Светлана Усанкова Мастер

Кто мы в информационном сообществе, или Как формируется виртуальная личность?

«Сеть — чуть ли не единственная сфера существования, где-то, что ты делаешь, неизмеримо важнее того, что ты есть. И даже — есть ли вообще». (Настик Грызунова, 1999).

Третий год подряд 17 мая мир отмечает День информационного сообщества. Таким праздником мы обязаны Генеральной Ассамблее ООН. 26 марта 2006 года она приняла соответствующую Резолюцию и дала новый, более современный статус прежнему Международному дню электросвязи (или Международному дню телекоммуникаций). А тот, в свою очередь, относился к созданию 17 мая 1865 года Международного телеграфного союза, который впоследствии стал Международным союзом электросвязи.

Бомонд и демимонд

Но дело не в этом. «Отредактированный» ООН праздник «айтишники» быстренько записали своим стратегическим, хотя у них от профессиональных дат и без того календарь ломится. Почитайте о Всемирном дне информационного сообщества в Интернете — наверняка нарветесь на советы немедленно поздравить «всех программистов, системных администраторов, интернет-провайдеров и всех остальных людей, занятых в сфере информационных технологий». Они, мол, и есть пресловутое информационное сообщество. Ой, товарищи, обижаете массового пользователя, жестоко обижаете! А мы тогда кто, по-вашему?

Понятие «сообщество» подразумевает совокупность связей между людьми на основе чего-то общего. Взгляды, интересы, цели, увлечения, занятия — «основ» можно найти великое множество, в зависимости от того, какое конкретно сообщество имеется в виду. В информационную среду, как правило, мы погружаемся для того, чтобы:
а) найти ответ на определенный вопрос (познавательный мотив);
б) обменяться информацией, мнениями, опытом с другими пользователями (коммуникативный мотив).

Интернет как информационное сообщество зиждется на информационных ресурсах, кои и создаются усилиями «айтишников». Никто тут их заслуг не умаляет. Как говорится, лишь на вас, ребята, и держимся. Но вдохнуть полноценную жизнь в любой форум, социальную сеть, блог-платформу и прочая, прочая, прочая способны только мы — массовые пользователи. Пресловутому сообществу без нас — никуда. И мы его неотъемлемая составляющая. Пусть уж творцы IT-реальности считают себя в ней бомондом, мы и позицией демимонда не гнушаемся. Но выпроваживать нас за врата виртуально-социальной системы глупо и смешно. Так что поднимаем бокалы, друзья, за них и за нас, не отрываясь от мониторов!

«Мы — не Пети и не Вовы, мы — собаки и коровы!»

Строчка из стишка детского, узнали? Агния Барто когда-то много лет тому назад написала про заигравшихся детсадовцев. Ребятня изображала там из себя не то колхозное стадо, не то зоопарк и, как констатировали бы психологи, окончательно утратила в процессе игры самоидентификацию.

Нечто подобное сплошь и рядом происходит и в Интернете. Вот как об этом говорит Википедия: «В интернет-сообществе у человека создается виртуальная личность, которая может сильно отличаться от его реальной личности и которая для человека может быть даже важнее, чем реальная».

Проиллюстрируем явление. Добирается в один прекрасный день до интернета, к примеру, Вася Пупкин — реальный гражданин России, житель города Москвы или Хабаровска — неважно, двадцати лет от роду, холостой, со средне-специальным образованием, отслуживший в войсках РА, среднего роста, худощавого телосложения, сероглазый, рыжеволосый, веснушчатый, с трогательно оттопыренными ушами. У Васи интересы вполне человеческие — девушки, машины, футбол и желание заявить о себе миру. Он регистрируется на сайтах знакомств, форуме автолюбителей, форуме болельщиков «Спартака», форуме любителей пива. Заводит блог «Записки настоящего мачо». Поскольку Вася — парень открытый и честный, то он везде подписывается своим настоящим именем и настоящей фамилией и публикует свое настоящее фото, даже не заморачиваясь над тем, чтобы слегка облагородить его в фотошопе.

Через пару месяцев Вася осознал: надо срочно в себе что-то менять. Потому как ни девушки, ни автолюбители, ни болельщики на него сколько-нибудь существенного внимания не обращали. Проще сказать, совсем игнорировали. А в блоге даже гадости порой писали, обсуждая соответствие Васиной внешности критериям мачизма. Короче, думал Вася, думал, а потом взял да и сменил все настройки. Родные имя с фамилией уступили место сетевому нику Diamond, а вместо веснушчато-лопоухой физиономии везде появилось изображение смуглого юноши со стильно уложенной копной черных волос, проникновенным взглядом и обнаженным накачанным торсом. Девушки с LovePlanet стройными рядами начали сдаваться на Васину (то есть, уже вроде бы и не Васину, а Diamondову) милость и наперебой молить о свидании.

На форуме автолюбителей наш герой предстал как shumaher, поставив в аватар портрет прославленного гонщика. На пивном форуме даже малость покуражился, загрузив анимашку с веселеньким песиком, размахивающим кружкой с пенным напитком. Подписался там: «Шарикофф-Пузинштейн». А дальше Васю понесло.

Он регулярно и периодически придумывал новые образы, появлялся в них то там, то сям на бескрайних просторах рунета, создавал от их имен посты и строчил комментарии. Высказывался по-разному: то вкладывая в тексты свои личные мысли и эмоции, то выдавая заведомые провокации. В онлайне у него сложился широкий круг друзей. Но по большому счету, они были не его друзьями, а «друзьями» созданных им виртуальных личностей. Ведь ассоциировался он у форумчан не сам с собой, а с мультяшной собакой по кличке Пузинштейн или гламурным Diamondом.

То ли люди, то ли куклы

В Википедии объясняется термин «виртуал». Это фиктивная личность, другое лицо, за которое выдает себя пользователь интернета: «Виртуалы создаются путём заведения учётной записи („аккаунта“) в системе, поддерживающей регистрацию пользователей (блоги, форумы, мессенджеры), и указывания вымышленных идентификационных данных». Виртуалам часто дают вымышленные имя и/или фамилию или обозначают только с помощью никнейма. Тем не менее, продолжает та же Википедия, «виртуалом не называют человека, который не склонен сообщать своё настоящее имя, но при этом везде выступает под одним и тем же никнеймом (псевдонимом), не пытаясь при этом моделировать не присущие ему как личности качества».

Синонимы виртуала — «фейк», «клон», «мульт». Еще есть «сокпаппет» — от английского выражения sock puppet — кукла из чулка или носка, надеваемая на руку и вступающая в диалоги от своего имени даже с кукловодом.

В «виртуальные куклы» самозабвенно играл рунет второй половины 90-х. Кому интересно, может спросить у поисковиков о Мае Иваныче Мухине, Кате Деткиной, Мери Шелли. То были не просто виртуальные личности, а профессионально отработанные арт-проекты. Они будоражили умы и воображение простых юзеров, заставляли их смеяться и плакать. Даже если у некоторых пользователей хватало фантазии предположить, что Катя Деткина — это псевдоним какой-то язвительной журналистки, то почти никто не догадывался о том, что никакой Кати нет и не было никогда, а есть великий мистификатор Артемий Лебедев. Кстати, Настик Грызунова, которую я процитировала в начале статьи, тоже «виртуальная кукла».

А если говорить о виртуальных личностях, то ими в сети, так или иначе, сегодня выступаем мы все, даже не прячась под псевдонимами и аватарами. Потому что здесь мы все равно другие. Не такие, как в повседневной жизни. И что ни говори, все-таки здорово, что оно есть — это информационное сообщество, где можно реализовать себя в любом виде.

Обновлено 16.05.2009
Статья размещена на сайте 8.05.2009

Комментарии (15):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: