• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Алексей Норкин Грандмастер

Как выбрать музыкальный центр? Полоса воспроизводимых частот.

Что такое музыкальный центр? Так принято называть «в народе» все, что играет музыку и не помещается в карман джинсов. От тривиальной «селедки» с двумя динамиками по краям корпуса, предназначенной для проигрывания архаичных в наши дни кассет до новомодной всеядной горки, оснащенной десятком разномастных колонок и проигрывающей в буквальном смысле «все, на чем записывают звук».

Основные характеристики звуковых устройств известны. Это полоса воспроизводимых частот, или частотный диапазон, выходная мощность и коэффициент нелинейных искажений. Значения последнего можете не искать в характеристиках. Для бытовых аппаратов его обычно не указывают, поэтому и рассматривать его не будем, считаем, что «с ним все нормально».

Полоса воспроизводимых частот — важный параметр, в документации качественных аппаратов уважаемых брендов обязательно укажут его значение. Считается, что ухо человека воспринимает звуковые колебания в диапазоне от 20 герц до 20 килогерц. Но сигнал частотой 20 килогерц услышит далеко не каждый. У всех нас свои особенности слуха, а по наблюдениям медиков после полувекового юбилея мало кто из нас способен услышать звуки частотой выше 12 килогерц.

Как показывают исследования, наибольшую информационную ценность для передачи речи имеют частоты от 300 герц до 3,4 килогерц. Но для прослушивания музыки такого диапазона явно недостаточно.
Практические значения верхней границы колеблются от 12,5 килогерц, что встречалось не так уж редко среди аппаратов, воспроизводящих кассетные записи, до 24 килогерц у очень высококлассных устройств. Последний случай действительно для гурманов и редких счастливчиков, обладающих анатомической способностью оценить наличие таких высокочастотных составляющих.

Следует также отметить, что физические способности — не единственное ограничение, которое надо учесть. Прослушиваемая музыка еще должна «включать в себя» такие крайние значения. Например, записи на кассете с магнитной пленкой самого лучшего качества никак не могут содержать в себе сигналы частотой выше 16,5 килогерц.

Музыкальные записи на DVD способны передать все нюансы музыки. Точнее, передают эти нюансы лучше других цифровых носителей. На диске относительно много места, и размер музыкального файла — не самая критичная величина. Поэтому запись в формате DVD ухудшает качество звучания в минимальной степени в сравнении с другими «бытовыми» цифровыми форматами.

А вот популярный mp3 взыскательного слушателя не обрадует. Дело в том, что для уменьшения размера файла применяются методы сжатия, ограничивающие значения параметров звука, прежде всего, верхней границы частотного диапазона. Чем выше битрейт, тем меньше потерь и больше размер полученного файла. Например, для битрейта 128 Кбит/с граничная частота обычно составляет всего 16 КГц.

Несмотря на то, что нижняя граница звуковых частот, воспринимаемых человеческим ухом, ограничена 20 герцами, человек «чувствует» и более низкие звуки, или инфразвук. Восприятие происходит всем телом. Вспомните, как воздействуют на вас низкочастотные басы на дискотеках.

Какие же практические выводы?

1. Выбирая музыкальный центр, учитывайте, что высокие характеристики не всегда нужны и попытка выбрать «самое крутое» может увеличить затраты без всяких на то оснований.

2. Частотный диапазон 20 герц — 20 килогерц устроит почти любого ценителя музыки. За редким исключением.

3. Для проигрывания только записей в формате mp3 вполне подойдет не самый дорогой аппарат с ограничением верхнего значения частоты диапазона 16 килогерц.

4. Значение нижней границы диапазона частот должно быть как можно меньшим, что позволит наилучшим образом проигрывать низкочастотные сигналы.

Выбирайте, слушайте и наслаждайтесь.

Статья опубликована в выпуске 27.02.2008
Обновлено 28.02.2008

Комментарии (30):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Не являюсь большим знатоком Hi-End, но все же позволю себе усомниться в некоторых высказываниях:
    1. "Тривиальная селедка" - не музыкальный центр, а магнитола. Для того, чтобы называться музыкальным центром, нужно как минимум иметь две отдельные колонки. Кстати, для того, чтобы называться превосходным музыкальным центром, также достаточно всего двух колонок плюс сабвуфер.
    2. Вы забыли очень важный параметр, как уровень шума. Измеряется в децибелах, на память удовлетворительный параметр сказать не смогу, но на слух вполне уловлю.
    3. Человеческое ухо, конечно, не может уловить частоты выше 20кГц. Но если в характеристиках аппарата приведена именно эта верхняя планка, то я такой аппарат брать не буду. Дело в том, что в таком аппарате, скорее всего, в диапазоне около 20кГц слишком высок тот самый коэффициент нелинейных искажений, про который Вы писать не захотели.
    4. Кстати, для уважающих себя аппаратов, даже не Hi-Fi-класса, должен быть представлен график нелинейных искажений.
    5. Ну и нижние частоты. Не знаю, как там на дискотеках, а для меня лично частоты ниже 20Гц не нужны абсолютно.
    P.S.: mp3 слушать вообще не стоит.

    • 4. Кстати, для уважающих себя аппаратов, даже не Hi-Fi-класса, должен быть представлен график нелинейных искажений.

      Что-то я такого ни разу не видел. АЧХ иногда приводят, да и то редко...

      P.S.: mp3 слушать вообще не стоит.

      95% людей не отличат mp3 с битрейтом 192 и выше от CD и даже DVD, особенно если усилитель и акустика среднего качества. А уж для компьютерных колонок 128 за глаза хватит.

      • 1. Я что-то перепутал насчет графиков?
        2. 192кбит/с - не очень типичный битрейт, выше среднего, я бы сказал. Тем не менее, готов биться об заклад, что отличу аналоговую запись от цифры 128кбит/сек. При соответствующем качестве записи.

        • Аналоговая запись - кассета, что ли?
          А я даже в машине MP3 от AudioCD отличаю

          • Если .mp3 у вас с битрейтом в 320кбит/сек. вы нигде практически не отличите качество звука от AudioCD.

            Оценка статьи: 3

            • Согласитесь, это нетипичный вариант...

              • > Согласитесь, это нетипичный вариант...

                Нетипичный для интернета вы имеете в виду? Вы когда с CD музыку в .mp3 переписывайте тоже 128 ставите? Сомневаюсь. Если вы конечно диски покупаете, как все нормальные люди, а не "кочайете" из интернета.

                Оценка статьи: 3

                • Я с CD в MP3 не переписываю, не вижу смысла, слушаю прямо так А в MP3 у меня только то, что на CD не так просто достать. И там уж не до жиру, что есть...

                  • Почему это смысла нет? В машине самое то! CD надо менять каждый час или слушать по кругу. А в MP3 можно часов 20 загнать и не париться.

                    • Не надо менять каждый час, на свете есть CD-чейнджеры и DVD При хорошем качестве выходит, что разница с MP3 не глобальная, раза в 3 всего. Да и не езжу я по 5 часов

                      • А зачем? У меня простая магнитола за 1500 руб. Это вместо нее мне надо купить CD-чейнджер? И еще где-то его разместить...

                        • Естественно, у всех свои резоны. Магнитола мин.ценовой категории, акустика, наверное, тоже, тут уж точно с MP3 разницы не почувствуешь. У меня несколько другая ситуация, музыка составляет 15% цены автомобиля

                          • У каждого свои резоны, это точно...
                            Мне улицу на километр вокруг озвучивать не нужно, да и к современной "музыке" типа бум-бум я равнодушен.

                            • Мне на улицу как-то вообще наплевать, да и приличную музыку в приличном автомобиле снаружи не особо слышно. Вы наверное имеете ввиду дырявое корыто с китайским сабвуфером за 50 долларов, но о-о-чень долбучим? Малолетки любят такие приколы, это да... Не очень понятно, опять же, качество (не мощность!) необходимо только современному бум-бум?

                              • А что, вы в машине классику слушаете?
                                Ну не предназначен салон автомобиля для качественного прослушивания, что бы не утверждали продавцы автомузыки...
                                Во-первых, слишком много отражателей и поглотителей звука в разных неподходящих местах.
                                Во-вторых, двигатель же все равно слышно, хоть 150% стоимости машины на шумоизоляцию отдай. А раз слышно, то это уровень порядка 40Дб. Какой тогда смысл в уровне шумов аппаратуры в -90Дб?
                                В-третьих, внешние шумы слышно, иначе ездить нельзя будет.
                                В-четвертых, колонки стоят жестко, значит вся вибрация на них передается, вот вам модуляционные искажения.
                                В-пятых, в-шестых и так далее...
                                Ну не предназначен салон автомобиля для качественного прослушивания!

                                • Я в машине классику не слушаю, однозначно А современная музыка исчерпывается определением бум-бум?

                                  Ну не предназначен салон автомобиля для качественного прослушивания!

                                  А обычная квартира предназначена? Там тоже отражатели-поглотители... Тогда уж нужно иметь отдельную специальную комнату.

                                  И причем здесь шум? Пусть будет иногда Автомобиль, бывает, и стоит Дело-то не в шуме, а в искажениях и диапазоне.

                                  В-четвертых, колонки стоят жестко, значит вся вибрация на них передается, вот вам модуляционные искажения
                                  Это как, где и на чем надо ездить?

                                  Возьмите любого, полностью далекого от этих материй человека и дайте ему послушать две машины среднего класса, одну со штатной музыкой, другую со сделанной в студии. Думаю, даже тугоухий отличит и скажет, где лучше...

                                  • И причем здесь шум? Пусть будет иногда Автомобиль, бывает, и стоит
                                    То есть получается личный концертный зал с колесами? Сели в машину, послушали и домой. Не проще в театр сходить?

                                    Дело-то не в шуме, а в искажениях и диапазоне.
                                    А куда этот диапазон девать? Современную эстраду килогерц до 15 обрежь и никто не заметит! Да и все эти электронные инстументы и "голоса" исполнителей процентов 3-5 нелинейных искажений уж никак не испортят.

                                    Думаю, даже тугоухий отличит и скажет, где лучше...
                                    Отличит... Но, с моей точки зрения, результат не стоит затрачиваемых средств. Это моя точка зрения, поэтому дальше спорить не стоит.

                                    • То есть получается личный концертный зал с колесами? Сели в машину, послушали и домой. Не проще в театр сходить?
                                      Готов предположить, что многим плевать на то, что в стоящей машине можно слушать музыку не хуже, чем в квартире. А в движущейся - к КАЧЕСТВЕННОЙ музыке добавляется шум. Но грязное звучание - совсем не эквивалент чистого плюс шум.

                                      А куда этот диапазон девать? Современную эстраду килогерц до 15 обрежь и никто не заметит! Да и все эти электронные инстументы и "голоса" исполнителей процентов 3-5 нелинейных искажений уж никак не испортят
                                      Тип музыки не имеет никакого значения, "грязь" заметна всегда. Естественно, тому, кому она вообще заметна
                                      Какой диапазон, о чем Вы? Пара-четверка стандартных бумажных динамиков и магнитола, работающая при нормальной громкости в предельных "грязных" режимах - это уж никак не заметить! Вполне нормальненько, "верхи" кастрированы, басов вообще нет, широкополосные головки кое-как воспроизводят некий диапазон... Попробуйте это дома послушать Спорить и правда нет смысла, если устраивает, то незачем тратиться. Но если даже тугоухий отличит и ему понравится, почему бы и нет?

  • считаем что «с ним - пропущена запятая.
    места и размер - пропущена запятая.
    центр учитывайте - пропущена запятая.

    Чем выше битрейт, тем меньше потерь
    Это если музыка оцифровывалась с качественного оригинала.
    А то я встречал "пережатые" записи, которые из 128 или хуже преобразовывались в 320. Сами понимаете, что кроме "крутых битрейтов" и размера файла ничего не изменилось, качество так и осталось попсовым.

    Как говорится, нужно совпадение возможностей записи, усилителя и акустической системы. Если одно из звеньев выпадет по качеству, остальные его не заменят.