Марк Блау Грандмастер

Почему «царь-танк» не появился на поле боя?

В одной из серий кинофильма «Звездные войны» есть впечатляющий эпизод — на войска повстанцев наступают звероподобные танки Империи. Стальные громадины передвигаются на четырех ногах, плюются огнем и ракетами. Кадры эти поражают воображение даже тех, кто понимает, что шагающая машина конструктивно будет гораздо сложнее колесной и, как следствие, куда более уязвимой в бою. Но все же — никакого сравнения с жалкой бронированной повозкой, вооруженной пушкой и пулеметом. Одним своим видом такой боевой мастодонт сражает наповал!

Кстати, когда английские войска в ходе Первой мировой войны впервые применили танки, оказалось, что эти медленно двигающиеся, окутанные дымом бронированные коробки производили немалый устрашающий эффект. Это признавали сами германские генералы. По их словам, будь у наступающей стороны тысяча танков, солдаты побежали бы и фронт удержать было бы невозможно. Британскому танку создавали имидж грозного оружия. Но тысячи танков у англичан не было, а немецкие артиллеристы вскоре обнаружили, что неторопливо ползущие высокие «сухопутные дредноуты» — прекрасная цель.

Британские журналисты постарались вовсю усилить устрашающий потенциал нового наступательного оружия. Появившиеся в журналах фотографии были сняты с такого ракурса, что танки казались гигантскими. Художники, изображая «бронированные чудовища», тоже малость преувеличивали их размеры. Делалось это и для устрашения противника, и для того, чтобы смелость и храбрость своих войск показать.

Так, в 1920 году войска Врангеля попытались «сковырнуть» красные войска на Каховском плацдарме. Известная песня про «Каховку, родную винтовку» поминает именно эти бои. Для прорыва обороны Красной армии были пущены 12 английских танков, 5 из них красноармейцы захватили. Среди прочего (вероятно, впервые в мире), успешно применив против наступающих танков горящую нефть. Картина художника Ивана Алексеевича Владимирова (1869−1947), написанная в 1927 году, изображает это событие не без пафоса. Здесь имеются и героические красноармейцы, и проволочные заграждения, и проламывающий их английский танк. Сам танк изображен нереально огромным. Высотой с двухэтажный дом, не меньше. На самом деле, высота английских танков была около 2,5 метров. Рослые бойцы достаточно легко могли бы на него вскарабкаться. Что они и делали.

Но не пугающие своим видом английские танки стали прототипами современных боевых машин, а разработанные для французской армии невысокие, быстрые и неплохо вооруженные танки фирмы «Рено», Renault FT-17. Организатор танковых войск Франции генерал Жан-Батист Эстьен (Jean Baptiste Eugène Estienne) (1860−1936) сделал свой выбор в пользу Renault FT-17, фактически заблокировав производство на французских предприятиях тяжелых и сверхтяжелых танков. Несмотря на то, что первая атака французских танкистов на немецкие позиции закончилась неудачей, к концу Первой мировой войны многие страны производили танки, подобные танкам «Рено». Самого же Луи Рено французы провозгласили спасителем Отечества.

Последующая история развития танков показала, что главное их преимущество — скорость. Крепкие задним умом, мы считаем этот факт очевидным. И посмеиваемся над неуклюжестью и медлительностью первых бронированных машин, конструкторы которых предпочли высокой скорости сильное вооружение.

Еще большее удивление вызывает один из проектов, который разрабатывался в России. Машина эта, будь она реализована, использовала бы на двести процентов устрашающий эффект танков. Хотя танком с первого взгляда этот колесный экипаж назвать было бы трудно. Так же, как трудно было бы сохранить самообладание в бою, когда на тебя движется чудовище высотой с трехэтажный дом, поливая сверху все живое огнем двух пушек и десятка пулеметов. Девятиметровые колеса позволяют ему без труда преодолеть окопы и проволочные заграждения. Не остановить! А гром и искры выхлопов могучих двигателей заставляет вспомнить о мифическом Змее Горыныче. Или о тех самых шагающих бронированных мастодонтах из «Звездных войн».

Речь идет о проекте танка конструкции Николая Лебеденко. Сам Николай Николаевич чистосердечно предполагал, что создает чудо-оружие. Ведь при помощи таких машин германский фронт можно будет прорвать в одну ночь и таким образом выиграть войну! Впрочем, считать Н. Лебеденко наивным мечтателем было бы неверно. Будучи военным инженером и зная, от кого в Российской империи в конечном счете зависело одобрение или неодобрение любой инициативы, он сумел добиться аудиенции у Николая II. На встречу с императором конструктор привез деревянную модель своей боевой машины, которую приводил в действие заводной пружинный двигатель. Вроде тех, что и поныне заставляют двигаться детские игрушечные машинки. Игрушка умилила царя, Николай II приказал начать финансирование проекта.

Благодаря высочайшему покровительству создание боевой колесницы шло быстро. Расчеты деталей конструкции делал выдающийся математик Н.Е. Жуковский (1847−1921) и его племянники, Б.С. Стечкин и А.А. Микулин, ставшие впоследствии знаменитыми конструкторами авиационных двигателей. Кстати, именно авиационные двигатели Майбаха понадобились для перемещения этого механического чудовища. Двигатели эти сняли с захваченных немецких дирижаблей. В конце августа 1915 года на полигоне под Дмитровом состоялись ходовые испытания, показавшие полную небоеспособность этого типа танков: 60-тонная машина на гигантских колесах попросту застряла в грязи подмосковных болот. Попытки вытащить ее успехом не увенчались.

Выяснился и другой недостаток танка Н. Лебеденко. Могучие колеса спокойно сминали полигонные березки, однако сами были чрезвычайно уязвимы перед огнем вражеской артиллерии.

Проект свернули. Вытащить танк из грязи было невозможно. Так он и ржавел на Дмитровском полигоне, пока в 1923 году его не разобрали на металлолом. Россия не явила миру «Царь-танк», как иногда называли эту конструкцию. Кстати, вполне заслуженно называли, если учесть, что знаменитая царь-пушка так ни разу и не выстрелила, а царь-колокол ни разу не зазвонил.

Обновлено 20.03.2015
Статья размещена на сайте 1.09.2011

Комментарии (27):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: