София Варган Грандмастер

Чему учат «бесплатные» онлайн-игры?

Сразу оговорюсь — в данной статье речь не идет о таких играх, как шашки, шахматы и т. д. Здесь будет рассказываться исключительно об играх типа «Убей!», «Помоги!», «Спаси!». Именно они являются носителем «обучающего гена» и определенной идеологии, которую очень быстро воспринимают игроки. И, что самое главное, начинают применять ее не только в онлайн-игре, но и в реальной жизни.

Когда вышла моя статья «Сколько стоят бесплатные онлайн-игры?», в комментариях неоднократно упоминалось, что у таких игр есть и положительные качества. Особый упор делался на то, что эти игры обучают работе в команде. И их можно использовать в качестве своеобразного бизнес-тренинга. Вот именно эти нюансы и хотелось бы рассмотреть.

Нюанс первый. Игра в команде

В подавляющем большинстве онлайн-игр нужно проходить определенный набор квестов. Характерно, что 4/5 этих квестов невозможно пройти в одиночку. Или — «раскачивать» свой игровой персонаж до старших уровней, а потом проходить квесты младших, или — объединяться с другими игроками.

Хорошая штука, правда? Действительно — обучение работе в команде. Тем более, что у разных игроков разная манера боя, и, объединившись, они могут создать нечто новое, неожиданное и эффективное. Прямо как в реальной жизни — сумма знаний и умений всех членов команды отличается от обычного результата сложения, а напоминает скорее результат сложной химической реакции.

Казалось бы, все в шоколаде. Да ничего подобного!

В игре обычно имеется еще две мега-команды: или две расы, или два государства, или еще что-нибудь — две штуки. Регистрируясь в игре, игрок сразу должен выбрать — за какую именно из мега-команд он будет играть. И игроку нужно не только убивать игровых монстров, но еще и сражаться с представителями другой мега-команды. А между прочим, на другом конце «провода» — тоже люди. Вполне настоящие. В результате игрок обучается не столько работе в команде, сколько делению на «своих» и «чужих». С белой кожей — свои, с черной — чужие, орки — свои, эльфы — чужие… и так далее.

Но деление на «своих» и «чужих» гораздо глубже. Ведь игроки объединяются в различные команды на постоянной основе. Чаще всего такие команды называются кланами. Естественно, преимущество в клане имеют те, кто стоял у истоков его создания. Так сказать, верхушка пирамиды. Все блага они получают в первую очередь, а уж затем доходит очередь и до остальных (рядовых) членов клана.

Маленький реальный диалог с одним главой клана в качестве иллюстрации внутриклановых отношений:

 — У нас ведь ограничение по возрасту — 18 лет, а ты принял несколько человек от 13 до 15 лет. Зачем? К тому же, принято еще несколько, не имеющих оговоренного вооружения. А эти к чему?
 — Ну, ограничения, конечно, у нас правильные. Но ведь нужно еще мясо, которое будет платить налоги!

И учтите, что этот глава клана — вполне вменяемый, даже хороший человек. И тем не менее… Между прочим, до того, как он стал главой клана, мысли о «налоговом мясе» ему и в голову не приходили.

Кстати, о «жизни» и «деятельности» внутри клана. Ведь сокланы не только сражаются вместе с какими-либо монстрами, выполняют квесты и т. д. Они еще занимаются работой — в играх обычно доступны различные профессии (так можно зарабатывать игровые деньги), торговлей и прочим. Совет клана распределяет работу. Кто-то добывает уголь — на благо клана, кто-то ловит рыбу — на благо клана, кто-то занят изготовлением амулетов — на благо клана… Может быть собрана команда в боевой поход — добыть «одежку» кому-нибудь из сокланов или игровые деньги в клановую казну. Ударный труд и бои на благо клана поощряются — повышением в звании, другими бонусами.

Вы все еще думаете, что это — обучение работе в команде? Ничего подобного. Это — обучение созданию фирмы и изучение основных принципов работы с персоналом. Для «персонала» — обучение корпоративной этике и дисциплине. Причем — отнюдь не в соответствии с российским менталитетом. Исключительно по западному образцу.

Нюанс второй. Бизнес-тренинг

В игре доступны игровые профессии — об этом уже говорилось. Игроки добывают какие-то ресурсы, создают какие-то вещи, потом торгуют плодами своего труда. Или занимаются перекупкой по принципу «дешево купил — дорого продал». Казалось бы — все в порядке. Люди учатся считать, учитывать налоги и т. д. Все на пользу. Но на этом солнце есть существенные пятна.

В одной из онлайн игр я никак не могла разобраться с окном торговли. Вот что и куда там нужно вписывать, нажимать и т. д. И первые две своих торговых операции провела весьма оригинальным образом: мало того, что я отдала покупателю товар, я еще и заплатила ему деньги. Оба покупателя промолчали, тихо забрав и деньги, и товар. Что интересно — указать на мою ошибку они могли еще до завершения торговли. Но — нет.

После, уже разобравшись что и как работает, я решила провести маленький эксперимент. Двадцать раз я целенаправленно делала одно и то же: отдавала покупателю и товар, и деньги. Ни один из них не произнес ни слова! Сказал только двадцать первый. Выяснилось, что он в игре всего три дня. Еще не успел набраться «полезных» идей о бизнесе.

Нюанс третий. Отношения в игре

Ну, тут — прямо как в жизни. Есть друзья, есть враги. Причем, враги — не обязательно представители соперничающего мега-общества. Это вполне могут быть представители той же «нации». Причина вражды может быть различна: кто-то вмешался в ваш бой с монстром — накажите «обидчика», у вас соперники по добыче ресурсов — натравите на них призрака, пусть подерутся, пока вы соберете алмазы, кто-то обидел вашего соклана — убейте наглеца.

Характерно, что большинство обид — воображаемые. К примеру, то же вмешательство в бой — вас могут убить только потому, что у вас плохой провайдер. Да и вообще, что страшного в том, что кто-то другой убил нарисованного монстра? Но «разборки» иногда заканчиваются настоящими межклановыми сражениями, взаимными оскорблениями и испорченным настроением игроков.

Мысли вслух

Так что польза от игры относительная. Да, многим такие игрушки позволяют слить негатив, исправить настроение, отдохнуть после тяжелого рабочего дня. Однако еще больше тех, которые обучаются весьма оригинальным принципам ведения бизнеса, организации предприятий, корпоративной этике и т. д. А также — решению проблем силовыми методами. Что отнюдь не есть здорово.

Все вышесказанное отнюдь не означает, что эти игры однозначно вредны. Но играть в них лучше все-таки с открытыми глазами. Не слишком увлекаясь внешним блеском и антуражем. И вообще — не слишком увлекаясь. Жизнь с игрой, жизнь в игре и «жизнь=игра» — очень разные вещи.

Обновлено 2.06.2015
Статья размещена на сайте 6.12.2009

Комментарии (7):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Комментарий скрыт
    • Станислав Вячеславович Комолых, я рекомендую вам еще раз внимательно перечитать статью. Потому что я лично ни в чем не обвиняю разработчиков игр И поэтому не могу понять вашей сверхбурной реакции, а уж тем более - обвинения меня в идеях, которых я не только не высказывала, но даже и не думала Я всего лишь советую четко представлять - чему именно можно научиться в такой игре, стоит ли этому учиться. И тем более - отделять игру от реальной жизни. А уж родителям дважды нужно иметь представление о том, какая именно игра увлекает их ребенка. Во избежание столь эмоционально описанных вами последствий.
      Знаете, лично мне не нравятся игры, которые обучают детей тому, что путь к успеху лежит по чьим-то головам. И тому, что силовое решение вопроса - самое правильное. Вот такой у меня мерзкий характер А так - "думайте сами, решайте сами - иметь или не иметь".

      • Комментарий скрыт
        • Станислав Вячеславович Комолых, маленькое уточнение: старше - отнюдь не означает - мудрее
          Но вот в ход пошло загадочное младшее поколение! Когда-то мой отец говорил моему сыну, когда тот пытался его обмануть: "Зайчик, все, что ты сейчас придумал, мы давно уже придумали и забыли, так что лучше и не пробуй!". И знаете, он был совершенно прав

  • Кажется, "разумному, доброму, вечному" в этих играх не научишься. Говорите всё как в жизни? Ну-ну, карты в руки...

    Оценка статьи: 5

  • София Варган, то есть фактически, вы сетуете на то, что онлайн-игры неэтичны и обучают основам ведение бизнеса.
    В этом смысле мало какую игру можно назвать этичной. Ведь цель любой игры - победа над противником. Размен фигур в шахматах в высшей степени неэтичен )) Жертва пары камней ради построения влияния в Го, или агрессивное вторжения вместо мирного закрытия тоже неэтично. В своё время на это громко сетовали Конфуцианские моралисты.
    Сама жизнь неэтична. Чтобы чего то добиться - нужно обойти конкурентов, пройтись по головам. Даже растения убивают более слабые ростки, закрывая им свет, забирая их воду.
    Игра это как правило модель жизни. В данном случае, похоже, вполне корректная ))
    А чтобы не попасть в просак при сделке - нужно читать документацию и быть внимательным. Не зевай.
    То что могут загнать в ловушку или убить - по мне так тоже замечательно. Без опасностей нет приключений. Нужно просто быть настороже.
    Пусть вас лучше убьют или обжулят в игре, будете умнее в реальной жизни ))

  • Чудное продолжение. Сейчас фанаты сделают вам наброски к следующим сериям.

    Оценка статьи: 5