Виктор Платонов Профессионал

Везде GPS-навигаторы! А где наш, родной ГЛОНАСС-навигатор?

Да, как-то уже приелось словосочетание GPS-навигатор. Ими пользуются путешественники, автомобилисты, туристы…

Принцип определения местоположения на планете с помощью GPS и ГЛОНАСС мы уже рассмотрели в предыдущей статье, теперь попробуем выяснить, почему GPS так популярна, а вот с ГЛОНАСС пока что возникают трудности.

Первое, с чем можно столкнуться, — это отсутствие оборудования. Но не того, что мы видим в магазинах в пластиковых и металлических корпусах. Речь идет про «начинку» — то, что внутри.

Базовый компонент — микросхема, чип, который обрабатывает сигналы со спутников и преображает их в координаты. Однако если ГЛОНАСС только недавно пережил второе рождение и начал развиваться, то GPS уже давно и успешно работает. Потому микросхемы для работы с сигналами GPS выпускает уже множество производителей, технологии ушли вперед и все производство отработано.

А для ГЛОНАСС микросхемы разрабатывает и производит всего три конструкторских бюро (для справки — КБ «Навис», Ижевский радиозавод и КБ «Геостар»). Если сравним базовый модуль для работы с ГЛОНАСС с аналогичным GPS — первый размером со спичечный коробок, второй чуть больше ноготка на вашем мизинце, а то, может, и меньше.

Есть, конечно, инженерные образцы для ГЛОНАСС, где размеры сравнимы с такими же GPS, но это всего лишь инженерные образцы, в серийное производство они выйдут эдак году к 2012, по заявлению разработчиков.

Давайте снова чуть окунемся в историю. Ну, не так глубоко, мы даже не перешагнем предел XXI века — в 2004—2005 годах чипы GPS были выпущены размером… тоже в спичечный коробок! Однако тогда это было достижением! То есть микросхемы для ГЛОНАСС отстали всего на каких-то 5−6 лет! Примерно тогда и начали появляться на базе GPS первые носимые трекеры, навигаторы и т. д. Нетрудно предположить, что скоро появится оборудование и с поддержкой ГЛОНАСС. Хотя нет, уже появилось. Если заглянуть в поисковики, можно найти «первых ласточек», первые носимые ГЛОНАСС-навигаторы.

Что вам сразу бросится в глаза при изучении, так это размер и вес: ГЛОНАСС — устройства значительно тяжелее и крупнее (не, ну если вы будете с ним в бой идти, тогда, может, и нужен тяжелее, а в повседневной жизни надо бы полегче). Вот как сказывается отставание в технологиях!

Конечно, наши технологии развиваются, скоро и на нашей улице будет праздник, будут легкие и небольшие «девайсы» и «гаджеты», будут и модули размером меньше ноготка, по крайней мере — наша промышленность и наши исследователи активно к этому стремятся. Здесь вопрос ведь не только в технологиях, но еще и в конкуренции (не дает нам спать спокойно американский GPS), в возможности выбора и сравнительной независимости от «монополиста».

Что-то мы в дебри ушли… Возвращаемся к нашим вопросам!

Второе, что сдерживает развитие ГЛОНАСС-устройств, — программное и картографическое обеспечение. Часто производители устройств (точнее, даже не часто, а всегда) привязывают свои карты, свое программное обеспечение к своим устройствам, и поставить их на другое оборудование не представляется возможным (сродни мобильному телефону — не можем же мы перекинуть так называемую «прошивку» с одной модели телефона на другую). Лишь сравнительно недавно появились российские картографические компании, которые изготавливают карты для ГЛОНАСС, появились разработчики программ для навигаторов и трекеров.

Качество и подробности в картах пока что отстают от иноземных разработчиков. Но карты создавать — это непростой труд, к тому же нужны постоянные обновления, дополнения, нужно периодически проверять, изменились ли названия улиц, номера домов, расстановка дорожных знаков. (Да-да, вот такая, казалось бы, мелочь, а если вам навигатор предложит заехать под кирпич, думаю, вы больше им пользоваться не станете.) То же самое — и программы для навигации: необходимо, чтобы и управлять легко было, и понятно все написано, и работало без сбоев.

Ну и третье, хоть и не самое важное, но вполне весомое, — банальная нехватка модулей ГЛОНАСС. Понимаю ваше удивление и недоумение, уже слышу возражения. Да, действительно не хватает ГЛОНАССа, не завозють… Наша промышленность в данный момент может выпускать максимум 300 тысяч единиц микросхем ГЛОНАСС (не путать с трекерами!), тогда как потребность в них исчисляется миллионами. Производство растет, но недостаточно быстро. Можно построить еще цеха, но завтра чипы будут не со спичечный коробок, а со спичку размером, и все производственные мощности встанут. Ой, что-то я снова в дебри полез, прошу прощения!

И теперь сделаем небольшой вывод, ответив на вопрос — где же ГЛОНАСС?

Растет наш ГЛОНАСС, развивается, сил набирается! Раз появился первый навигатор — будет и второй, там и третий подоспеет… Технологии идут вперед, программы разрабатываются, карты составляются, производство совершенствуется.

Еще немного терпения, совсем немного!

Обновлено 22.07.2015
Статья размещена на сайте 1.12.2010

Комментарии (8):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Виктор Платонов, живу в Америке, пользуюсь GPS , но знаю наши очумельцы не перевелись, вот только нужно правительству поддержать науку и переплюнут они все эти GPS с легкостью!!! Я просто как представлю, что таких водителей, как я (ну не могу я по карте ориентироваться и маршрут запоминать, ну что поделаешь????) по стране хватает, так и думаю нужен нам новигатор наш, родной, не заморский и точка!

    Оценка статьи: 5

  • Илья Семенов Илья Семенов Читатель 30 декабря 2010 в 09:30 отредактирован 25 мая 2018 в 05:58

    Чипы-то мы производим, а конкуренты ли они с маленькими чипами GPS? Будут ли производители навигаторов вставлять глонасовские чипы, не вырастут ли девайсы по размеру?

    • Илья Семенов, По размеру вряд ли, уже научлись делать миниматюрные системы, а по цене - вырастут. Если, конечно, конструкторские бюро, выпускающие такие микросхемы, не выпустят давно обещанную "железку", которая при размерах равных GPS-чипу, будет работать и с ГЛОНАСС, и с GPS, и стоить гораздо дешевле

  • Виктор Платонов,
    Дай Бог, конечно, чтоб новорожденный увидел свет и рос здоровеньким. Однако, в нашем царстве-государстве столько хороших дел сумели заболтать, перепродать и угробить, что, как говорил один герой, "за Державу обидно"...
    Присоединяюсь к Вашему - "Но будем оптимистичны, Россия всегда долго запрягает..."

    Оценка статьи: 5

  • - Владимир Владимирович, а где наш, родной ГЛОНАСС-навигатор?"
    - Буду краток. Вы знаете, буквально на днях я был в Российской Академии Наук, провёл беседу со многими учёными, в том числе молодыми, кстати, очень грамотные ребята. Так вот мы обсудили, в частности и данную проблему, поговорили о текущей экономической обстановке в стране; они так же рассказали о своих планах на будущее. Конечно, в первую очередь их волновала проблема востребованности; не менее остро встал и вопрос по ипотечным кредитам, но могу заверить, все эти проблемы решаемы и мы направим все усилия, чтобы решены они были в самом ближайшем будущем. В том числе это касается и темы, затронутой в вашем вопросе.

    Оценка статьи: 5

    • Василий Россихин, не совсем понятно, к чему Вы клоните? К отпискам чиновников? Или к тому, как большинство государственных мужей умеет говорить много и ни о чем? Или как они же делают вид, что работают? Плавали, знаем... Но разработчики и продавцы таких устройств гораздо больше заинтересованы в появлении ГЛОНАСС навигаторов. Потому это все дело еще движется, а не совсем заглохло

  • Первый вопрос: зачем изобретать велосипед - только из военно-политических целей?
    Второй - если мы так отстаем в технологии, так отдать производство туда, где эти технологии наработаны и им по барабану что выпускать - в тот же Тайвать. Или опять военно-политические моменты?
    А ижевчане - молодцы (работали с ними в период развала СССР) - сравнительно небольшой завод - выжил и вышел на новый уровень, в отличие от наших долбо...в - один уже умер, другой раздал все свои активы и еле живой, три других - банкроты.

    Оценка статьи: 5

    • Юрий Лях, здесь не только военно политические моменты. Хотя политика все таки есть - к примеру, под лозунгом развития отечественной микроэлектроники вгоняют огромные деньги неизвестно куда. И к не чести ижевского завода - их продукция не самая лучшая. Например, на наших глазах сгорело три модуля, купленных для разработки автомобильного терминала. Сейчас подняли качество, планируем новую партию взять, но уж очень недоверчиво руководство соглашается купить их продукцию. Хотя вобще Ижевскую продукцию уважаем - оружейников, машиностроителей....
      Производство, думаю, рано или поздно тоже переедет в Тайвань или КНР, на крайний - куда нибудь в Малайзию. Да и технологий пока нет таких - не будут же на том же заводе "Рубин" делать ламповые телевизоры! Примерно так же мы отстаем от того же Китая по производственным технологиям.
      Но будем оптимистичны, Россия всегда долго запрягает...

      В качестве постскриптума - Qualcomm, крупнейший разрабочик и производитель микросхематичных комплектующих, в том числе и чипов для GPS, уже готовит к выпуску ГЛОНАСС чипы. Неизвестно, насколько это правда, но слухи часто не беспочвенны.