Елена Пузанова Дебютант

Что можно найти с помощью поисковой системы Google?

У истоков: легенды и факты

История возникновения и развития Google не насчитывает еще и 15 лет, но уже обросла многочисленными легендами. Согласно одной из них, название известной поисковой системы было задумано как Googol — математический термин, обозначающий единицу со ста нулями. Однако первый инвестор Энди Бехтольшайм в спешке выписал основателям новой компании чек на имя Google Inc. Такая вот ошибка вышла. Пришлось официально зарегистрировать компанию под названием Google Inc.

А началось все за пару лет до этого, когда в 1995 году встретились двое молодых людей, которым было в ту пору чуть больше 20 лет: выпускник Мичиганского университета Лэрри Пейдж и уроженец Москвы Сергей Брин. Оба были аспирантами кафедры информатики Стэнфордского университета.

Поначалу они никак не могли найти общий язык. Споры вспыхивали по любому поводу. Однако вскоре спорщики все-таки отыскали предмет общего интереса: обоих интересовала проблема поиска в сети. В январе 1996 года Лэрри и Сергей начали совместную разработку поискового сервера BackRub. Вооружившись бизнес-планом, компаньоны собрали необходимую для начальных капиталовложений сумму. Начался путь компании Google к мировому признанию среди лучших поисковых серверов мира.

Год спустя двое крупных инвесторов — ведущие венчурные компании Силиконовой долины — предоставили молодой компании кредит в размере 25 млн. дол.

Центральный офис обосновался в Googleplex в Маунтин-Вью (Калифорния). В августе 2001 года в качестве главного исполнительного директора в Гугл пришел Эрик Шмидт. Известные специалисты, перешедшие сюда в эти годы, вице-президент по развитию бизнеса и сбыту Омид Кордестани, вице-президент по разработкам Урса Хёльце, и др. сумели сформировать в Интернете систему Google Zeitgeist, фактически отображающую в реальном времени коллективный интеллект человечества. Вопросами развития глобального Интернета в компании занимается сам его «отец-основатель» Винт Серф.

Непринужденность прежде всего

Об уникальной корпоративной культуре, сложившейся в Googleplex, слышали даже те, кто далек от проблем Интернета. С самого начала, когда офис Google располагался еще в обыкновенном гараже, здесь сложилась атмосфера непринужденного, нерегламентируемого общения. В рабочих кабинетах не существует перегородок, традиционно разделяющих рабочее пространство. В качестве стульев поначалу использовались резиновые гимнастические шары. Даже офисная мебель была необычной. Рабочие столы — просто козлы, на которые уложены деревянные двери, на них и установлены мощнейшие современные компьютеры. Любимцы сотрудников компании — большие собаки, в том числе ласковый гигант леонбергер Йошка, запросто бродили между столами.

Два раза в неделю они могли расслабляться, забавляясь игрой в хоккей на роликах на автостоянке компании. В конце каждой рабочей недели Лэрри и Сергей проводили собрания на открытой площадке, где за столами размещались сотрудники. Большое внимание руководство и сейчас уделяет отбору корпоративных шеф-поваров, так как считает, что от питания сотрудников в большой степени зависит их работоспособность Конечно, в настоящее время количество работников компании значительно возросло и составляет сотни человек по всему миру. Открыты офисы в Европе, в Дублине и Лондоне, а также в Китае и Японии, в Латинской Америке. Но традиционно неофициальная атмосфера поддерживается. Она приносит результат в виде возможности необычайно быстрого обмена идеями.

Все делается для удобства пользователей

Быстрое и точное сканирование Интернета сделали систему Google наиболее популярной системой для поиска в Интернете. Она анализирует целиком содержание каждой web-страницы, местонахождение ключевых слов. Сканируются множество типов файлов, в том числе PDF и MP3, запущен поиск по каталогу Google, службы, позволяющие искать и сканировать картинки, книги, музыкальные файлы. Служба Google Sitemaps дает возможность устанавливать очередность сканирования страниц. Внедрены десятки языковых версий для пользователей из разных стран.

Google постоянно использует инновационные технологии, добиваясь, чтобы каждый пользователь мог находить именно то, что хочет. В результате разработана система PageRank, по сути, изменившая метод поиска. PageRank способна определить наиболее важные страницы, релевантные для данного поиска. Эта технология полностью исключает человеческое вмешательство. Результаты поиска очень точно соответствуют запросу.

Но и по этой теме имеются свои легенды. Например, в 1999 году один из обозревателей New York Times шутки ради сделал запрос на слова «большее зло, чем сатана». Забавно, что первой в списке сайтов, соответсвующих запросу, оказалась страница Microsoft, на третьем месте стояла компания Уолта Диснея. Дело в том, что многие сайты характеризуют указанные страницы именно таким образом.

Созданы также дополнительные службы, облегчающие работу пользователей.

Посещая десятки доменов Google, можно воспользоваться функцией Карты Google — системой динамических интерактивных карт, познакомиться с текущими новостями, а также воспользоваться архивом Usenet.

В 2003 году появился наш любимый Blogger, где каждый может бесплатно делиться с другими достижениями своего интеллекта. Дополнительно Гугл приобрел компанию Picasa, Inc, сервис которой позволяет без труда управлять коллекциями цифровых фотографий. С помощью службы Google Blog Search можно искать информацию в блогах, а сервис Google Reader позволяет следить не только за новыми сообщениями в блогах, но и за появлением новой информации на сайтах, имеющих RSS-потоки.

Каждый может воспользоваться ящиком в бесплатной почтовой службе Gmail. При этом и для других сервисов Google, в которых требуются логин и пароль, они будут работать. Можно просто завести аккаунт Google, но сейчас это не дает автоматического доступа к Gmail.

Также были введены в действие новый проект Google Video, который предоставляет возможность для поиска записи телевизионных программ, и технология Google Earth, позволяющая разглядывать любую точку земного шара с высоты с большим увеличением.

Одна из последних новинок Google — технология для определения интернет-блокировок. Система предназначена для пользователей, которые подозревают, что их провайдер блокирует доступ к тем или иным ресурсам.

Откуда берется доход Google?

Google получает доход, предоставляя рекламодателям возможности распространять эффективную рекламу в Интернете, релевантную информации, отображаемой на данной странице, т. е. представляющую интерес для пользователя.

Рекламодатели сами выбирают ключевые слова и платят за клики клиентов по объявлению. С февраля 2009 г. Google принимает Яндекс. Деньги в рублях для оплаты услуг AdWords клиентами, зарегистрированными в России.

Технология Google AdSense дает возможность владельцам сайтов получать доход с помощью размещения точно ориентированных объявлений.

Google продолжает работать над усовершенствованием технологии поиска. Компания декларирует свою миссию как стремление организовать потоки информации всего мира и сделать эту информацию доступной всем желающим.

Обновлено 20.11.2009
Статья размещена на сайте 26.02.2009

Комментарии (4):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • На счет названия темы: главное-не что искать,а как! Надо уметь задавать критерий поиска для поисковика...

  • Елена Пузанова, отлично написано! Столько интересного для себя почерпнула.

    с высоты с большом увеличением. - исправьте, плиз!

    Оценка статьи: 5

  • Интересная деталь для нашей аудитории, что "компаньоны собрали необходимую для начальных капиталовложений сумму" в размере 1 млн. долларов!

    И еще - "обоих интересовала проблема поиска в сети". Не совсем так, поскольку сети тогда еще как таковой и не было. Они оба были аспирантами и им нужно было перелопачивать горы научной литературы, поэтому они захотели сделать поиск по публикациям - книгам, статьям, но поскольку тогда книги и статьи были в подавляющем большинстве бумажными, то от идеи пришлось отказаться. И тогда они обратили внимание на зарождающийся тогда Интернет и начали искать там.

    И знаменитый PageRank вышел тоже оттуда, им нужно было искать публикации и выбирать среди них наиболее значимые. А в научном мире уже давно есть такое понятие как "индекс цитируемости", т.е. как часто цитируют ту или иную работу другие авторы. Чем чаще эту работу цитируют, вспоминают, значит тем более она интересна по этой теме, важна, значима и т.д. Именно так и работает PageRank, он учитывает сколько есть внешних ссылок на тот или иной сайт.

    Это, кстати, описывается в официальной истории Google, она опубликована на одном из их сайтов. Они недавно об этом заново вспоминали, потому что запустили все-таки поиск по книгам, т.е. вернулись к начальной идее. Правда это и сейчас достаточно трудоемко, им пришлось объездить десятки библиотек по всему миру, договориться о сканировании миллионов экземпляров книг, найти деньги на этот, без преувеличения, эпохальный проект, решить массу технических вопросов и т.д. и т.п. В любом случае, поезд тронулся, маховик закрутился и уже можно искать и по книгам тоже. Ссылку не помню, можно найти через общий список сервисов.

    Но, увы, взрослеют Пейдж и Брин, меняется и компания. И уже постепенно начинают говорить, что Google становится монополистом в Интернете и притормаживает развитие конкурентов.

    Будем конечно надеяться, что этого не произойдет, поскольку Google действительно сейчас яркий пример творчества и свободы в бизнесе. Вы, кстати, забыли упомянуть и такой знаменитый момент, что 20% рабочего времени каждый сотрудник Google может тратить на свои личные проекты.

    Оценка статьи: 4