Валерий Цуркан Мастер

Как создать музыкальный шедевр в FruityLoops? Интерфейс

Для тех, кто любит музыку и хочет попробовать свои силы в написании музыкальных композиций, существует много программ от разных производителей. На каждом углу продают различные версии электронных жокеев, ди-джеев, и так далее. Программы эти рассчитаны на определённые стили — хип-хоп, техно. Думать там много не нужно, есть готовые сэмплы: только включай их в трек, накладывай голос — и песня готова. Но творчеством здесь и не пахнет. Это музыка для ленивых, для тех, кто хочет что-то создать, а потрудиться не желает. Но без труда и рыбку из пруда не выловишь, а ведь хочется, рыбку-то!

Кроме этих программ, есть другие, на несколько порядков выше по сложности и по качеству. Например, FruityLoops. Это программа, которой не побрезгует и профессиональный музыкант, но освоить её сможет и дилетант при наличии музыкального слуха, терпения и огромного желания.

Программа FruityLoops

К сожалению, программа эта досталась мне полностью на английском языке, поэтому мне пришлось изрядно помучиться, чтобы добиться первых результатов. Я раза три удалял саму программу, один раз переустанавливал Windows, пока освоил FruityLoops. Но врождённое любопытство толкало меня вперёд после каждой неудачи, и в результате я всё-таки овладел этой сложной программой.

Раз программа англоязычная, то большинство кнопок, окон и вкладок я буду называть на английском, иначе я и сам запутаюсь, и читателей запутаю.

Что может эта программа? Практически всё, что касается музыки. Звучание инструментов почти не отличается от реального. Если в панели инструментов написано «гитара», значит это будет гитара, а не её жалкое подобие. Есть возможность сохранять созданную музыку в формате этой программы или конвертировать в конечный файл mp3 wave или mid. Но, признаюсь, если с mp3 и wave у меня проблем не возникает, то в mid конвертировать почему-то не получается, да и загруженные midi-файлы не воспроизводятся. Видимо, в программе не установлен миди-движок. Но, загрузив mid-композиции и поменяв в них инструменты, можно их прослушать и конвертировать в mp3. Также есть возможность использовать wave-файлы в качестве сэмплов. То есть накладывать свой голос или какие-нибудь звуки, но об этом позже.

Рассмотрим программу поближе. Откроем её двойным щелчком по круглой иконке с изображением клубнички. До сих пор не могу понять связь — fruit переводится как фрукт, а изображена ягода. Или это какой-нибудь заморский фрукт, о котором я никогда не слышал? Программа развернулась на весь экран. Внешний вид FruityLoops напоминает пульт управления космическим кораблём. Все регуляторы и кнопки выглядят объёмными, так и хочется дотронуться до них рукой.

Для начала рассмотрим меню «Файл». Это меню почти всегда одинаково для всех программ, с незначительными вариациями. «New» — начать новый проект, «Open» — открыть файл (в этом случае появляется окно, которое по умолчанию открывает программную папку «Loops», в этой папке находятся все ваши проекты). Очень полезна вкладка «Drumkits», она содержит около двадцати барабанных партий. В принципе, с барабанов всё и начинается.

Во вкладке «Drumkits» выберем «Drumsynth», откроется ещё одна вкладка, и там нажмём на «Acoustic». Откроется окно инструментальных каналов, «Step sequencer» (пошаговый синтезатор?), в котором мы увидим 10 кнопок, расположенных в вертикальном ряду и столько же треков, состоящих из 16 ячеек. В эти самые ячейки и записываюется ноты. В данный момент наша композиция будет состоять только из акустических барабанов. Включаем Пуск (кнопка в верхней части программы со знакомым всем треугольным значком) и видим, как под «Step sequencer» забегала оранжевая искорка. Это индикатор, показывающий, в каком месте композиции в данный момент воспроизводится звук. Движется эта искорка слева направо. Добежав до 16 ячейки, снова начинает с первой.

Для первого знакомства попробуем просто побарабанить. Левой кнопкой мыши ткнём в первую ячейку первого трека, и услышим щелчок барабана, который будет повторяться каждые три-четыре секунды. Затем расставим метки по всей «ударной установке» и послушаем свою первую барабанную партию.

Продолжим рассматривать меню Файл. «Сохранить» — сохраняем композицию в формате программы для дальнейшей обработки. «Сохранить как…» — сохраняем её в формате wave, mp3 или midi-файла. «Импорт» позволяет импортировать файлы midi. «Экспорт» дублирует меню «Сохранить как…».

Вернёмся к нашим бараБАнам. Если нажать левой кнопкой мыши на клавишу какого-нибудь канала, а пока у нас там одни барабаны, то откроется окно настроек, графический эквалайзер («Channel settings»). В этих настройках заложены огромные возможности по настройке звука. Тональность, длина, эхо и так далее, всё, что в голову придёт. Описывать подробно эту функцию смысла нет, лучше попробуйте сами покрутить регуляторы, понажимать на кнопочки, и послушайте, что из этого выйдет. Скажу лишь, что любой инструмент здесь можно изменить до неузнаваемости, иногда получаются довольно интересные звуки. Но стандартными настройками пренебрегать не стоит, они наиболее гармоничные.

В правом верхнем углу «Step sequencer» мы видим небольшую иконку с изображением клавиш. Стоит кликнуть на неё левой кнопкой мыши — развернётся клавиатура фортепиано для выбранного канала. То есть теперь можно не просто расставлять монотонные «бум-бумы», но и изменять их тональность. Появляется возможность сыграть «Подмосковные вечера» на барабанах. Расставляются метки-ноты таким же способом, левой кнопкой мыши. А правой они удаляются.

Рядом с этой иконкой находится вторая. Регулировка громкости для каждой ноты. С её помощью можно увеличить громкость определённой ноты или вообще заглушить её. Громкость регулируется и правой кнопкой мыши, и левой. Но я редко пользовался этой опцией. Регулировать громкость для каждой (!) ноты, для этого нужно чётко знать, какую громкость задать для этих нот. А я всего лишь дилетант. Но иногда она полезна: когда один инструмент заглушает какой-нибудь важный проигрыш, без неё не обойтись. Кстати, громкость можно задать на весь канал, если покрутить регулятор возле кнопки канала или в графическом эквалайзере канала. (Есть возможность регулировать громкость всей композиции, но об этом будет сказано ниже). Порой важно приглушить лишь несколько нот. Можно эту опцию использовать и для ударных партий, расставляя барабаны во всех ячейках трека в одной тональности и чередовать громкость каждой ячейки. Эффект получается потрясающий.

Во второй части статьи мы рассмотрим как работать с нотами в режиме «Piano roll» а заодно разберёмся с инструментами, которые есть в программе FruityLoops.

Обновлено 5.02.2015
Статья размещена на сайте 22.02.2009

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: