Ещё во времена, когда первые самолёты были похожи больше на летающие этажерки, дирижабли уже летали и поражали воображение людей своими размерами, элегантными формами и лётными возможностями. А в первой половине ХХ века началось настоящее соревнование между дирижаблями и самолётами в их практическом использовании для гражданских и военных целей.
Особенно в дирижаблестроении преуспела Германия, чьи комфортабельные аппараты начали перевозки пассажиров и грузов на большие расстояния. И кто знает, какое средство победило бы в этом соревновании, если бы не война, которая отвергла дирижабли из-за их тихоходности и лёгкой поражаемости даже простым оружием. Конечно, в бою самолёты были быстрее, манёвреннее, лучше защищены
Несмотря на это, интерес к дирижаблям не угасал в течение всего ХХ века, особенно когда начались всякие энергетические кризисы, но их массовое производство не состоялось. Во-первых, трудно преодолеть конкуренцию самолётостроения, превратившегося в гигантскую индустрию, а во-вторых, в техническом отношении дирижаблестроение далеко отстало как в смысле конструкции, так и в отношении инфраструктуры для проектирования, строительства и обслуживания.
В конце ХХ — начале XXI века интерес к дирижаблям вновь усилился вследствие резкого подорожания моторного топлива и их очевидных преимуществ перед авиацией. Чем же так привлекает дирижабль?
При использовании гелия он намного безопаснее самолёта. Ведь гелий не заполняет полностью весь корпус дирижабля, а находится в мешках. Лопнет один мешок — работают остальные. Дирижабль гораздо экологичнее. Для его движения не обязательно использовать углеводородное топливо. Можно применить атомные двигатели, электродвигатели, в том числе на солнечных батареях,
Привлекает также многофункциональность дирижаблей. Их можно использовать в разных сферах деятельности: от туризма до перевозки грузов и пассажиров, для тушения пожаров, посадки лесов, ретрансляции телерадиосигналов
В российском «воздухоплавательном флоте» пока имеется 7 транспортных кораблей. Но уже действуют федеральные и региональные программы разработки и строительства дирижаблей различного назначения. Не отстаёт с заказами и Министерство обороны РФ. При этом используются как прежние, ранее не реализованные идеи
В отечественной разработке находятся гибриды дирижабля и самолёта, которые могут быть использованы в любом режиме — самолётном, вертолётном, как морское судно на воздушной подушке
Расскажем о некоторых дирижаблях будущего, разрабатываемых в разных странах. Гидродирижабль предназначен для полёта над поверхностью моря, чтобы перевозить грузы и пассажиров быстрее, чем морские суда, и дешевле, чем самолёты. Конечно, скоростные характеристики у него будут ниже, чем у нашего экраноплана, но уровень сервиса пассажиров — не хуже, чем на комфортабельном океанском лайнере. Этим типом дирижабля интересуются и военные, чтобы использовать его для поиска противника и координации действий своих средств.
Планируется также использовать, взамен спутников Земли, стратосферные дирижабли, поднимающиеся на высоту 20−25 км, для приёма и передачи цифровых радиосигналов, организации мобильной связи
В общем, не исключено, что в скором времени мы увидим на экранах своих телевизоров назойливую рекламу типа: «Летайте дирижаблями Росдирижаблефлота — надёжно, выгодно, удобно!». И полетим, а чё!
классные штуки, все таки, эти дирижабли, я бы с удовольствием прокатился
0 Ответить
Владислав Сибирин, когда до туристического бизнеса дойдет, что это их, прогулочный, транспорт, тогда и прокатитесь.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Красноречивее всего говорит о безопасности такого транспорта картина ниже.
Их же еще успешно использовали в 1939-1945 при защите воздушного пространства от истребителей и бомабардировщиков.
0 Ответить
Конечно же есть!
0 Ответить
Богдан С. Петров, Если есть стабильные воздушные течения, почему бы их и не использовать при помощи этих дирижбанделей для перевозки крупного тоннажа? Кстати - хоть современные морские суда - далеко не парусные, яхты, думаю, не вымрут никогда.
0 Ответить
Ю. Лях, сила ветров может быть разной. Мы о собственной атмосфере, гидросфере и литосфере знаем куда меньше чем о космосе. Морские же парусные суда были самым рентабельным видом траспортировки грузов и пассажиров. И даже сегодня, не взирая на использование силовых установок на судах - морские перевозки в разы дешевле любых других. Конкуренцию могут составить исключительно цеппелины.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Богдан С. Петров, да, с удовольствием отправился бы в маленькое путешествие вокруг земного шара на цеппелине. Если бы было по карману, конечно.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Дирижабли уже никогда не станут рентабельными. У этого вида воздушного транспорта нет никакого будущего - история показала их небезопасность. ну разве что фестивали устраивать, чтобы люди смотрели на этих воздушных монстров. Ну как с воздушными шарами, просто для красоты и энтузиастов.
0 Ответить
Игорь Подкалюк,
"Дирижабли уже никогда не станут рентабельными. "
не надо быть категоричными. Кто знает, как оно повернётся?
История техники развивается по спирали - с приходом новых технологий старые идеи обретают вторую жизнь и открывают новые грани. IMHO как раз дирижабль достаточно рентабельное средство при современном развитии технологий - например, применение солнечных батарей. В отличие от самолёта и вертолёта, на поддержание дирижабля в воздухе энергия не расходуется. Другое дело, что для изготовления опытных образцов новой техники нужны рискованные инвестиции - как это часто бывает - главная трудность - убедить инвесторов. Также немаловажно иметь конкуренцию идей и изготовителей. Авиация потому и развивалась бурно, что в неё шли большие деньги военных госзаказов разных государств - идеи обтачивались на ходу и принимали наиболее оптимальную форму.
Между прочим, не очень у нас известный факт, что немцы в 30 годы, даже при том уровне технологий, вполне успешно эксплуатировали пассажирские трансатлантические воздушные линии на дирижаблях - в Бразилию и в США, это закончилось с известной катастрофой дирижабля Гинденбург в Штатах - некоторые эксперты до сих пор подозревают, что она произошла не случайно.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Олег Чернозёмов, немцы уже тогда поняли, что дирижабли лучше заполнять инертным гелием, но гелий в таких количествах тогда получали только в США, а американцы, не желая появления в Германии множества цепеллинов, могущих быть грозными воздушными крейсерами, объявили гелий стратегическим продуктом и наложили вето на его поставки в Германию. "Гинденбург" пришлось заполнить водородом, его создатели приняли массу противопожарных предосторожностей, но они не помогли.
Также для регулярного воздушного сообщения дирижабли использовали англичане и французы, в 30-е годы серия катастроф заставила транспортные компании отказаться от них. Регулярные аварии поставили крест и на развитии дирижаблестроения в СССР, хотя в Москве функционировал завод Дирижаблестроя, разрабатывались дирижабли передовых по тем временам конструкций под патронажем Осоавиахима, даже был приглашён видный итальянский специалист Умберто Нобиле.
0 Ответить
Олег Чернозёмов, cпасибо.
0 Ответить
Игорь Подкалюк, боюсь, специалисты с вами не согласны.
0 Ответить
Богдан С. Петров, старые дирижабли заполнялись водородом. Серия катастроф с пожарами, а не война стали причиной отказа от дирижаблей. Основной вопрос стоит в цене на гелий, если он станет достаточно дешёвым, дирижабли станут рентабельны.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Вячеслав Чермных, cогласен.
0 Ответить
Очень интересно.
0 Ответить
Артем Гринякин, спасибо.
0 Ответить