Олег Банцекин Грандмастер

Каким будет пользовательский интерфейс будущего?

Смотреть в монитор, двигать мышкой да стучать по клавиатуре — вот удел пользователя компьютера? Нет, постепенно входит в жизнь мультитач — способ управления информацией на экране при помощи движения пальцев.

Все больше появляется приложений дополненной реальности: наложение на изображение реального места фото улицы, здания, дополнительной информации. Например, вы наводите камеру своего смартфона на витрину магазина, и на экране появляется список всех его акций и скидок.

В мае этого года в одном из московских торговых центров даже установили виртуальную примерочную. Подходишь, щелкаешь пальцем — и на тебе уже новый костюм. Пусть это был эксперимент, направленный на отработку технологии, но это уже что-то!

Детям, а точнее геймерам всех возрастов, везет больше других. У них уже есть Wiimote для консоли Wii, позволяющий управлять объектами игры при помощи движения рук в пространстве. Microsoft предлагает фанатам своей игровой консоли XBox контроллер Kinect (в виртуальной примерочной он тоже использовался). Это устройство идет даже дальше — игра начинает реагировать на ваш голос, позы или показываемые изображения.

Тот же Microsoft много вложил в Surface — стол с многопользовательским сенсорным экраном. Презентационного шума было много, но что-то там с этим столом не заладилось. Возможно, оттого что Apple успел предложить несколько доступных пользовательских решений, построенных на мультитаче, — iPhone, iPod и iPad. Поскольку планшеты уверенно превращаются в корпоративный стандарт, то переплачивать за громоздкий ящик уже нет необходимости.

Легким движением руки... Но, пожалуй, лидером в разработке виртуального интерфейса будущего является компания Oblong Industries. В 2008 году был представлен проект G-speak — система управления жестами для совместной работы над документом или презентацией. Тогда разработчики заявили, что он является самым важным технологическим прорывом в истории компьютерных интерфейсов с 1984 года. G-speak, по замыслу создателей, будет полезен в логистике, военных симуляторах и — нефтяники, внимание! — нефтедобывающей промышленности. Отмечу, что в разделе «решения для клиентов» на сайте компании пока пусто. Попробовать инновацию никто не спешит.

Но компания не остановилась на достигнутом и буквально на днях презентовала Меззанин — новый флагманский продукт (от итальянского mezzanine, «надстройка», термин из области архитектуры). В русском языке слово пишется «мезонин», но раз в данном случае это имя собственное, а не архитектурный термин, то cохраняю оригинальное название с буквой «а» и двумя «з».

Меззанин как он есть Меззанин представляет собой пространственную операционную среду, которая предназначена для использования в конференц-залах и на других больших площадках. Ядро системы состоит из трех больших экранов — этакий триптих. По бокам от триптиха еще два вертикально-стоящих экрана и белая доска (whiteboard) на стене слева. Термин whiteboarding не имеет точного перевода на русский язык. Здесь подразумевается вывод на белую доску информации (чертежи, тексты, изображения) для совместной работы. Две камеры расположены так, что одна направлена на доску, а вторая на людей в зале. Причем есть возможность работать в нескольких комнатах.

Допустим, вы работаете над проектом нового здания. Архитекторы, сидя в своем офисе, щелкают на смартфоне эскиз и пересылают его вам на экран. Вы сразу можете дополнить изображения пояснительными надписями — добавить, например, стоимость отдельных блоков сооружения или список материалов, нужных для строительства. И показать заказчику.

Будь как Том Круз! Представить себе новую технологию будет совсем просто, если посмотреть фильм «Особое мнение», в котором герой Тома Круза надевает перчатки, встает перед экранами и начинает размахивать руками, управляя поступающей информацией. Если бы фильм не сняли по произведению Филиппа Дика, можно было бы подумать, что «Особое мнение» — это проморолик Меззанина! Дирижер — вот подходящее слово для пользователя нового интерфейса. Только таких дирижеров будет много.

Правда, отличие от кинообраза есть. Вместо перчаток разработчики предлагают махать волшебными «палочками» (sticks). Дабы не плодить сущности, обозначим «палочку» как пульт. Тут сразу приходят на ум упомянутые в начале статьи джойстики для игровой приставки Wii и технология Kinect от Microsoft. Разработчики Меззанина согласны, что сходство есть, но при этом между игровыми джойстиками и пультами Меззанина есть огромная разница. Во-первых, это точность восприятия — она на порядок выше. Во-вторых, огромное разнообразие действий, которые позволяет выполнить пульт от Oblong. Используя контроллеры, любой пользователь может внести изменения в данные, добавить новые сведения, подчеркнуть важное для себя и поставить это в очередь обсуждения.

Палочка-выручалочка Пульты имеют три грани, причем прикосновение к каждой грани моделирует различные действия. Например, одна сторона позволяет захватывать данные, а другая управлять захваченной информацией. Направив пульт вверх можно превратить его в некий рычаг, чтобы перемещать информационные блоки на экране. Вообразите симфонию, где вместо музыки информация, которой может управлять каждый, кто находиться в комнате. Вы одновременно и музыкант и дирижер, при этом машете палочкой вместе со всеми. Но не выйдет ли какофония вместо мелодии? Вспоминая провал Google Wave, где информация превращалась в хаос, будем надеяться, что у Oblong все продумано лучше.

Почему же нужны пульты, а наши руки не подходят? Как таковая технология существует и позволяет обойтись руками, но дело в цене — очень дорого. И в любом случае будут нужны особые перчатки. Дешевле сделать палочки-пульты.

Основная идея Меззанина — собрать людей в комнате и позволить им совместно работать друг с другом и, например, c докладчиком. Система будет взаимодействовать с любым устройством в радиусе действия — планшет, телефон, ноутбук.

Дирижируем данными!Вот и еще одна причина неудачи Microsoft с его столом — проще обустроить конференц-зал по-настоящему продвинутой платформой, а пользователи будут взаимодействовать с ней при помощи собственных девайсов. Таким образом, основная цель нового интерфейса — полностью изменить коллективную работу. Ты перестаешь просто наблюдать и начинаешь взаимодействовать. Важной частью платформы является возможность разработки собственных приложений — есть SDK и среда разработки.

В заключение отмечу, что некоторые пользовательские решения Меззанина вы можете использовать или даже используете уже сегодня, причем бесплатно. Например, совместная работа над документами в Google Docs и Microsoft Office 365 (раздача лицензий началась). Управления жестами и голосом в не самом популярном, но в самом продвинутом браузере Opera. Жесты, конечно, завязаны на «мышь», но это уже кое-то! Опять же мультитач — как на тачпадах ноутбуков, так и на сенсорных экранах моноблоков и планшетов. В результате мы опять можем собрать некий прототип будущего у себя дом: компьютер с сенсорным экраном, Opera в качестве рабочей среды и Google Docs как инструмент работы над информацией. Нет, это далеко от Меззанина, но зато бесплатно и уже сейчас!

Сами создатели платформы, указывая на отличие своего детища от существующих решений, тем не менее одобрительно относятся к беспроводным джойстикам в игровых консолях или управлению голосом. «Ведь это поможет людям привыкнуть к нашему интерфейсу», — говорят разработчики.

Обновлено 6.07.2011
Статья размещена на сайте 28.06.2011

Комментарии (13):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Олег Антонов Аксакал 7 июля 2011 в 17:22 отредактирован 7 июля 2011 в 17:22

    Все новые примочки всё больше и больше затачиваются на работу с готовой информацией, а не на создание новой. Выделить, переместить, перемешать - это пожалуйста. А попробуйте с помощью этих средств набрать хотя бы страницу текста - и вы тут же вернетесь к клавиатуре. Поэтому новые средства воспитывают потребителей информации. А для созидателей клавиатура не исчезнет до тех пор, пока голосовой ввод не приблизится к ней по скорости и точности.
    Можно, конечно, вместо нажатий клавиш махать руками, только руки быстро отвалятся.

    • Олег Антонов, вы немножко не туда смотрите. Это системы для управления информацией, а не потребления. Вот только, что с конференции вернулся - стандартный набор у лектора: ноутбук да проектор. Акустика фиговая в зале, вопросы и ответы из одного сектора не слышны в другом. Будь там Меззанин - все было намного удобней.

      • Олег Банцекин, именно об этом я и говорю. Системы для управления информацией - перемешивания, перекладывания, перетасовывания, переворачивания, перелопачивания и так далее. Никакой новой информации при этом не производится - используется ранее созданная.
        В статье написано - Например, одна сторона позволяет захватывать данные, а другая управлять захваченной информацией. Направив пульт вверх можно превратить его в некий рычаг, чтобы перемещать информационные блоки на экране.
        Откуда эти самые информационные блоки возьмутся? Наверное, кто-то вооруженный той самой устаревшей клавиатурой сидя за стенкой будет их туда вколачивать. Чтобы человек с "палочкой" мог их красиво перемещать.
        Так что в рамках заголовка статьи "Каким будет пользовательский интерфейс будущего?" не показано вообще ничего. Скорее подходит под вопрос - какие существуют современные презентационные системы или системы коллективной работы.
        Вы можете привести хоть один пример обычной повседневной индивидуальной работы на компьютере, для которой требуется Меззанин? Судя по роликам, выложенным в интернете, Меззанин - типичная презентационная система, точность позиционирования невысокая. Ну и даже если вас все устраивает, попробуйте просто весь день так помахать пультами - назавтра выкините и возьмете клавиатуру и мышь. Так что слухи о грядущей смене пользовательского интерфейса преувеличины.

        • Олег Антонов, о как! То есть интерфейс по вашему это что? И что по-вашему пользовательский интерфейс? Вы видели какой будет восьмая Виндоуз? В IOS какой интерфейс? В микроволновке тоже есть интерфейс, и он совершенно никак не взаимодействует с клавиатурой - вот беда!

          Мышь я выкинул уже два года назад и всем советую. Мышь - это убогий, вредный для здоровья, примитивный инструмент (об этом буду во второй части писать). Что касается клавиатур, то для набора текста никто и не пытается придумать что-то лучше. Но я бы предпочел транскрайбер.

          • Олег Антонов Аксакал 8 июля 2011 в 20:58 отредактирован 8 июля 2011 в 20:59

            Думаю, что определение интерфеса вы можете отыскать сами.
            Интерфейс Windows 8 я посмотрел. Если вам нравится это убожество, когда информация занимает максимум 20% площади экрана, а все остальное - переливающиеся цветные пятна, не несущие никакой информации, то ради бога. Это тот случай, когда при выборе "шашечки или ехать?" выбирают шашечки. Вообще при виде последних продуктов MS у меня все больше и больше складывается впечатление, что как раз-таки эргономикой интерфейса они не заморачиваются.
            И все это чистое выколачивание бабла. Ни в Висте, ни в семерке нет ничего принципиально нового, что невозможно было реализовать в концепции ХР. Поэтому - переходите на новые ОС, только не забудьте MS заплатить. Но только Висту вообще признали провальной, а семерка устанавливается потому, что прекращена поддержка ХР, да и интерфейс все равно похож. А вот с восьмеркой эти товарищи, скорее всего, промахнутся. Все-таки большинству требуется ехать.
            iOS здесь вообще не причем. Это ОС для специфических устройств со своими особенностями, естественно, что там применимы другие принципы построения интерфейса.
            И по поводу микроволновки вы очень ошибаетесь. Если она умеет чуть больше, чем просто подогревать, то там - вот ужас - опять-таки появляется клавиатура.
            Поделитесь, что же можно использовать вместо мыши в графическом интерфейсе?
            Транскрайбер - вы имеете в виду компьютерный цифровой магнитофон, управляемый из текстового редактора? Тогда это такой же изврат, как и Windows 8. Нужен нормальный голосовой ввод, тогда клавиатура умрет.

  • Олег Банцекин, интересненько, любопытненько

    Оценка статьи: 5

  • Олег Банцекин, спасибо за статью! С удовольствием прочитал - люблю различные гаджеты) очень много подобных устройств было на прошлогоднем Yota Space. Работа со звуком, светом, изображением - очень впечатляющая!

  • Главное - чтобы интерфейс будущего не был наскальными пещерными рисунками

    Оценка статьи: 5