Денис Леонтьев Грандмастер

Зачем людям понадобились самолёты-гиганты?

Первые самолёты были лёгкими и хрупкими, они с трудом преодолевали сопротивление воздуха. Дирижабли, оснащённые электродвигателями и удерживавшиеся в воздухе за счёт взрывобезопасного гелия, заменившего водород, представлялись более совершенными и перспективными. Однако ещё Жюль Верн уверял, что будущее — за аппаратами тяжелее воздуха, поэтому авиаконструкторы мечтали о настоящем воздушном корабле, способном брать достаточный груз и не бояться грозной воздушной стихии.

Первым реализовал эту идею молодой талантливый инженер И. И. Сикорский. Сначала он построил Гранд Балтийский, оснащённый двумя моторами. За ним последовал Русский Витязь. Во время демонстрационного полёта, когда на борту находились высокопоставленные лица государства, Сикорский, лично пилотировавший своё детище, отключал поочерёдно каждый из четырёх моторов. Также он то почти касался крыльями шпилей самых высоких зданий Петербурга, то воспарял в недосягаемую высоту. Чиновники убедились в надёжности самолёта, а Николай II, хотя и не решился на полёт, послал изобретателю 50 тыс. рублей золотом. На эти деньги был построен самый большой на тот момент в мире самолёт Илья Муромец, поразивший весь мир.

Илья Муромец заходит на посадку. Разразившаяся вскоре война заставила искать уникальной машине соответствующие задачи. Самолёты служили и в качестве транспортных, и в качестве санитарных, и перебрасывали важных лиц через линию фронта, поскольку сбить их было нелегко. Конечно, они участвовали и в бомбардировках. На них стояло столько пулемётов, что германские истребители не решались подлетать близко.

«Муромцам» довелось и поучаствовать в Гражданской войне под управлением красных военлётов, а также поработать на первой советской воздушной пассажирской линии Москва-Харьков.

В других странах тоже поняли, что большой самолёт — это большая боевая мощь, солидный бомбовый груз и несколько крупнокалиберных пулемётов. Англичане создали бомбардировщик Хендли-Пэйдж с двумя моторами Роллс-Ройс и специальным носовым кокпитом для пулемётчика.

Могучий немецкий Гота с двумя моторами Даймлера совершал ночные налёты на Лондон в 1917 году.

Четыре мотора скомпонованы в двух тандемных мотогондолах. После окончания войны самолёты начали разрабатывать для коммерческих пассажирских перевозок. Фарман 60А был одним из первых «воздушных пакетботов».

При увеличении числа моторов их размещали разными способами — в два уровня или тандемом. Затем предпочли размещать просто в ряд.

При развитии собственного авиадела и Советской России потребовались самолёты-гиганты.

Но их приходилось покупать за границей, как, например, самый большой и один из самых совершенных для того времени немецкий Юнкерс G-38, имевший помимо основной 22-местной пассажирской кабины трёхместную в носу и две шестиместных в основаниях крыльев. А огромный самолёт-амфибия в фильме «Волга-Волга» — американского производства.

Первые в Советском Союзе большие самолёты строил инженер Туполев. Первые из них изготавливались в зале на втором этаже предоставленного КБ здания, а затем отвозились на аэродром, собирались и испытывались.

АНТ-6 (МК-2, морской крейсер), один из самых больших в мире. Самым выдающимся проектом того времени был АНТ-20 Туполева, показавший великолепные лётные качества. Его проектировали как летающий агитклуб, назначением которого было привозить свежую политинформацию в глубинку. На борту была смонтирована система громкого вещания, установлена типография, оборудован буфет. К сожалению, успешно прошедший лётные испытания самолёт-гигант, получивший имя «Максим Горький», разбился во время майского авиапарада. В происшедшем обвинили пилота, делавшего мёртвую петлю вокруг крыла самолёта и также погибшего.

Проект не был оставлен — его развитием стал АНТ-20бис, получивший более мощные моторы, благодаря чему удалось избавиться от тандема наверху фюзеляжа. Он успешно летал по линии Москва-Минводы, во время войны стал использоваться как транспортный и разбился в 1942 году.

Do-X на рисунке японского художника Рэндзи Мурата. Туполев строил и огромные гидросамолёты. Вот АНТ-6 с 6-ю расположенными попарно моторами и двумя корпусами по типу катамарана. Идея этой машины принадлежала талантливому конструктору Бартини.

А в Америке бывший соотечественник Туполева Сикорский, построивший первых воздушных гигантов, обеспечил сообщение в Карибском регионе за счёт своих огромных гидропланов — на маленьких островах сложно было устроить аэродромы.

Инженер Калинин задался целью построить огромное «летающее крыло». Но 7-моторный К-7 разбился в первом же полёте — отвалился хвостовой стабилизатор, укреплённый на двух тонких балках. Однако цели своей конструктор достиг и построил серию бесхвостых бомбардировщиков, но вскоре его репрессировали, а самолёты уничтожили. Идею огромного самолёта-крыла, взлетавшеего с воды, прорабатывал и известный учёный К. Э. Циолковский.

Немецкий инженер Дорнье построил 3 экземпляра гигантского Do-X, на трёх палубах которого имелись даже туалеты. Их посредством планировалось наладись трансатлантическое сообщение, но один вскоре разбился, а затем и два других.

В Америке разрабатывались поистине фантастические проекты лайнеров-гидропланов. Некоторые из них даже не были реализованы — хотя бы потому, что не существовало подходящих силовых установок и пришлось бы брать на борт очень много топлива.

Один из фантастических проектов американцев. Гидросамолёты хорошо послужили в войну, борясь с подводными лодками, поддерживая флот и его базы, выполняя спасательные операции и доставляя десант.

Обычные сухопутные бомбардировщики тоже впечатляли — они несли немалый бомбовый груз, а для защиты от атак истребителей были оснащены множеством пулемётов и пушек во вращающихся башенках и турелях. Нередко это вооружение управлялось ламповой электроникой аналогового типа. Очень впечатляли советский Пе-8, английский Ланкастер, американские Консолидейтед Либерейтор и «Летающие Крепости» концерна Боинг.

После войны рост интенсивности коммерческих авиаперевозок потребовал создания сверхбольших пассажирских и грузовых самолётов. Антей и Руслан советского конструктора Антонова используются и западными организациями за неимением достойных аналогов. Антей может садиться на грунт, на песок, на лёд, поэтому активно используется нефтяниками и прочими тружениками Крайнего Севера. Руслан — ещё более многоцелевая машина, она высоко ценится военными. Мрия, использовавшаяся для транспортировки компонентов комплекса Буран, вообще не имеет равных в принципе.

Пассажирские перевозки во всём мире обеспечиваются в основном американскими Боингами и французскими Аэробусами, а также советскими самолётами разработки К Б Туполева и Ильюшина.

Сейчас особо острая конкуренция наблюдается между новой версией Боинга-747 и Аэробусом А-680, подобно тому, как в своё время соперничали между собою океанские лайнеры. И эти машины предназначены прежде всего для перевозки богатых туристов, в их салонах есть все удобства, а пассажиры располагают даже подобиями купе, как в спальном вагоне, описаном Верном в «80 дней вокруг света».

В 70-е годы прорабатывалась идея создания мега-лайнера, способного летать вокруг света и через полюс и имеющего на борту все мыслимые удобства, вплоть до ванных комнат. Не оставляется она и сейчас, более того — предполагается, что такой аппарат будет летать быстрее звука, а по комфорту многократно превзойдёт тесный Конкорд. Близится к финишу проект Дримлайнер концерна Боинг, а инженеры уже поговаривают о суборбитальных лайнерах — полёты на них должны быть более быстрыми и экономичными.

Статья размещена на сайте 14.06.2008

Комментарии (4):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: