Валерий Цуркан Мастер

ГЛОНАСС заменит GPS?

По сути, принципы работы всех спутниковых навигационных систем одинаковы. Так зачем же нужно создавать другие системы, тратить на это время и деньги, когда можно просто пользоваться американской NAVSTAR GPS?

Ответ на этот вопрос очень прост. В нашем мире не любят монополии. Тем более, что навигационная система GPS зависит от американских военных. Если они ограничивали гражданский сектор, а во время войны в Кувейте и вовсе отключали его, то нет никаких гарантий, что этого не повторится. Поэтому китайцы сделали свой «Бэйдоу», который пока работает не в полную силу, а европейцы работают над созданием «Галилео».

Но и Россия не отстаёт от них — вернее, опережает. Пусть ГЛОНАСС (глобальная навигационная спутниковая сеть) пока и не работает в гражданском секторе, но в военном она функционирует исправно.

Вообще, история ГЛОНАСС началась в восьмидесятых годах. Начиная с 1982 года с космодрома «Байконур» запущены 53 спутника «Глонасс», военное название которых было «Ураган». В 1993 году система была принята к эксплуатации, в её составе было 13 спутников. В 1995 году на орбите было 24 спутника, но в дальнейшем их количество резко сократилось, их стало меньше десятка.

Развал СССР развалил и ГЛОНАСС — система пришла в упадок. Но всё-таки она выжила. В 1999 году система ГЛОНАСС отнесена к космической технике двойного назначения, применяемой в научных, социально-экономических целях, в интересах обороны и безопасности РФ. После 2001 года систему стали восстанавливать. В 2007 году сняты ограничения гражданского сектора, что только способствовало расширению ГЛОНАСС. В итоге к концу 2007 года на орбите функционировали 18 космических аппаратов.

Сейчас на орбите находится 23 спутника, из них 21 работают и используются по назначению, а 2 висят в резерве. Новый проект ГЛОНАСС показывает, что количество спутников нужно увеличить, и теперь их на орбите будет не 24, а 30, часть из них поместят в резерв. В этом году должны вывести на орбиту ещё несколько спутников, и тогда ГЛОНАСС будет функционировать в полную силу.

Что касается точности определения местонахождения объектов, то уже сейчас она приближена к системе GPS. В 2010 году она будет доведена до 5,5 метра, а к 2011 году достигнет 2,8 метра. По состоянию на 1 июня 2010 года, точность определения координат с помощью ГЛОНАСС составляет порядка 6 метров — сообщает информационное агентство РИА.

Аппаратурой ГЛОНАСС уже оснащены 63% автомобильных транспортных средств, около 20% самолетов и 30% морских и речных судов. В 2010 году аппаратурой ГЛОНАСС должны быть оснащены все ведомственные транспортные средства.

Но есть один подводный камень — мобильные приёмники. Если в системе GPS используются миниатюрные приёмники, которые запросто можно установить в легковой автомобиль, то наши пока ещё имеют весьма громоздкие габариты. Потому что первоначально ГЛОНАСС был исключительно военным проектом. Именно это и тормозит пока развитие гражданского сектора ГЛОНАСС — военная техника громоздка, дорога и потребляет много энергии.

Если всё сложится хорошо, то эта проблема будет решена уже в этом (2010) году. Последняя разработка скоро будет внедрена в производство. Достигнута договоренность с компанией Fujitsu о производстве приёмника на ее предприятии в Японии с использованием не самых архаичных топологических норм. Первую партию чипов ждут уже в ноябре.

ГЛОНАССУ — быть!

Обновлено 25.06.2015
Статья размещена на сайте 19.06.2010

Комментарии (5):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Валерий, спасибо!
    Было интересно прочитать. Сталкивался с тем что даже продвинутые в технике люди понимая что такое GPS понятия не имели о ГЛОНАСС. А про то что она уже так давно запущена я и сам не знал.

    Оценка статьи: 5

    • Владимир Володин, давайте чуть шире копнем - об использовании технологий. В начале 80-х мы искали для теплиц трехходовые клапана большого сечения. В СССР их выпускали только для под.лодок (мы нашли), но для гражданского проекта они были недоступны. Нашли мы и штатовского разлива в двух исполнениях - милитарити и общего использования - бери какой хочешь.
      Космоса - понятно, не зря на каждом предприятии данного профиля были военпреды. В общем все новое в первую очередь шло на военку. Об допуске гражданских речи не было. Вот и узнали, когда стало нужно зарабатывать денежку и воякам пришлось допустить коммерческие структуры.

      Оценка статьи: 5

  • Валерий Цуркан, Я совсем не в курсе - а где деньги? Берут, как за мобильную связь, или - перекладывается на цену приемника? Кто ведет эти спутники - вояки или гражданские? В начале 90-х я работал на фирме, занимающейся спутниковой связью через ретрансляционные спутники, управляемые вояками. И, поскольку у нас в руководстве фирмы были полковники, они звонили в ЦУП друзьям-однополчанам и те, какие нам нужно спутники "включали".

    Оценка статьи: 5

  • Ведутся переговоры о совместном использовании нашей и американской систем.