Виктор Губерниев Мастер

Какие бывают тесты и как их составляют?

Совсем недавно редакция интернет-портала «ШколаЖизни.ру» открыла новый раздел «Тесты». В этой статье речь пойдёт о том, какими бывают тесты, как их создают и для чего они нужны.

В зависимости от целей тестирования тесты делятся на квалификационные и классификационные. Отличие состоит в том, что у последних нет правильных и неправильных ответов, просто по суммам баллов за ответы тестируемых проводится их классификация: причисление их к той или иной группе.

Пример простейшего квалификационного теста:
Чему равно 2+2?
Варианты ответа: 3; 4; 5
Результаты: неправильно; правильно; ты знал!

Пример простейшего классификационного теста:
Какое у вас домашнее животное?
Варианты ответа: кошка; собака; другое; никакого
Результаты: вы независимый; верный; экстравагантный; живете с родителями

В Интернете существует множество сайтов, на которых можно пройти самые разные тесты: от серьёзных квалификационных тестов, подтверждающих ваши знания для приёма на работу, до шуточных тестов, поднимающих вам настроение. Есть также сайты, участники которых могут создавать свои тесты и предлагать их другим участникам.

Квалификационные тесты

Механика квалификационного теста проста: за каждый правильный ответ начисляется один балл, за неправильный ответ — 0 баллов. В некоторых тестах можно вернуться к предыдущим вопросам и поменять свой ответ.

Сумма баллов, подсчитываемая программой тестирования, даёт число верных ответов, а разность между числом вопросов и суммой баллов — число ошибок. По этим данным строится градация: если сумма равна числу вопросов, тестируемый получает максимальный балл, если она равна 0 — минимальный балл, в противном случае — какой-либо промежуточный.
К каждому баллу добавляется небольшое описание: для высоких баллов — восхищение, для низких — утешение.

Стандартный подход к составлению результатов теста — выставлять тестируемым оценки, как в школе: от 1 до 5+. Применяются и словесные оценки: от «превосходно» до «плохо», например. Или американская буквенная система: A (All right), B (better), C (so-so), D (dreadful), E (enormous error), F (Foul). Более интересный метод — тестируемым присваиваются звания, ранги, степени. Например, в образовательных тестах это могут быть учёные степени — от школьника до академика, в тестах, связанных с армией, — воинские звания — от рядового до маршала. Иногда к результатам добавлены соответствующие картинки.

Иногда в тесте требуется угадать какое-либо слово. В этом случае в качестве вариантов ответа предлагается вводить буквы или слоги и из них собирать искомое слово. Это тесты-загадки или ребусы. В них правильный результат один: тот, которому соответствует максимальное количество баллов.

За ответы на наиболее важные вопросы может даваться большее количество баллов, чем за остальные. Например, за простой вопрос 1 балл, за важный — 5 баллов, за очень важный — 10 баллов.

Обычно квалификационный тест базируется на какой-то конкретной информации или даже каком-то одном познавательном тексте. А вот составление неправильных ответов — это простор для полёта фантазии автора. Неправильные ответы правдоподобны, чтобы не облегчать задачу тестируемым. Иногда некоторые из них сформулированы с юмором, это добавляет удовольствия тестируемым и вызывает желание показать тест друзьям. Это можно сделать, скопировав в свой блог предлагаемый код результата, в нем есть ссылка на тест.

В тесте могут специально подсчитываться баллы прикольщиков, т. е. тех, кто сознательно выбрал смешные неверные ответы, и выдавать им особенный результат. Это можно сделать, начисляя отрицательные баллы за такие ответы, тогда сумма баллов у прикольщиков будет отрицательной.
В тесте Что должен знать автор статей «ШколаЖизни.ру»? отрицательные баллы используются с другой целью, например:

Можно ли размещать статьи и сообщения с рекламой и ссылками на коммерческие ресурсы? (5 баллов)
Да, мне же надо продвигать свои проекты: -200 баллов
Нет, они практически сразу удаляются: 5 баллов
Ссылки можно, рекламу нельзя: -200 баллов
Да, но на личной странице: 0 баллов

При любом ответе, за который дается -200 баллов, уже не набрать положительной суммы, и результат будет таким:
Вы пришли на наш проект, чтобы продвигать свои сайты? Ознакомьтесь с условиями размещения рекламы, пожалуйста.

Классификационные тесты

Они могут тоже строиться на подсчёте суммы набранных баллов, если для всех групп, на которые делятся тестируемые, можно указать, что одна группа больше другой по какому-то одному параметру.

Например, тест, пройдя который, человек может узнать, в каком доме ему лучше жить. Естественным параметром для такой классификации является этажность. Одни предпочитают уединение, им больше подойдёт одноэтажный деревенский дом. Другие любят шумные компании, красивые виды из окна, им подойдёт квартира в небоскрёбе. Есть и промежуточные категории. Соответственно, в тесте баллы за ответы начисляются так, чтобы любители небоскрёбов набирали больше баллов, чем любители деревенских домиков.

Самый простой случай, когда в тесте всего 2 категории. В этом случае большие баллы приводят в одну категорию, а малые — в другую. Например, тест, определяющий, кто вы — интроверт или экстраверт.

Тесты с тремя и более неупорядоченными категориями — это, например, соционические тесты, на определение вашего соционического типа (Жуков, Дон Кихот, Марат и т. д.)

Обсуждение результатов, статистика и правильные ответы.

К каждому тесту может прикрепляется страница обсуждения, на которой тестируемые могут поблагодарить автора, покритиковать вопросы теста, поделиться своими результатами, обменяться мнениями, предложить свои пожелания. В «ШколеЖизни.ру» тесты комментируют зарегистрированные пользователи. Результаты теста можно автоматически сохранить на своей странице, добавить во внешний блог или на форум. К некоторым квалификационным тестам есть статьи с пояснениями и подробными верными ответами, ссылка на них — в результатах тестирования. У всех квалификационных тестов в результатах выводится таблица правильных ответов. Это делает тесты познавательными, а не только развлекательными. Хотя наиболее любознательные тестируемые сами найдут ответы на вопросы. Это может даже послужить толчком к появлению у них новых увлечений и, чем чёрт не шутит, развитию новых способностей, освоению новой профессии и даже новых открытий!

Тестовый лохотрон

Завершая разговор о тестах в Интернете, не могу не упомянуть об активно развивающемся сейчас сетевом мошенничестве — тестовом лохотроне. Выглядит это так: на каком-либо сайте вы видите заманчивое предложение пройти какой-либо интересный тест. Чаще всего это что-то типа «узнай дату своей смерти». Перейдя по ссылке, вы попадаете на сайт теста и начинаете отвечать на вопросы. Их оказывается очень много, о чём вас никто предварительно не предупреждает. Обычно около 50, а то и все 100. Чем больше ответов вы дадите, тем более жалко вам потраченного времени и собственного труда. Поэтому, когда наконец вы доходите до последнего вопроса и вам предлагают узнать вожделенный результат, вы уже горите нетерпением. И тут вам сообщают, что для того чтобы узнать результат теста, нужно отправить СМС на короткий номер и ввести полученный код. Стоимость СМС, конечно, не сообщается. Разумеется, она немаленькая, эта стоимость… Будьте бдительны!

Желаю вам удачи в прохождении тестов! Это очень увлекательное и полезное занятие.

Обновлено 10.05.2015
Статья размещена на сайте 16.11.2009

Комментарии (8):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Галина Москаленко Галина Москаленко Мастер 19 ноября 2009 в 01:16 отредактирован 19 ноября 2009 в 01:26

    С разбегу такой труд не осилить. Надо будет вернуться. Напишу пока только о том, что вызвало вопросы.
    читать дальше →

    • Галина Москаленко, C - "Си" мнемоническая запись для So-so, Better - "лучше ожидаемого". По крайней мере, я слышал такую интерпретацию. А за поправочки - спасибо. Прошу редакторов подправить.

      • C - "Си" мнемоническая запись для So-so
        ???
        Мы говорим об одном и том же?

        Кому понадобился мнемонический прием, чтобы запомнить, что буквой С обозначается so-so - по идее, должно быть наоборот (интересно, кто-нибудь понял, о чем я говорю?). И кому (зачем) эта мнемоническая информация нужна в вашей статье?

        По крайней мере, я слышал такую интерпретацию.

        Киньте ссылку на источник.

        • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 19 ноября 2009 в 22:19

          Галина Москаленко, может, и наоборот. Здесь мнемоника предлагается тем, кому непривычна буквенная система. Если человек, получивший оценку С, хочет знать, как ее интерпретировать в простых эмоциях, он запомнит, что это so-so.

          • Галина Москаленко Галина Москаленко Мастер 19 ноября 2009 в 23:41 отредактирован 19 ноября 2009 в 23:58

            Марианна Власова, мы всё еще говорим о русскоязычных людях? Вы уверены, что человек, к-рый не в состоянии соотнести "С" с трояком, способен запомнить, что это so-so? (При этом ведь он должен понимать, что это означает в переводе.)

            Уже не удивлюсь, если и это не ясно.

            • Галина Москаленко Галина Москаленко Мастер 19 ноября 2009 в 23:45 отредактирован 20 ноября 2009 в 01:02

              Но я всё еще жду ссылки на источник.

              • Галина Москаленко,


                Но я еще жду ссылки на источник этой ахинеи.


                Галина, а что вы такая злая? Чем вас так зацепила эта мнемосхема? Я не помню, где я её услышал, кажется в каком-то классическом произведении на английском. Сегодня прошерстил весь Гугл и Яндекс - не нашёл. Давно было дело, не помню. Но я ручаюсь, что я это не придумал.

                Что касается C и so-so, а почему вас не удивляет, что All correct сокращается до ОК? Или please до plz? А что, в русском языке такого нет? Щаззз