера.
Работа студентов не пропала даром, в начале 1970-х среди игровых автоматов появился автомат, реализовавший эту игру. Называлась эта игра Computer Space. Увы, автоматы в основном покупались барами, их посетители с трудом справлялись со сложным управлением этой игрой. Однако это все же была первая коммерческая попытка создать бизнес-проект компьютерной игры.
Перелом в истории компьютеров и компьютерных игр произошел в 1975 году, когда был выпущен первый восьмиразрядный микропроцессор 6502 (производства MOS Technology). На его базе начали разрабатывать первый компьютерные игры. Правда, вначале их использовали в аркадных игровых автоматах.
В июле 1976 года был выпущен процессор Z-80 фирмы Zylog. Дешевый и мощный, он стал основой для многочисленных домашних и персональных компьютеров, аркадных игровых автоматов и игровых приставок.
Наконец, 5 июля 1977 года компания Apple Computer выпустила свою первую персоналку Apple II. Ее производили вплоть до 1990-х годов, много раз подвергая усовершенствованиям. Этот компьютер имел колоссальный коммерческий успех, выпускался он тысячами экземпляров и имел множество клонов. В СССР его копию называли «Агат», в Болгарии — «Правец 8».
Игры на персоналках начали появляться примерно с начала 1980-х — простенькие монохромные бродилки и стрелялки. Вскоре вместо монохромных мониторов появились цветные, а процессоры увеличили свою мощность во много раз и были уже готовы потянуть во много раз большие игровые нагрузки. Графика игр совершенствовались, появлялись новые идеи. Началось коммерческое развитие компьютерных игр.
Коммерческое развитие компьютерных игр
Когда в середине 1970-х началась эпоха персональных компьютеров, люди стали играть не в игровых залах на автоматах, а дома, на собственных компьютерах, что разом увеличило аудиторию игроков в сотни раз. А значит — во столько же раз увеличилась и прибыль продавцов игр.
Вначале выпускали игровые приставки, игры в них записывались на специальных картриджах. Вскоре с такими приставками стали поставлять устройства «TV switchbox» (впервые — на Atari-5200 в 1983 году) для подключения к телевизору, таким образом позволяя потребителям играть, используя для графики телевизор.
В начале 1990-х годов и в СССР пришла волна первых персональных компьютеров: «Правец-8» из Болгарии, советские «Агат» и СМ-1810 (и ее модификации). Хотя эти ЭВМ не имели своего винчестера, а только два дисковода для 5″ гибких дисков (на одном размещалась операционная система, а на другом могли размещаться программы и данные пользователя), можно было не стесняться, 360 КБ — огромное по тем временам пространство, и на них уже можно было немного поиграть. Были какие-то бродилки по подвалам, когда монстры нападали на героя, а он отстреливался из пистолета, в котором никогда не кончались патроны, и собирал валявшиеся по углам очередных подвальных помещений драгоценности. Там же впервые появился простейший Тетрис.
Шло время, компьютеры совершенствовались, их процессоры с каждой новой моделью были все мощнее, оперативная память (right access memory — RAM) выросла от десятков килобайт до гигабайт (в 100 раз!), а размеры встроенных дисков (hard-disk, HD) выросли от 20 МВ в начале 1990-х годов до сотен гигабайт и до нескольких терабайт (то есть почти в 1000 раз), на несколько порядков выросла скорость обработки графики. Соответственно, поменялись и игры.
Бизнес компьютерных игр в настоящее время
В 2016 году объем рынка компьютерных игр в мире составлял $ 95.2 млрд. (в России он равен $ 2.94 млрд.). В этом бизнесе заняты несколько десятков крупнейших фирм по разработке новых игр и их сопровождения, а кроме этого — много тысяч небольших предприятий, созданных энтузиастами, которые решили в игре реализовать возникшую у них идею.
В основном игры в наше время распространяются через Интернет, продажа игр на носителях уже лет 15 постоянно и стабильно уменьшается. Каждый месяц появляется или новая игра, или радикальное усовершенствование какой-то успешной крупной игры.
«Старые» компьютерщики играют втихаря в игры, стандартно входящие в систему Windows, раскладывают пасьянс или гоняют минера. А молодые предпочитают играть по Сети, составляют команды, связанные программным способом в Интернете, и играют во всевозможные стратегии или стрелялки с другими командами таких же энтузиастов. Существуют уже международные соревнования таких команд — и призы на них разыгрываются совершенно нешуточные.
Сейчас Гегель считается одним из величайших умов человечества. А что его не понимают - так гениев всегда не понимают. А выходит, при...