Богдан С. Петров Грандмастер

Дирижабли. Есть ли у них будущее?

Дирижабль — это летательный аппарат каркасного типа, у которого подъёмная сила создаётся, полностью или частично, с помощью газов легче воздуха, а сила горизонтального передвижения — с помощью двигателей. Наилучшим газом является инертный газ гелий, потому что он не воспламеняется при нагревании. Поэтому интерес к дирижаблям вырос, когда была создана дешёвая технология получения гелия.

Ещё во времена, когда первые самолёты были похожи больше на летающие этажерки, дирижабли уже летали и поражали воображение людей своими размерами, элегантными формами и лётными возможностями. А в первой половине ХХ века началось настоящее соревнование между дирижаблями и самолётами в их практическом использовании для гражданских и военных целей.

Особенно в дирижаблестроении преуспела Германия, чьи комфортабельные аппараты начали перевозки пассажиров и грузов на большие расстояния. И кто знает, какое средство победило бы в этом соревновании, если бы не война, которая отвергла дирижабли из-за их тихоходности и лёгкой поражаемости даже простым оружием. Конечно, в бою самолёты были быстрее, манёвреннее, лучше защищены и т. д., а моторное топливо было тогда относительно дешёвое.

Несмотря на это, интерес к дирижаблям не угасал в течение всего ХХ века, особенно когда начались всякие энергетические кризисы, но их массовое производство не состоялось. Во-первых, трудно преодолеть конкуренцию самолётостроения, превратившегося в гигантскую индустрию, а во-вторых, в техническом отношении дирижаблестроение далеко отстало как в смысле конструкции, так и в отношении инфраструктуры для проектирования, строительства и обслуживания.

В конце ХХ — начале XXI века интерес к дирижаблям вновь усилился вследствие резкого подорожания моторного топлива и их очевидных преимуществ перед авиацией. Чем же так привлекает дирижабль?

При использовании гелия он намного безопаснее самолёта. Ведь гелий не заполняет полностью весь корпус дирижабля, а находится в мешках. Лопнет один мешок — работают остальные. Дирижабль гораздо экологичнее. Для его движения не обязательно использовать углеводородное топливо. Можно применить атомные двигатели, электродвигатели, в том числе на солнечных батареях, и т. д.

Привлекает также многофункциональность дирижаблей. Их можно использовать в разных сферах деятельности: от туризма до перевозки грузов и пассажиров, для тушения пожаров, посадки лесов, ретрансляции телерадиосигналов и т. д., ну и, конечно, в военных целях. Особенно нужны дирижабли в отдалённых районах России, при бездорожье и неразвитой инфраструктуре. Ведь они могут доставлять людей и грузы в любую точку страны, причём дешевле и безопаснее, чем вертолёты.

В российском «воздухоплавательном флоте» пока имеется 7 транспортных кораблей. Но уже действуют федеральные и региональные программы разработки и строительства дирижаблей различного назначения. Не отстаёт с заказами и Министерство обороны РФ. При этом используются как прежние, ранее не реализованные идеи К. Э. Циолковского, так и новые разработки, которые позволяют контролировать подъёмную силу дирижабля, совершать вертикальные взлёт и посадку, зависать в воздухе почти без затрат энергии, садиться вертикально на воду и твёрдую поверхность и т. д.

В отечественной разработке находятся гибриды дирижабля и самолёта, которые могут быть использованы в любом режиме — самолётном, вертолётном, как морское судно на воздушной подушке и т. д. Разрабатываются также беспилотные варианты дирижаблей, управляемые с Земли, для перевозки грузов, видеонаблюдения, телекоммуникационных целей и др.

Расскажем о некоторых дирижаблях будущего, разрабатываемых в разных странах. Гидродирижабль предназначен для полёта над поверхностью моря, чтобы перевозить грузы и пассажиров быстрее, чем морские суда, и дешевле, чем самолёты. Конечно, скоростные характеристики у него будут ниже, чем у нашего экраноплана, но уровень сервиса пассажиров — не хуже, чем на комфортабельном океанском лайнере. Этим типом дирижабля интересуются и военные, чтобы использовать его для поиска противника и координации действий своих средств.

Планируется также использовать, взамен спутников Земли, стратосферные дирижабли, поднимающиеся на высоту 20−25 км, для приёма и передачи цифровых радиосигналов, организации мобильной связи и т. д. Применение таких аппаратов обойдётся гораздо дешевле запуска спутников. Кроме того, их оборудование легко заменить, их можно безопасно утилизировать, в то время как спутники утилизировать нельзя, и они ещё долго после выхода из строя представляют опасность для космических аппаратов и экологии. Есть много проектов и для частного использования дирижаблей, типа воздушного велосипеда и др.

В общем, не исключено, что в скором времени мы увидим на экранах своих телевизоров назойливую рекламу типа: «Летайте дирижаблями Росдирижаблефлота — надёжно, выгодно, удобно!». И полетим, а чё!

Обновлено 18.08.2018
Статья размещена на сайте 29.07.2010

Комментарии (16):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • классные штуки, все таки, эти дирижабли, я бы с удовольствием прокатился

  • Сергей . Сергей . Читатель 17 августа 2010 в 00:04 отредактирован 17 августа 2010 в 00:06

    Красноречивее всего говорит о безопасности такого транспорта картина ниже.
    Их же еще успешно использовали в 1939-1945 при защите воздушного пространства от истребителей и бомабардировщиков.

  • Конечно же есть!

  • Богдан С. Петров, Если есть стабильные воздушные течения, почему бы их и не использовать при помощи этих дирижбанделей для перевозки крупного тоннажа? Кстати - хоть современные морские суда - далеко не парусные, яхты, думаю, не вымрут никогда.

    • Ю. Лях, сила ветров может быть разной. Мы о собственной атмосфере, гидросфере и литосфере знаем куда меньше чем о космосе. Морские же парусные суда были самым рентабельным видом траспортировки грузов и пассажиров. И даже сегодня, не взирая на использование силовых установок на судах - морские перевозки в разы дешевле любых других. Конкуренцию могут составить исключительно цеппелины.

      Оценка статьи: 5

  • Богдан С. Петров, да, с удовольствием отправился бы в маленькое путешествие вокруг земного шара на цеппелине. Если бы было по карману, конечно.

    Оценка статьи: 5

  • Дирижабли уже никогда не станут рентабельными. У этого вида воздушного транспорта нет никакого будущего - история показала их небезопасность. ну разве что фестивали устраивать, чтобы люди смотрели на этих воздушных монстров. Ну как с воздушными шарами, просто для красоты и энтузиастов.

    • Олег Чернозёмов Олег Чернозёмов Дебютант 16 августа 2010 в 10:50 отредактирован 16 августа 2010 в 10:53

      Игорь Подкалюк,
      "Дирижабли уже никогда не станут рентабельными. "
      не надо быть категоричными. Кто знает, как оно повернётся?
      История техники развивается по спирали - с приходом новых технологий старые идеи обретают вторую жизнь и открывают новые грани. IMHO как раз дирижабль достаточно рентабельное средство при современном развитии технологий - например, применение солнечных батарей. В отличие от самолёта и вертолёта, на поддержание дирижабля в воздухе энергия не расходуется. Другое дело, что для изготовления опытных образцов новой техники нужны рискованные инвестиции - как это часто бывает - главная трудность - убедить инвесторов. Также немаловажно иметь конкуренцию идей и изготовителей. Авиация потому и развивалась бурно, что в неё шли большие деньги военных госзаказов разных государств - идеи обтачивались на ходу и принимали наиболее оптимальную форму.
      Между прочим, не очень у нас известный факт, что немцы в 30 годы, даже при том уровне технологий, вполне успешно эксплуатировали пассажирские трансатлантические воздушные линии на дирижаблях - в Бразилию и в США, это закончилось с известной катастрофой дирижабля Гинденбург в Штатах - некоторые эксперты до сих пор подозревают, что она произошла не случайно.

      Оценка статьи: 5

      • Олег Чернозёмов, немцы уже тогда поняли, что дирижабли лучше заполнять инертным гелием, но гелий в таких количествах тогда получали только в США, а американцы, не желая появления в Германии множества цепеллинов, могущих быть грозными воздушными крейсерами, объявили гелий стратегическим продуктом и наложили вето на его поставки в Германию. "Гинденбург" пришлось заполнить водородом, его создатели приняли массу противопожарных предосторожностей, но они не помогли.
        Также для регулярного воздушного сообщения дирижабли использовали англичане и французы, в 30-е годы серия катастроф заставила транспортные компании отказаться от них. Регулярные аварии поставили крест и на развитии дирижаблестроения в СССР, хотя в Москве функционировал завод Дирижаблестроя, разрабатывались дирижабли передовых по тем временам конструкций под патронажем Осоавиахима, даже был приглашён видный итальянский специалист Умберто Нобиле.

  • Богдан С. Петров, старые дирижабли заполнялись водородом. Серия катастроф с пожарами, а не война стали причиной отказа от дирижаблей. Основной вопрос стоит в цене на гелий, если он станет достаточно дешёвым, дирижабли станут рентабельны.

    Оценка статьи: 4

  • Интересно.

    Очень интересно.