• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Аркадий Голод Мастер

Что может цифровая «мыльница». Зачем и что снимать?

Сравнительно недавно появились в продаже цифровые фотокамеры, но удивительно быстро победили в конкурентной борьбе своих пленочных предшественников и практически вытеснили их с прилавков фотомагазинов и из рук фотолюбителей. Эти заметки предназначены для обычных пользователей цифровых фотоаппаратов, нормальных людей, не обремененных ни избытком финансов, ни избытком желания очень уж углубляться в таинственные и манящие дебри художественной фотографии.

Тем не менее, потратив деньги на камеру, хочется иметь приличные фото. Приличные не только в смысле технического качества — это забота производителя камеры и составителя инструкции по пользованию, но и чтобы получившееся даже в семейном альбоме рассматривалось без зевоты.

Не будем говорить здесь о цифровых зеркальных камерах со сменной оптикой. Оставим их профессионалам и очень продвинутым любителям, способным реализовать заложенные в камеру огромные возможности и знающим, как это сделать. Не будем пока и о незеркалках со сменной оптикой — дело новое и пока редкое, о котором трудно сказать что-то определенное.

Предметом разговора будут «цифромыльницы» (вполне официальный термин, они же «цифрокомпакты») и гипер-… мегазумы с их не шибко компактной, но вполне пристойных габаритов могучей оптикой.

Зачем?

Покупая камеру, стоит подумать о том, как вы ее собираетесь использовать. Для пополнения семейного альбома снимками домочадцев (в том числе и четверолапых), фотками из турпоездок и с пикников/рыбалок (и более занятных вещей, как мы увидим в дальнейшем) возможностей цифромыльниц более, чем достаточно. Мало того, они просто незаменимы в некоторых ситуациях! Мыльница всегда при вас, она мгновенно готова к бою, она не привлекает внимания. Миниатюрности последних моделей позавидовал бы сам Джеймс Бонд…

Если же вы планируете как-то продвигаться в благородном искусстве фотографии, снимать красивые «макро», фотоохотиться (в том числе и за жанровыми сценками), пользоваться светофильтрами и прочим, словом, делать фотографии, а не просто картинки типа «я и Маня в ресторане», то выбор должен быть сделан в пользу ультра- и гиперзумов. Это камеры с 10−20 и более, чем 20-кратным увеличением. Они, при всех своих богатых возможностях, весьма компактны и, не занимая много места в сумке/портфеле (а то и в кармане), могут стать вашими неразлучными спутниками.

В последние годы сформировался еще один «подвид» мыльниц — для экстремальных условий. Согласитесь, аппарат, который можно уронить в салат, сполоснуть под краном и продолжить съемку, нырнув метров на пять, аппарат, сохраняющий работоспособность на жаре и морозе, спокойно переживающий падение на камень (при карманных габаритах и вполне божеской цене) — это Вещь!

Небольшой размер этой статьи не позволяет углубиться в описание конкретных моделей, тем более, что появляются все новые и новые.

Вот адреса лучших, на мой взгляд, сайтов, где можно получить достоверную информацию практически по любой модели: www.dpreview.com (английский); www.club.foto.ru (русский).

Выбрав и купив камеру, очень важно тщательно изучить руководство пользователя. Это может быть и CD c текстом инструкции. Лично я сразу распечатывал текст и переплетал в виде карманной книжечки, отбросив страницы с самоочевидными вещами. И с книжечкой не расставался, пока работа с камерой перестала требовать особых умственных усилий. Кто учился водить машину, знает, как приходит такой момент. Сейчас с той же целью пользуюсь карманным компьютером «Mio».

Во всех — без единого исключения — фотокамерах есть режим Auto, при котором камера сама все делает за вас. Делать-то она делает, но следует помнить: автомат — дурак. Изображение-то он вам сделает, но без претензий к качеству.

Сюжетные программы (спорт, ночь, портрет, пейзаж и т. п.) — это уже намного лучше. По сути, это заложенные в микропроцессор камеры опыт и знания профессиональных фотографов. Ваша задача только дать знать камере, что именно вы снимаете. Но и тут производители любительской техники пошли настолько дальше по пути ублажения ленивых пользователей, что моя последняя камера сама определяет сюжет!

Однако же только овладев ручными и полупрограммными режимами (если они предусмотрены), вы сможете получать то, что хотите, а не то, что вышло. То, что выходит само собой — обычно не шоколад. Тем не менее, повторю: современные цифровые камеры обеспечивают вполне приличное качество при условии соблюдения инструкции и без высоких затрат мозговой энергии.

Итак, камеру выбрали, на кошке, теще и столетнике отработали навык обращения ней. Можно снимать.

Что?

Скажете, что это не вопрос? Честно: на какой минуте просмотра чужого семейного альбома вы начинаете зевать? Даже если фоты очень приличного качества… Ну, какое вам дело до всех этих дядей, тетей и детей, таращащихся в объектив? У вас своих девать некуда. А все эти виды знаменитых (и вправду — очень красивых) мест? Вы все это уже видали-перевидали, и вообще, на днях сами туда поедете. И то же самое привезете?

Снимки на память — это понятно, они нужны. Но смотреть их интересно только вам и очень вам близким людям: не в самой картинке дело, будь она хоть мятая и корявая, а в том тепле воспоминаний, которое она излучает. Дай вам бог таких побольше!

Но вам же хочется, чтоб и другим было интересно. Как этого добиться? Проще простого: снимать иначе!

Посмотрите, что и как снимают вокруг вас в какой-нибудь Венеции-Флоренции: за сущие гроши в любом киоске вы купите открытки с теми же видами, с прекрасного качества изображениями. Вот и купите. А сами, обеспечив запас сувениров, отпустите на волю фантазию: у вас же Цифра! Ну сотрете сотню-другую кадров, делов-то… Зато оставшимися впечатлите ваших зрителей.

Животные. Вот где ультразум очень кстати. К животным трудно приблизиться без того, чтобы они не отреагировали на ваше присутствие и не изменили поведение. С другой стороны, такое приближение часто просто физически невозможно, скажем, в зоопарках. Уже не редкость объективы с 30-кратным зумом (это увеличение 12−16-кратного бинокля).

Снимок будет совершенно неинтересным, ели вы будете снимать «просто животное»: это лев, это макака, это собака…

Но если вы дадите себе труд (и удовольствие) понаблюдать некоторое время за поведением звериков, вы обнаружите, что они — замечательные артисты. Вам останется только зафиксировать мизансцену. Практически неограниченная многозарядность цифровой камеры при такой съемке — важнейшее преимущество! Животные очень подвижны. Но у вас же «цифра»!

Дети. К этим существам вполне применимы вышеизложенные принципы. А уж если они вместе оказались в кадре, ваш снимок скучным никто не назовет.

Скажете: «Ладно, я купил эту симпатичную „цифру“. А как творить всю эту благодать?»

А вот как… Продолжение следует…

Статья опубликована в выпуске 28.01.2011
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (23):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: