Аркадий Голод Мастер

Что может цифровая «мыльница». Зачем и что снимать?

Сравнительно недавно появились в продаже цифровые фотокамеры, но удивительно быстро победили в конкурентной борьбе своих пленочных предшественников и практически вытеснили их с прилавков фотомагазинов и из рук фотолюбителей. Эти заметки предназначены для обычных пользователей цифровых фотоаппаратов, нормальных людей, не обремененных ни избытком финансов, ни избытком желания очень уж углубляться в таинственные и манящие дебри художественной фотографии.

Тем не менее, потратив деньги на камеру, хочется иметь приличные фото. Приличные не только в смысле технического качества — это забота производителя камеры и составителя инструкции по пользованию, но и чтобы получившееся даже в семейном альбоме рассматривалось без зевоты.

Не будем говорить здесь о цифровых зеркальных камерах со сменной оптикой. Оставим их профессионалам и очень продвинутым любителям, способным реализовать заложенные в камеру огромные возможности и знающим, как это сделать. Не будем пока и о незеркалках со сменной оптикой — дело новое и пока редкое, о котором трудно сказать что-то определенное.

Предметом разговора будут «цифромыльницы» (вполне официальный термин, они же «цифрокомпакты») и гипер-… мегазумы с их не шибко компактной, но вполне пристойных габаритов могучей оптикой.

Зачем?

Покупая камеру, стоит подумать о том, как вы ее собираетесь использовать. Для пополнения семейного альбома снимками домочадцев (в том числе и четверолапых), фотками из турпоездок и с пикников/рыбалок (и более занятных вещей, как мы увидим в дальнейшем) возможностей цифромыльниц более, чем достаточно. Мало того, они просто незаменимы в некоторых ситуациях! Мыльница всегда при вас, она мгновенно готова к бою, она не привлекает внимания. Миниатюрности последних моделей позавидовал бы сам Джеймс Бонд…

Все американочки тощие, как воблочки. Если же вы планируете как-то продвигаться в благородном искусстве фотографии, снимать красивые «макро», фотоохотиться (в том числе и за жанровыми сценками), пользоваться светофильтрами и прочим, словом, делать фотографии, а не просто картинки типа «я и Маня в ресторане», то выбор должен быть сделан в пользу ультра- и гиперзумов. Это камеры с 10−20 и более, чем 20-кратным увеличением. Они, при всех своих богатых возможностях, весьма компактны и, не занимая много места в сумке/портфеле (а то и в кармане), могут стать вашими неразлучными спутниками.

В последние годы сформировался еще один «подвид» мыльниц — для экстремальных условий. Согласитесь, аппарат, который можно уронить в салат, сполоснуть под краном и продолжить съемку, нырнув метров на пять, аппарат, сохраняющий работоспособность на жаре и морозе, спокойно переживающий падение на камень (при карманных габаритах и вполне божеской цене) — это Вещь!

Небольшой размер этой статьи не позволяет углубиться в описание конкретных моделей, тем более, что появляются все новые и новые.

Вот адреса лучших, на мой взгляд, сайтов, где можно получить достоверную информацию практически по любой модели: www.dpreview.com (английский); www.club.foto.ru (русский).

Выбрав и купив камеру, очень важно тщательно изучить руководство пользователя. Это может быть и CD c текстом инструкции. Лично я сразу распечатывал текст и переплетал в виде карманной книжечки, отбросив страницы с самоочевидными вещами. И с книжечкой не расставался, пока работа с камерой перестала требовать особых умственных усилий. Кто учился водить машину, знает, как приходит такой момент. Сейчас с той же целью пользуюсь карманным компьютером «Mio».

Во всех — без единого исключения — фотокамерах есть режим Auto, при котором камера сама все делает за вас. Делать-то она делает, но следует помнить: автомат — дурак. Изображение-то он вам сделает, но без претензий к качеству.

Сюжетные программы (спорт, ночь, портрет, пейзаж и т. п.) — это уже намного лучше. По сути, это заложенные в микропроцессор камеры опыт и знания профессиональных фотографов. Ваша задача только дать знать камере, что именно вы снимаете. Но и тут производители любительской техники пошли настолько дальше по пути ублажения ленивых пользователей, что моя последняя камера сама определяет сюжет!

Однако же только овладев ручными и полупрограммными режимами (если они предусмотрены), вы сможете получать то, что хотите, а не то, что вышло. То, что выходит само собой — обычно не шоколад. Тем не менее, повторю: современные цифровые камеры обеспечивают вполне приличное качество при условии соблюдения инструкции и без высоких затрат мозговой энергии.

Итак, камеру выбрали, на кошке, теще и столетнике отработали навык обращения ней. Можно снимать.

Что?

Скажете, что это не вопрос? Честно: на какой минуте просмотра чужого семейного альбома вы начинаете зевать? Даже если фоты очень приличного качества… Ну, какое вам дело до всех этих дядей, тетей и детей, таращащихся в объектив? У вас своих девать некуда. А все эти виды знаменитых (и вправду — очень красивых) мест? Вы все это уже видали-перевидали, и вообще, на днях сами туда поедете. И то же самое привезете?

Снимки на память — это понятно, они нужны. Но смотреть их интересно только вам и очень вам близким людям: не в самой картинке дело, будь она хоть мятая и корявая, а в том тепле воспоминаний, которое она излучает. Дай вам бог таких побольше!

Но вам же хочется, чтоб и другим было интересно. Как этого добиться? Проще простого: снимать иначе!

Лондон. Машина времени. Посмотрите, что и как снимают вокруг вас в какой-нибудь Венеции-Флоренции: за сущие гроши в любом киоске вы купите открытки с теми же видами, с прекрасного качества изображениями. Вот и купите. А сами, обеспечив запас сувениров, отпустите на волю фантазию: у вас же Цифра! Ну сотрете сотню-другую кадров, делов-то… Зато оставшимися впечатлите ваших зрителей.

Животные. Вот где ультразум очень кстати. К животным трудно приблизиться без того, чтобы они не отреагировали на ваше присутствие и не изменили поведение. С другой стороны, такое приближение часто просто физически невозможно, скажем, в зоопарках. Уже не редкость объективы с 30-кратным зумом (это увеличение 12−16-кратного бинокля).

На угловой Снимок будет совершенно неинтересным, ели вы будете снимать «просто животное»: это лев, это макака, это собака…

Но если вы дадите себе труд (и удовольствие) понаблюдать некоторое время за поведением звериков, вы обнаружите, что они — замечательные артисты. Вам останется только зафиксировать мизансцену. Практически неограниченная многозарядность цифровой камеры при такой съемке — важнейшее преимущество! Животные очень подвижны. Но у вас же «цифра»!

Дети. К этим существам вполне применимы вышеизложенные принципы. А уж если они вместе оказались в кадре, ваш снимок скучным никто не назовет.

Подруженьки Скажете: «Ладно, я купил эту симпатичную „цифру“. А как творить всю эту благодать?»

А вот как… Продолжение следует…

Обновлено 25.07.2015
Статья размещена на сайте 22.01.2011

Комментарии (23):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • снова-здорова.... на полных идиотов автор ориентируется?

  • Аркадий Голод, статья хорошая на мой взгляд, а фотографии (особенно ночная сьемка) просто потрясающие!) Спасибо.

    Оценка статьи: 5

  • Аркадий Голод, спасибо! Может быть благодаря вашей статье меня будут реже заставлять разглядывать очередные 300 скучнейших "семейноальбомных" фоток.

    Оценка статьи: 5

  • Аркадий Голод, спасибо за статью. Очень понравилось и рекомендации нужные есть.
    Сама очень люблю снимать фото, особенно, когда никто не замечает, что я фотографирую. Фото получаются очень живыми. Весной пыталась отснять белку в парке, так она все время срывалась с места, как только я настраивала камеру.
    У меня старый цифровой фотик 2005 года. Честно говоря, в режиме авто он снимает лучше, чем в остальных режимах. В режиме ночной съемки вообще черт знает что получается (одни размытые пятна).
    Еще раз спасибо.

    Оценка статьи: 5

    • Злата Шульц, В режиме ночной съемки снимайте только со штатива и только с задержкой.
      И будет Вам счастье.
      Вот ночной снимок аккурат 2005 года - при соблюдении этих условий.
      Придется, наверно, сочинять третью часть: маленькие хитрости.

      • Аркадий Голод, обязательно напишите третью статью о маленьких хитростях. Я буду ждать. Я теперь вообще вместо инструкций к фотоаппарату Вашу статью буду распечатывать и носить с собой

        Оценка статьи: 5

  • Аркадий Голод, приятно было прочитать,фото с коровой супер!
    Подсмотрено или ...?

    Оценка статьи: 5

  • Анатолий Мервино Читатель 28 января 2011 в 06:57 отредактирован 28 января 2011 в 06:59

    Аркадий Голод, не представляю себе мыльницу с 30 кратным зумом в своих руках. Нет, я, конечно же, представляю её себе чисто умозрительно, на витрине. Без штатива ф/а-м с таким приближением вряд ли получится снять что-то путнее. Ну разве что абстрактные обои для рабочего стола. С 10-ти кратным зумом и то морока какая. Как раз присмотрел себе не плохую, на мой взгляд, камеру. Спасибо, 5 баллов.
    PS Хотел спросить вот о чем. Приходилось ли вам видеть ф/а класса "мыльница" с возможностью управления диафрагмой и выдержкой?

    Оценка статьи: 5

    • Анатолий Мервино, у меня сейчас именно такая: http://club.foto.ru/camera/model.php?mod_id=2170
      Купил в прошлом году. Сейчас есть уже более продвинутая модель HS20...
      Но покупать не спешу: не вижу смысла тратиться из-за нескольких программных улучшений.

      Снять приличный снимок без штатива при 30Х зуме почти невозможно, даже при наличии хорошего стабилизатора, тут Вы правы. Так на то и штатив придуман. В крайнем разе можно что-то симпровизировать.

      Однако, при очень хорошем освещении можно и с рук (при некоторых ухищнениях). Вот эта ворона, к примеру. Не судите строго, просто испытывал камеру на дальнобойность.

      Полное ручное управление есть у всех супер-гиперзумов и незеркалок со сменной оптикой.

  • Нужная статья.. Как заставить себя почитать инструкцию к фотокамере?

    Оценка статьи: 5

  • Хорошо, просто и понятно.
    Какая хорошая фотография с коровой!
    У меня вот похожая, но холодная.

    Оценка статьи: 5