Арина Белозерова Дебютант

Откуда взялся сетевой троллинг?

«…Боже мой, в нем нет ничего человеческого! Он более походит на троглодита. А может быть, это случай необъяснимой антипатии? Или все дело просто в том, что чернота души проглядывает сквозь тленную оболочку и страшно ее преображает? Пожалуй, именно так, да-да, мой бедный, бедный Генри Джекил, на лице твоего нового друга явственно видна печать Сатаны».
Р.-Л.Стивенсон. Странная история доктора Джекила и мистера Хайда.

В 1886 году Роберт-Льюис Стивенсон издает свою «Странную историю доктора Джекила и мистера Хайда». И, хотя тема борьбы в человеке двух противоположных начал занимала писателя уже давно, доктор Джекил не был целиком плодом воображения писателя. Прототипом героя повести стал некий Уильям Броди — эдинбуржец, глава гильдии плотников и каменщиков, днем бывший добропорядочным и милейшим человеком, а по ночам… По ночам этот «душка» оттягивался по полной. К слову сказать, когда о его похождениях стало известно, городские власти были настолько потрясены, что приговорили двуликого Броди к повешенью.
Итак, доктор Джекил изобретает некое средство…

«Само средство не обладало избирательной способностью, оно не было ни божественным, ни сатанинским, оно лишь отперло темницу моих склонностей и, подобно узникам в Филиппах, наружу вырвался тот, кто стоял у двери».

Р.-Л.Стивенсон. Странная история доктора Джекила и мистера Хайда.

С появлением Интернета и развитием его социальной части, возможность сетевого общения, участие в форумах и чатах, ведение блогов для многих оказалось таким же средством. И такой же палкой о двух концах, как микстура доктора Джекила.

В сети каждый может выбрать себе роль, маску, образ. Отсутствие какой бы то ни было цензуры, социальных и возрастных границ и различий, предоставляет пользователям полную свободу самовыражения.
И что же? Как сказал устами одного из своих героев Классик, «если Бога нет — то все дозволено?».

«В результате, хотя теперь у меня было не только два облика, но и два характера, один из них состоял только из зла, а другой остался прежним и негармоничным Генри Джекилом…»

Р.-Л.Стивенсон. Странная история доктора Джекила и мистера Хайда.

Да, здесь «все дозволено». Но именно здесь, когда человек полностью свободен в своем выборе, и проявится его сущность. Воспользуется ли он анонимностью и почти полной безнаказанностью, чтобы поливать грязью и оскорблять кого ни попадя, подобно подросткам, развлекающимся телефонным хулиганством? Станет ли устраивать провокации, с удовольствием наблюдая за вызванными им склоками и сварами? Будет ли высказывать свою точку зрения по всем вопросам — надо это или не надо? Выпустит ли наружу свои комплексы, своих пауков и драконов, свою озлобленность и неудовлетворенность — ведь все дозволено?!

У меня складывается такое ощущение, что все больше и больше юзеров поддаются искушению принять облик «мистера Хайда». Не учитывая при этом, что при таком умножении собственных сущностей счет получается неравным. Один (виртуал) будет состоять «только из зла», другой останется «прежним и негармоничным» человеком. Итого — 2:1 в пользу «Мистера Хайда».

«…Этот факторум… каждое его действие, каждая мысль диктовалась себялюбием, с животной жадностью он упивался чужими страданиями и не знал жалости, как каменное изваяние. Генри Джекил часто ужасался поступками Эдварда Хайда, но странность положения, неподвластного обычным законам, незаметно убаюкивала совесть…».

Р.-Л.Стивенсон. Странная история доктора Джекила и мистера Хайда.

Вам это ничего не напоминает? Я не исключаю того, что за отдельными, довольно гнусными по своим выходкам, «виртами» стоят взрослые, разумные люди. Для них это вроде игры, сознательный эпатаж, поза, стремление пропиариться на провокациях. Фокус в том, что все это «незаметно убаюкивает совесть».

«…Я постепенно утрачивал связь с моим первым и лучшим „я“ и мало-помалу начинал полностью сливаться со второй и худшей частью своего существа».

Р.-Л.Стивенсон. Странная история доктора Джекила и мистера Хайда.

Цинизм сейчас в моде, как я заметила. По крайней мере, в сети. Прикрываясь «отстаиванием своей точки зрения», наружу лезет «мистер Хайд».

Да, здесь нет границ, нет понятия этической нормы, общепринятой морали, общечеловеческих ценностей — и все дозволено. Здесь нет «тормозов», нет необходимости обдумывать свои действия — все равно их последствия тебя не коснутся.

Потому что здесь — каждый за себя. Но именно здесь хорошо, словно на рентгеновском снимке, становится видно наличие или отсутствие «внутреннего цензора» — совести — у каждого.

Обновлено 9.06.2008
Статья размещена на сайте 6.06.2008

Комментарии (10):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: