София Варган Грандмастер

Чему учат «бесплатные» онлайн-игры?

Сразу оговорюсь — в данной статье речь не идет о таких играх, как шашки, шахматы и т. д. Здесь будет рассказываться исключительно об играх типа «Убей!», «Помоги!», «Спаси!». Именно они являются носителем «обучающего гена» и определенной идеологии, которую очень быстро воспринимают игроки. И, что самое главное, начинают применять ее не только в онлайн-игре, но и в реальной жизни.

Когда вышла моя статья «Сколько стоят бесплатные онлайн-игры?», в комментариях неоднократно упоминалось, что у таких игр есть и положительные качества. Особый упор делался на то, что эти игры обучают работе в команде. И их можно использовать в качестве своеобразного бизнес-тренинга. Вот именно эти нюансы и хотелось бы рассмотреть.

Нюанс первый. Игра в команде

В подавляющем большинстве онлайн-игр нужно проходить определенный набор квестов. Характерно, что 4/5 этих квестов невозможно пройти в одиночку. Или — «раскачивать» свой игровой персонаж до старших уровней, а потом проходить квесты младших, или — объединяться с другими игроками.

Хорошая штука, правда? Действительно — обучение работе в команде. Тем более, что у разных игроков разная манера боя, и, объединившись, они могут создать нечто новое, неожиданное и эффективное. Прямо как в реальной жизни — сумма знаний и умений всех членов команды отличается от обычного результата сложения, а напоминает скорее результат сложной химической реакции.

Казалось бы, все в шоколаде. Да ничего подобного!

В игре обычно имеется еще две мега-команды: или две расы, или два государства, или еще что-нибудь — две штуки. Регистрируясь в игре, игрок сразу должен выбрать — за какую именно из мега-команд он будет играть. И игроку нужно не только убивать игровых монстров, но еще и сражаться с представителями другой мега-команды. А между прочим, на другом конце «провода» — тоже люди. Вполне настоящие. В результате игрок обучается не столько работе в команде, сколько делению на «своих» и «чужих». С белой кожей — свои, с черной — чужие, орки — свои, эльфы — чужие… и так далее.

Но деление на «своих» и «чужих» гораздо глубже. Ведь игроки объединяются в различные команды на постоянной основе. Чаще всего такие команды называются кланами. Естественно, преимущество в клане имеют те, кто стоял у истоков его создания. Так сказать, верхушка пирамиды. Все блага они получают в первую очередь, а уж затем доходит очередь и до остальных (рядовых) членов клана.

Маленький реальный диалог с одним главой клана в качестве иллюстрации внутриклановых отношений:

 — У нас ведь ограничение по возрасту — 18 лет, а ты принял несколько человек от 13 до 15 лет. Зачем? К тому же, принято еще несколько, не имеющих оговоренного вооружения. А эти к чему?
 — Ну, ограничения, конечно, у нас правильные. Но ведь нужно еще мясо, которое будет платить налоги!

И учтите, что этот глава клана — вполне вменяемый, даже хороший человек. И тем не менее… Между прочим, до того, как он стал главой клана, мысли о «налоговом мясе» ему и в голову не приходили.

Кстати, о «жизни» и «деятельности» внутри клана. Ведь сокланы не только сражаются вместе с какими-либо монстрами, выполняют квесты и т. д. Они еще занимаются работой — в играх обычно доступны различные профессии (так можно зарабатывать игровые деньги), торговлей и прочим. Совет клана распределяет работу. Кто-то добывает уголь — на благо клана, кто-то ловит рыбу — на благо клана, кто-то занят изготовлением амулетов — на благо клана… Может быть собрана команда в боевой поход — добыть «одежку» кому-нибудь из сокланов или игровые деньги в клановую казну. Ударный труд и бои на благо клана поощряются — повышением в звании, другими бонусами.

Вы все еще думаете, что это — обучение работе в команде? Ничего подобного. Это — обучение созданию фирмы и изучение основных принципов работы с персоналом. Для «персонала» — обучение корпоративной этике и дисциплине. Причем — отнюдь не в соответствии с российским менталитетом. Исключительно по западному образцу.

Нюанс второй. Бизнес-тренинг

В игре доступны игровые профессии — об этом уже говорилось. Игроки добывают какие-то ресурсы, создают какие-то вещи, потом торгуют плодами своего труда. Или занимаются перекупкой по принципу «дешево купил — дорого продал». Казалось бы — все в порядке. Люди учатся считать, учитывать налоги и т. д. Все на пользу. Но на этом солнце есть существенные пятна.

В одной из онлайн игр я никак не могла разобраться с окном торговли. Вот что и куда там нужно вписывать, нажимать и т. д. И первые две своих торговых операции провела весьма оригинальным образом: мало того, что я отдала покупателю товар, я еще и заплатила ему деньги. Оба покупателя промолчали, тихо забрав и деньги, и товар. Что интересно — указать на мою ошибку они могли еще до завершения торговли. Но — нет.

После, уже разобравшись что и как работает, я решила провести маленький эксперимент. Двадцать раз я целенаправленно делала одно и то же: отдавала покупателю и товар, и деньги. Ни один из них не произнес ни слова! Сказал только двадцать первый. Выяснилось, что он в игре всего три дня. Еще не успел набраться «полезных» идей о бизнесе.

Нюанс третий. Отношения в игре

Ну, тут — прямо как в жизни. Есть друзья, есть враги. Причем, враги — не обязательно представители соперничающего мега-общества. Это вполне могут быть представители той же «нации». Причина вражды может быть различна: кто-то вмешался в ваш бой с монстром — накажите «обидчика», у вас соперники по добыче ресурсов — натравите на них призрака, пусть подерутся, пока вы соберете алмазы, кто-то обидел вашего соклана — убейте наглеца.

Характерно, что большинство обид — воображаемые. К примеру, то же вмешательство в бой — вас могут убить только потому, что у вас плохой провайдер. Да и вообще, что страшного в том, что кто-то другой убил нарисованного монстра? Но «разборки» иногда заканчиваются настоящими межклановыми сражениями, взаимными оскорблениями и испорченным настроением игроков.

Мысли вслух

Так что польза от игры относительная. Да, многим такие игрушки позволяют слить негатив, исправить настроение, отдохнуть после тяжелого рабочего дня. Однако еще больше тех, которые обучаются весьма оригинальным принципам ведения бизнеса, организации предприятий, корпоративной этике и т. д. А также — решению проблем силовыми методами. Что отнюдь не есть здорово.

Все вышесказанное отнюдь не означает, что эти игры однозначно вредны. Но играть в них лучше все-таки с открытыми глазами. Не слишком увлекаясь внешним блеском и антуражем. И вообще — не слишком увлекаясь. Жизнь с игрой, жизнь в игре и «жизнь=игра» — очень разные вещи.

Обновлено 2.06.2015
Статья размещена на сайте 6.12.2009

Комментарии (16):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Алексей Красуцкий Читатель 30 апреля 2010 в 11:56 отредактирован 24 мая 2018 в 07:27

    София Варган, искать пользу от игр бессмысленно, если не знать что именно искать в качестве пользы - любая игры это трата времени, но если играть в свободное время и не знаимать время от важных дел, то как минимум вреда не будет, к тому же не дети должны конролировать свое нахождение за компьютером, а их родители, которые часто сами отдают на воспитание интернету своего ребенка, а потом удивляются поведению своего чада - ведь проще свалить вину на игры, интернет, пиво, сигареты, а не признавать свою ошибку недосмотра, но помнится было пару случаев когда игра в MMORPG спасала им жизнь, вспомнился один яркий случай - когда брат с сестрой пошли гулять в лес и подверглись нападению лося(сначала лось напал на сестру), но по случайности брат(возраста, помоему 8-12 лет) играл в такую MMORPG (World of Warcraft) неким класом охотника, где была такая способность для отвлечения зверя, брат отпугнул лося от сестры и лось кинулся на него, подсадив за рюкзак на рога, но опять-таки вспомнив ещё одну способность из игры "Притвориться мёртвым" воспользовался этим, и лось поняв, что цель его агресии не представляет угрозы ушёл в лес, брат с сестрой не получили травм и благополучно вернулись домой. Данная новость была опубликована на сайте Игромании.
    Люба Мельник, здесь и обсуждают содержание статьи.
    Андерей Романюк - вы обсуждаете то, чего не знаете до конца : Во-первых - от онлайн игр можно также отказаться как и от любой другой игры, выключить и продолжить потом так же можно и как я сказал контролировать нахождение детей за компьютером своих детей должны родители, а судя по тому что дочка ваших знакомых засиживается до поздна - контроля её общения с интернетом и компьютером по времени и содержанию просто НЕТ, судите сами какие ваши знакомые родители - купить компьютер и подвести интернет не есть проявление заботы о детях.
    Во- вторых не путайте условно беспланые и бесплатные игры, а бесплатный WoW - это пиратсво, так как данная игра является платной игрой - месяц подписки стоит в районе 400 рублей.
    Ну и помоему в вас играет зависть людям которые на этом зарабатывают.
    А насчет встретиись с друзьями - вы сами в другой город к друзьям часто ездите? А вот теперь представьте друг живет в Североморске или во Владивостоке(если я живу в Липецкой области, представьте сколько мне надо средств чтобы просто поиграть в нарды или теннис с другом).

    Оценка статьи: 2

  • Андрей Романюк Читатель 29 апреля 2010 в 13:25 отредактирован 29 апреля 2010 в 13:45
    Мнение

    София Варган, Полностью согласен с автором статьи. Любая игра должна иметь начало и очевидный конец. (Победителей и проигравших) Чего не скажешь об mmorpg играх - люди играют годами. Польза действительно сомнительная, а потери времени просто невосполнимы. Играют обычно ночью вместо сна. А утром в школу, на учёбу, работу...
    Обычные компьютерные игры можно остановить и продолжить позже, или забросить когда надоест. А те, о которых идет речь в статье, затягивают очень сильно. А это - постоянная прибыль владельцам даже "бесплатных" mmorpg.
    У знакомой дочь "режется" в /бесплатный/ WOW, ночами. Утром встать в школу не может. Общается там с друзьями, а лучше бы встретится, и поиграть в спортивные, ну или настольные игры; съездить друг к другу в гости (особенно если живут в разных городах), чем разговаривать через микрофон и наушники.

    • Станислав Вячеславович Комолых Читатель 30 апреля 2010 в 11:30 отредактирован 30 апреля 2010 в 11:35
      хм :D

      Андрей Романюк, ценю и уважаю ваше мнение. Однако оно мне не очень понятно. Вот я могу объяснить Вам и пользу и вред от ММО-игр.
      Каждый в игре ищет что-то для себя. Например: я после своей работы очень устаю, не сколько физически сколько морально и играя в игры я отвлекаюсь на пару часиков. Всем нужна моральная разрядка, а игра очень хороший способ.
      Вот я уже играю около 5 лет в ММОРПГ-игры, и параллельно успеваю учиться (причем хорошо) и работать. Если мне надоедает игра - я её бросаю. И никакой проблемы, а тем более зависимости у меня нет.
      Ко всему нужен правильный подход и голова на плечах, а у дочери ваших знакомых недостойное воспитание раз она делает предпочтение игре, нежели учебе! Собственно как раз та проблема, о которой я писал выше.

      Оценка статьи: 1

  • Станислав Вячеславович Комолых Читатель 21 апреля 2010 в 20:43 отредактирован 23 мая 2018 в 19:03
    Хочу уточнить.

    София Варган, не существует вредных игр. Это же просто игры! Тут проблема не в самих играх, а в том кто в них играет. Ребёнок, у которого ещё не сформирована психика, нет ясного представления о жизни и о том как всё устроено, естественно может пострадать от некоторых игры.
    Игры затягивают детей и начинают их воспитывать, вместо Вас. Психика разрушается и ребёнок уже плохо понимает где реальность, а где игра. И потом получаются ужасные случаи когда ребенок начинает устраивать дома скандалы или вовсе кидаться на родителей, из-за того что ему не дают поиграть.
    Таких случаев куча, когда дети убивают родителей или кончают жизнь самоубийством, всего-то из-за игры.
    Вот Вы говорите, что Вы не разобрались в игре и Вас облапошили. Как Вы отреагировали? Вы заинтересовались и даже провели свой эксперимент, что похвально. А как бы на Вашем месте отреагировал ребенок? Он мог на воображать себе неведомо что, вплоть до того что он тупой или неполноценный. И неизвестно какие были бы последствия. Люди, хватит обвинять разработчиков игр и то что они делают. Во влиянии игр на людей виноваты сами люди.
    Воспитывайте своих детей правильно и живите счастливо!
    Спасибо за внимание!

    Оценка статьи: 1

    • Станислав Вячеславович Комолых, я рекомендую вам еще раз внимательно перечитать статью. Потому что я лично ни в чем не обвиняю разработчиков игр И поэтому не могу понять вашей сверхбурной реакции, а уж тем более - обвинения меня в идеях, которых я не только не высказывала, но даже и не думала Я всего лишь советую четко представлять - чему именно можно научиться в такой игре, стоит ли этому учиться. И тем более - отделять игру от реальной жизни. А уж родителям дважды нужно иметь представление о том, какая именно игра увлекает их ребенка. Во избежание столь эмоционально описанных вами последствий.
      Знаете, лично мне не нравятся игры, которые обучают детей тому, что путь к успеху лежит по чьим-то головам. И тому, что силовое решение вопроса - самое правильное. Вот такой у меня мерзкий характер А так - "думайте сами, решайте сами - иметь или не иметь".

      • Вот отсюда и появляются проблемы

        София Варган, мы разные поколения и не умеем понимать друг друга. Получается, что я не понял Вашу статью, а Вы не поняли моего уточнения. Всего лишь уточнение, но никак не обвинение.
        Как я могу вас обвинять. Вы более старше и мудрее меня!
        Однако серьезные игры и возможность в них играть появились в
        моём поколении и вам не понять их. Так же как и наше поколение!

        Оценка статьи: 1

        • Станислав Вячеславович Комолых, маленькое уточнение: старше - отнюдь не означает - мудрее
          Но вот в ход пошло загадочное младшее поколение! Когда-то мой отец говорил моему сыну, когда тот пытался его обмануть: "Зайчик, все, что ты сейчас придумал, мы давно уже придумали и забыли, так что лучше и не пробуй!". И знаете, он был совершенно прав

  • Кажется, "разумному, доброму, вечному" в этих играх не научишься. Говорите всё как в жизни? Ну-ну, карты в руки...

    Оценка статьи: 5

  • Олег Захаров Читатель 19 января 2010 в 11:32 отредактирован 23 мая 2018 в 11:32
    А время?

    Согласен со многими моментами в статье, только одно НО: большинство он-лайн игр занимает ИМХО слииишком много времени. Чтобы "вникнуть" в игру и "прокачаться" до среднего уровня - надо убить десятки человеко-часов. За то же время можно успеть не один бизнес-тренинг пройти )

  • София Варган, то есть фактически, вы сетуете на то, что онлайн-игры неэтичны и обучают основам ведение бизнеса.
    В этом смысле мало какую игру можно назвать этичной. Ведь цель любой игры - победа над противником. Размен фигур в шахматах в высшей степени неэтичен )) Жертва пары камней ради построения влияния в Го, или агрессивное вторжения вместо мирного закрытия тоже неэтично. В своё время на это громко сетовали Конфуцианские моралисты.
    Сама жизнь неэтична. Чтобы чего то добиться - нужно обойти конкурентов, пройтись по головам. Даже растения убивают более слабые ростки, закрывая им свет, забирая их воду.
    Игра это как правило модель жизни. В данном случае, похоже, вполне корректная ))
    А чтобы не попасть в просак при сделке - нужно читать документацию и быть внимательным. Не зевай.
    То что могут загнать в ловушку или убить - по мне так тоже замечательно. Без опасностей нет приключений. Нужно просто быть настороже.
    Пусть вас лучше убьют или обжулят в игре, будете умнее в реальной жизни ))

  • Чудное продолжение. Сейчас фанаты сделают вам наброски к следующим сериям.

    Оценка статьи: 5