В данном очерке мы постараемся рассказать, как современный бизнес может заработать на социальных сетях, а также извлечь множество нематериальных активов, которые развитию бизнеса точно не помешают.
Для начала нужно классифицировать социальные сети, которые развиваются в Рунете, так как тут все происходит очень «по-своему», не так как в США, Европе или Азии.
Социальные сети в общем можно разделить на такие подтипы:
- сети общего характера: «ВКонтакте», Одноклассники.ru, Мир Тесен, …;
- тематические сети: toodoo.ru, Хабрахабр, Автокадабра, …;
- профессиональные сети: pro2.ru, Мой Круг, …;
- сети специального назначения (создаваемые компаниями в интранете или сети, сопровождающие оффлайновые события): социальная сеть для сотрудников «Приватбанка» (около 40 тыс. участников), Network.Barcamp.lv (более 1 тыс. участников).
Теперь посмотрим, что каждый вид социальной сети может принести вам и вашему бизнесу.
Социальные сети общего характера
Очень хорошо характеризует эти сети слово «толпа». Огромные массы людей совершенно разного достатка и социального положения проводят здесь очень много времени.
Каждый пользователь имеет в такой сети очень подробный профиль, раскрывающий как личную, так и профессиональную стороны жизни человека. Часто люди в таких сетях, забывая, что они зарегистрированы под настоящими именами (обязательные условия данных сетей), ввязываются в не красящие их перепалки во множественных тематических группах. Также они могут быть показаны не в лучшем виде на фотографиях другими пользователями — простым указанием их на загруженных фотокарточках.
Какая в этом польза для вас?
Если вы рекрутер, то, зайдя в данные сети, вы сможете узнать о кандидате на должность в вашей компании такую информацию, которую не пишут в резюме и которая никак не всплывет на интервью, тем самым снизив для вас процент «рекрутингового брака».
Еще можно создать и развить популярное комьюнити по профилю вашей компании в сети и, набрав достаточное количество пользователей, продвигать здесь свой товар или услугу.
Тематические социальные сети
Тут все предельно просто. В данных местах собираются не только профессионалы и мастера своего дела, но и просто люди, увлеченные и любящие то, что они делают.
- Если вы ищете преданного работе опытного сотрудника, то начните поиск здесь.
- Также, если сеть касается профиля вашей компании, можно давать на этом интернет-ресурсе рекламу, не переживая за эффективность и уровень отдачи на вложенные деньги — лучшего места в Интернете вам не сыскать.
- Еще можно спонсировать рубрики и проводить промо-акции и конкурсы, повышая лояльность отраслевых гуру к вашему бренду.
Профессиональные социальные сети
Данные сети, в основном, преследуют цель найма на работу. Здесь участники стараются выставить себя в лучшем свете, публикуя профили-резюме, где показывают свои заслуги. Рекрутеры и HR-сотрудники очень любят посещать данные сайты для поиска кандидатов на должность. Преимущества поиска сотрудников для вашей компании именно в данных сетях очевидны:
- Вы смотрите резюме людей, отобранных только по своим критериям, отсеивая «мусор». Сокращается время на переписку с соискателем, и запрос у него резюме не занимает много времени. Также сотрудникам HR-отдела не нужно тратить время на расшифровки диковинных форматов файлов, в которых соискатели часто отправляют свои резюме. Каталогизировать найденное в самой сети очень просто, в вашем распоряжении «избранное», теги и многие другие средства.
- Переписка внутренней почтой сети гарантирует доставку сообщения участнику сети. Ваше письмо не будет съедено спам-фильтром.
- Профессиональные группы сетей позволят вам «услышать» вашего кандидата до собеседования, увидеть, насколько грамотно и профессионально он ставит и отвечает на поставленные вопросы других участников сети.
Кроме того, в данных сетях вы можете проверить, насколько лоялен сотрудник вашей компании, например, перед вероятным повышением. Предложите ему анонимно более высокое жалование и следите за реакцией.
Сети специального назначения
Данные сети обычно служат для улучшения коммуникаций в очень географически разнесенных и многолюдных компаниях. В таких сетях удобно обсуждать в неформальной обстановке планы и новые идеи, а также планировать встречи и вести подготовку к мероприятиям.
Общение в такой сети не смешивается с сообщениями в системах ведения проектов и служебном e-mail, что позволяет разделить формальное и неформальное общение. Сотрудники компаний, в которых внедрены корпоративные социальные сети, обычно очень тепло отзываются о данных инициативах. Тем более что они отводят внимание персонала от публичных социальных сетей и дополнительно мотивируют остаться именно в вашей компании, где так много виртуальных друзей, к которым при увольнении доступ будет, естественно, закрыт!
Негативные стороны того, что ваш персонал «сидит» в «социалках»:
- Самое главное «зло» — это огромные временные затраты на данное времяпрепровождение. Время сотрудниками черпается исключительно из рабочей «восьмичасовки».
- Далее нужно помнить, что сети очень часто кишат корпоративными секретами, которые выносятся сотрудниками специально или по неосмотрительности. Удалить эту информацию впоследствии очень сложно.
- Также наличие таких сетей и профилей вашего персонала в них повышают текучесть кадров — рекрутеры конкурентов не дремлют, и чем более аккуратен профиль вашего сотрудника, тем больше контактов с рекрутерами он производит. Будьте начеку!
Вывод
Социальные сети — это самое большое благо современного Интернета и очень большая опасность. Только грамотная корпоративная политика на запреты/разрешения работы в данной среде в скором будущем сыграет решающую роль в том, какой уровень лояльности к компании будет у ваших работников.
Журнал Wired поставил «незапрет» социальных сетей на рабочем месте таким же важным мотивационным инструментом, как адекватную зарплату и удобство расположения офиса.
Статья написана с использованием материалов Игоря Осадчего и команды PRO2
Сейчас Гегель считается одним из величайших умов человечества. А что его не понимают - так гениев всегда не понимают. А выходит, при...