• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Анна Кошка Профессионал

Почему почтовый ящик пуст, или Как наладить обратную связь с подписчиками?

Вспомните школьные уроки труда. Нет-нет, не стоит хмурить брови и морщить лоб — понятно, что не самые приятные воспоминания о «бешеных» учителях-«трудовиках», возможно, ещё живы. Тогда, сидя за партой, вы что-то мастерили своими руками. Неважно, что — грубо выпиленную «птичку» с клювом тукана и хвостом трясогузки или вышитый гладью цветочек. Главное — вы с нетерпением ждали того момента, когда родители наконец-то заметят: на стене слева нынче «экспонируется» будущий шедевр, а пока — ну, просто результат творческого порыва и желания исправить «пару» по трудовому обучению.

Ну, а может, о своём рукоделии вы напрочь забыли, но тогда наверняка сможете вспомнить другой подобный случай. Пусть детский, пусть наивный: школьное сочинение, которое опубликовали в местной газете, песня, неловко подобранная на гитаре, первая стихотворная проба пера… Вспомните… как ждём мы раз за разом оценки (безусловно, положительной!) нашего труда от окружающих! А ведь это оценка — и есть та самая загадочная «обратная связь».

Для авторов интернет-рассылок эта самая обратная связь не столько загадочна, сколько, кажется, недосягаема. Вот пишешь, пишешь, стараешься изо всех сил, оформляешь каждый выпуск по самым последним цветовым тенденциям сезона, а всё — насмарку! Почтовый ящик как был пуст, так и остался. Ни строчки от тех, для кого делается номер, ни строчки от тех, кто хочет восхититься вашими стараниями и энтузиазмом. Да ладно, что там восхититься — о похвале и мечтать не приходится, хоть бы уж какой-нибудь злобный критик черканул письмецо. Гневное, резкое, неодобрительное — ну и пусть! Главное — внимание…

Да, на первых порах (то есть на протяжении месяца, пары месяцев, нескольких месяцев, а может — и полугода) автор рассылки вряд ли будет купаться в читательских восторгах. Будет глухо, тихо, молчаливо… так, будто ваше «издание» читают роботы, а не люди. Будто не хочется им высказать своё мнение… странное дело.

На самом деле, на рассылки зачастую подписываются просто из любопытства. И вот приходит тот час — получает наш воображаемый подписчик письмо со свеженьким номером вашего детища. Сверху — что? Фи, реклама (её часто размещают хостинги рассылок)! Дальше — так, интересненько. Но не более того. «Прочитаю после», — думает читатель и переключается на болтовню в аське или другие дела.

Это не говорит о том, что нет подписчиков, которые читают номера: они существуют, и их очень-очень много! Просто пока они лишь читают, наблюдают, созерцают… как угодно. Но — молчат! Так нарушьте же эту тишину громким голосом автора! Докричитесь до читателя! Нет, не в прямом смысле, конечно. Способов пригласить нашего доброго друга — подписчика-молчуна — к разговору, беседе, дискуссии предостаточно.

1. Вопрос. Возьмите за правило: писать вопросы только тогда, когда хотите что-то спросить у читателя. Конечно, можно употреблять риторические вопросы, можно спрашивать о смысле жизни и прочем. Но! Задумайтесь — такие широкие, вечные вопросы требуют не двух строк. По ним можно писать диссертации, а у нашего торопливого подписчика на это времени нет. Не будьте эгоистами — дайте выговориться читателю. Спрашивайте ЕГО одного о том, что интересует лично ВАС.

2. Конкурс. Конкурс — это всегда интрига, конкурс — это своего рода беспроигрышная лотерея. Сделайте её действительно таковой: придумайте интересные задания, подробно напишите о правилах участия и решите вопрос с призами. Лучше, если это будут действительно приятные подарки — пусть не очень дорогие, но необычные, оригинальные: доступ к платным разделам сайта, флэш-карта, книга, диск или что-либо ещё на ваш вкус. Естественно, хорошо бы соотнести вопросы и призы с тематикой самой рассылки — заядлые геймеры вряд ли будут рады новым американским семенам или саженцам. Награждать лучше не одного, а нескольких подписчиков. Даже если призы достанутся не всем, упомянуть о самых активных участниках обязательно стоит — и отдельно!

3. Форум. Не у каждой рассылки есть сайт, и не каждой рассылке он нужен. Но форум — совсем другое дело. По личному опыту знаю — гораздо интереснее общаться открыто, публично, на читаемом форуме, а не в приватной е-мэйловской беседе с ведущим рассылки. Возьмите это на заметку: уже после первого упоминания в одном из номеров ваш форум получит хотя бы парочку зарегистрированных пользователей. Наверняка и новые сообщения появятся незамедлительно. Действует.

Попробуйте воспользоваться каким-либо из способов привлечения внимания подписчиков, пригласите включиться в разговор не какую-то воображаемую массу людей, а одного-единственного читателя. Пусть не сразу, но вы обязательно увидите: обратная связь наконец-то заработает, и хмурый критик сменит гнев на милость. А те, кто с самого начала были настроены дружелюбно, просто смело изменят своему принципу «Молчи, скрывайся и таи». Тогда-то ваш труд и будет оценен. Надеюсь — по достоинству!

Статья опубликована в выпуске 26.05.2008

Комментарии (6):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: