Сергей Выгонский Профессионал

Наступит ли эра кибернетических войн?

Итак, человек сотворил компьютер, взяв за основу самого себя, о чем я писал в статье «Чем компьютер похож на человека?». Но что ожидает человечество в отдаленном будущем, когда народившееся на свет «дитя» повзрослеет? Останутся ли отношения живого и искусственного разума такими же безоблачными, какими они являются сегодня?

Вспоминается предсказание знаменитого фантаста А. Кларка, который считал, что в 2020 году появится искусственный интеллект, по своей мощи сравнимый с человеческим. И с этого момента, по его мнению, на Земле будут сосуществовать два мыслящих существа — рожденное естественным путем и собранное на конвейере.

В психологическом плане такой кибернетический личностный профиль по многим характеристикам окажется диаметрально противоположным человеческому. Прежде всего, по моральным и эстетическим критериям, поскольку и то, и другое имеет эволюционно-биологическую обусловленность.

Известный российский генетик В. П. Эфроимсон соединил представление о прекрасном с актом воспроизводства рода человеческого, объяснив такую взаимосвязь эволюционной целесообразностью: «Представим себе наших отдаленных предков лишенными такого чувства. Результат — спаривание кого попало с кем попало и массовые распространения тех бесчисленных уродств, наследственных и ненаследственных, врожденных и благоприобретенных, которые вне кризисных периодов лишь слабо отметаются отбором».

Совершенно очевидно, что у личности, имеющей конвейерное происхождение, будет напрочь отсутствовать какое-либо представление о ценности сексуально окрашенных переживаний, которые столетиями воспевались в мировой литературе.

Конечно же, столь радикальные различия в мировосприятии, связанные с разными способами вхождения в мир, будут иметь весьма серьезные социальные последствия. Совершенно очевидно, что доминирования одного вида существ над другими едва ли удастся избежать. Вполне естественно и то, что на более высокой иерархической ступени окажется искусственный интеллект.

Хотя бы потому, что доставшиеся ему ресурсы памяти и скорости обработки информации будут многократно превосходить аналогичные возможности человеческого мозга. В этом случае разногласия по поводу моральных принципов и критериев красоты вполне могут стать причиной широкого распространения в таком смешанном обществе дискриминационного регулирования.

Мотивы такого асимметричного общественного устройства будут лежать исключительно в области идеологии. Иррационализм и эмоциональная неустойчивость «детей природы» — один из вероятных аргументов пропаганды, на которую будут опираться устроители подобного мирового порядка. Стерильные гетто для так называемых аборигенов, проживающих в чересчур предсказуемом обществе, которое управляется искусственным интеллектом при помощи телекоммуникационных средств — таков один из вероятных путей развития современной цивилизации.

Думается, здесь пойдут в ход любые способы подавления активности и воли людей вплоть до одурманивания их виртуальными развлечениями и формирования у них мультимедийной зависимости. Не исключено, что с этой целью могут использоваться новейшие биомедицинские и нейрохирургические технологии, усиливающие эффект виртуального присутствия, например, такие как вживление чипа в соответствующие зоны мозга.

Если кто-то из читателей обвинит меня в излишнем сгущении красок и откровенном переносе в статью известных литературных аналогий, напомню о некоторых полузабытых страницах всемирной истории. В ней нашлось место спаиванию коренных жителей Северной Америки, приобщению к наркотикам азиатских народов, работорговле, в ходе которой использовалась для подкупа коррумпированной местной аристократии дешевая промышленная бижутерия. Были и войны на почве религиозных разногласий.

Все это хранит наше коллективное бессознательное. И нет повода сомневаться в том, что такие методы порабощения тех, кого гордые представители индустриальной цивилизации считали «дикими», не будут востребованы постчеловеческим сообществом.

Может быть, сказанное мною скорее выглядит как очередная футурологическая фантазия. Что ж, я не настаиваю на ее строго научной доказанности. Это всего лишь прогностическая гипотеза. Однако у нас осталось не так уж много времени для того, чтобы оставаться простыми наблюдателями развития таких социально-технических процессов. Пожалуй, не стоит расслабляться.

Обновлено 2.02.2015
Статья размещена на сайте 21.10.2006

Комментарии (8):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: