Андрей Родионов Мастер

Каким бывает голод? Информационным!

Современный человек каждый день пропускает сквозь себя море информации. Восприятие таковой — привычный процесс. Ежедневно окружающий мир с завидной периодичностью и методичностью бомбардирует нас потоками информации разного рода. Порой даже не осознавая этого, многие из нас включают в комнате или на кухне телевизор или радиоприемник «просто так», чтоб что-то «говорило».

Goodluz, Shutterstock.com

«Транспортная психология»

Посмотрите на людей в общественном транспорте, особенно в электричках, автобусах дальнего сообщения или в метро! Ездить с «бананами в ушах», в первую очередь для молодежи, уже в порядке вещей.

Да! Именно метро — один из самых ярких примеров. Меломаны — слушают музыку, любители чтения — уткнулись в покетбуки (электронные книги то бишь), заядлые геймеры давят кнопки на игровых консолях, трудоголики не выпускают из рук планшеты… Знакомая картина?

И чего здесь только не увидишь: от Noname Mp3-player до последних iPod-ов у меломанов; от минималистичных PocketBook 611 Basic до Amazon Kindle DX в руках у книголюбов… А самые изобретательные с нетбуков и даже с ноутбуков умудряются музыку слушать.

Как всегда. Одному достаточно простых компактных и недорогих устройств, без наворотов, лишних приблуд и примочек, как первая из упомянутых читалок. Другой готов последнюю рубаху отдать, только бы приобрести девайс покруче, и неважно, какой процент его функционала будет использоваться! Воистину, «страна чудес и дураков»!

Но не будем отклоняться от темы. Когда поток столь привычной для нас информации прерывается, возникает информационный голод. Человек не может просто так сидеть или стоять! Особенно, если до работы добираться более получаса. А листать виртуальные страницы покетбука, слушать музыку, тискать смартфон (если транспорт позволяет) — благое дело!

Так и проявляется информационный голод. И не особо нужна нам полученная таким образом информация. В данном случае суть и заключается в самом процессе.

Немного про информационный голод

Понятие это существует на стыке психологии и социологии, хоть и используется довольно часто, но в основном как синоним психологического понятия «сенсорная депривация». (Сенсорная депривация — изоляция органов чувств, информационный голод, недостаточность общения. Продолжительное, более или менее полное лишение человека сенсорных впечатлений, обусловленное условиями быта или создаваемое в экспериментальных целях.)

Хочу сразу уточнить, что это понятие несет в себе смысл куда более широкий, чем именно информационный голод. В быту всегда достаточно звуков и иных раздражителей. Тот голод, о котором говорим мы — есть нехватка информации здесь и сейчас, потребность в ее получении.

При этом, сенсорную депривацию и информационный голод, как один из видов ее проявления, упоминают во многих трудах, посвященных одиночеству. (Одиночество — совокупность эмоций, которые возникают в ответ на дефицит (количественный и качественный) социальных контактов; болезненное, острое переживание, которое выражает определенную форму самосознания и свидетельствует про нарушение системы отношений и связей личности с внешним миром.)

В итоге: пример метро — частный случай. Вокруг много людей, но каждый сам по себе. В это среде нет общения, кроме минимально необходимого. А значит нет и циркуляции информации.

Чтение, прослушивание музыки и другие занятия — это способ «замкнуться на себе», подчеркнуть обособленность и, одновременно, компенсировать нехватку информации, которую не дает совокупность таких же закрытых людей.

Мобильные гаджеты, цифры и информационный голод

Откопал недавно в Сети любопытную публикацию — «Основные итоги мониторинга пользовательской базы мобильных устройств и гаджетов в московском метро». По приведенным цифрам, с плеерами ходит подавляющее большинство. Целых 62 процента! На следующей позиции любители почитать — 32,4 процента пассажиров ходят с покетбуками.

Хмм… Несколько лет назад читалки имели единицы. Эти девайсы становятся все более «социальными» — и доступными, и популярными. Немного отстают в рейтинге владельцы смартфонов: они есть у 32 процентов. (Да, сумма процентов больше ста. Это потому, что один человек может постоянно носить больше одного из упомянутых устройств.)

И если уж читать, то лучше не рекламу, а хорошую книгу с новенького простенького покетбука 611 в базовой комплектации (из современных читалок только такие и можно читать в метро — и девайс надежный, и цена невысока). Или с другого покетбука — популярность этих девайсов, а значит спрос и предложение, растут-то с каждым днем. Только не забывайте, что чтение в таких условиях как-никак вредно.

А теперь — несколько гиперболизированный пример. Что же будет с современным молодым человеком, если отнять у него компьютер с Интернетом, все книги и телевизор? Он на стенку лезть будет со скуки!

А вам знакомо чувство информационного голода?

Обновлено 23.01.2012
Статья размещена на сайте 21.01.2012

Комментарии (17):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Просто заполняется пустота, убиваеться время - в большинстве случаев или дань моде. Ну не подойдешь же в метро к совершенно постороннему человеку и не спросишь у него как дела, семья и т.д. А в большинстве своем эта информация нам не нужна, если только ты не ученый и не читаешь реферат по теме или студент, которому не хватает времени на нужную информацию. Все остальное - пустое и забывается, как только начал заниматься другим делом. А вообще так полезно иногда ни о чем не думать. Слишком ненужной и навязчмвой информации сыпется нам сейчас на голову. Я прочитала в свое время кучу книг, а сейчас или надо перечитывать все заново или забить на все, потому что половину не помню, только самые яркие впечатления. Но, в надежде на мозг, самый умный орган в нашем бренном теле, ненужная информация стирается и так и слава богу.

    Оценка статьи: 5

  • Андрей Родионов, вообще-то речь скорее - о голоде сенситивном. Тому свидетельство - реплики в комментариях, именно жажду ощущений, желание пережить какие-то чувства испытывают люди, а вовсе не потребность в информации. ))) Каковую можно рассматривать как включение сенситивного голода. Особенно это относится к ТВ))

  • Комментарий скрыт
    • Вениамин Барто,
      Cогласен полностью, кроме прогноза, что это пройдет. Сомневаюсь. Затягивает это. Я как-то подумал однажды на отдыхе "Почему где-то на пляже, в горах, на даче, в лесу отдыхаешь за неделю, а в городе в будни нет?" Мне кажется как раз потому, что прерывается информационный прессинг. Представьте, к примеру, что из 10 основных TV каналов "закрыты" все... Через пару дней покажется, что Жизнь не так уж и плоха, как вещают СМИ.

      Оценка статьи: 5

  • Андрей Родионов, а где надпись "статья публикуется на правах рекламы"?

    На мой взгляд, тема поднята важная, но совершенно не раскрыта. Так что же будет, если взять выборочно вагон метро, и всех его пассажиров лишить гаджетов и газет?

    Я думаю, будет следующее: сначала люди будут читать рекламу и надписи на стенах вагона. Кто-то уснёт, кто-то будет тупо смотреть в окно. Но рано или поздно, если люди будут находиться в этом вагоне достаточно долго, между ними неизбежно начнётся общение!

    На эту тему есть пьеса Виктора Шендеровича «Вечерний выезд общества слепых». Ну вот, и я туда же - в рекламу ударился

  • Конечно читали. Ведь такое и раньше было, только тогда подобными понятиями не оперировали!

    Реклама - это то, что читают в метро те, кто не взял что то с собою. Статья про кормление аллигаторов, по вашему, тоже реклама аллигаторов? )

  • В метро читали всегда, даже когда небыло никаких гаджетов, а только печатные книги и газеты. А в статье просто скрытая реклама конкретной читалки.

    Оценка статьи: 3

  • Любой голод надо утолять разумно - не конфетками и шавермой. А информационный часто удовлетворяется именно так - чтобы поменьше думать самому и полегче глоталось. При таком потоке и доступности информации все-таки нельзя сказать, что люди стали более начитанные, лучше излагают свои мысли, умеют анализировать информацию и делать собственные выводы - парадокс)))

    Оценка статьи: 5

  • Комментарий скрыт
  • Комментарий скрыт
    • Елена Каширина, может, в какой-то степени и так, только вот лично я убежден, что современный человек, тем более выросший в условиях современного города, не воспринимает все вышеперечисленное как стресс. Некоторые в транспорте даже кимарят. Не думаю, что это от стресса! ИМХО

      • Андрей Родионов, кстати кимарят именно от стресса, от хронической усталости и от желания "уйти в себя". Читают тоже чаще всего не из-за хронического информационного голода, а скорее от бегства от реальности. Ушел в себя или погрузился в книгу, глядишь, Твоя станция!

        Оценка статьи: 5

  • Хорошая статья. Процесс затягивает, информационная матрица ведь работает как пылесос. Если без оглядки глотать все, что она предлагает, можно разумом съехать. Многие от этого быстро устают, и добровольно садятся на диету. И , скажу, не очень-то страдают.

    Оценка статьи: 5

  • а мне кажется что людям банально скучно, а от скуки и думают чем заняться. или просто время убивают, не испытывая никакого голода.

    • Андрей Родионов,а у продуктового магазина "Пятерочка" в нашем микрорайоне примерно в 8-9 утра в любую погоду всегда стоит толпа бабушек-дедушек в очереди за газетой с местными новостями, которую специально распространяют среди них бесплатно. Бабушки-дедушки очень рады пообщаться друг с другом, а так же получить бесплатную газету для чтения. Про гаджеты, компы, ноутбуки они не знают, а как по старинке утоляют свой информационный голод, совмещают полезное с приятным.

      оценка статьи 4

  • Комментарий скрыт
  • Я постоянно испытываю информационный голод. Я обожаю читать книги, люблю общение и статьи в интернете. Учитывая, что у меня постоянно вырывают книжки дети, муж требует внимания, я никак не могу утолить этот голод. Мне кажется, что в мире столько всего интересного и нового.

    Оценка статьи: 5