Андрей Родионов Мастер

ГЛОНАСС: новое – хорошо забытое старое?

Первый спутник GPS был выведен на орбиту в 1973 году, системы ГЛОНАСС — в 1982. То был период поляризации мира, молчаливого противостояния меж двумя сверхдержавами, которые поигрывали мускулами, наращивая объемы вооружения и развивая технологии. Позже ГЛОНАСС куда-то «пропала». Об этой системе не забыли, но вновь заговорили о ней сравнительно недавно.

michaeljung, Shutterstock.com

ГЛОНАСС вновь на слуху

Рынок переживает бум устройств, поддерживающих работу с ГЛОНАСС. Первым смартфоном с поддержкой сигналов ГЛОНАСС в мире стал МТС 945 ГЛОНАСС, релиз которого состоялся в апреле 2011 года. Устройство получилось неудачным как по качеству навигации, так и по стоимости.

Следом за ним, в мае на рынке появилась первая модель автомобильного навигатора с поддержкой ГЛОНАСС — Lexand SG-555. Залогом успеха этого навигатора стала его гибридность, то есть возможность принимать сигналы и GPS, и ГЛОНАСС одновременно.

Устройств, работающих кроме GPS и с ГЛОНАСС, множество: некоторые модели автомобильных навигаторов от Garmin, Explay, Digma, Prology, туристические навигаторы Garmin серии eTrex, персональные и автомобильные трекеры, автомобильные видеорегистраторы, многие модели мобильных телефонов (с ГЛОНАСС уже умеют работать смартфоны от Apple (iPhone 4s), Nokia (серия Lumia), некоторые HTC, Huawei, Samsung и даже несколько китайских Android-фонов).

И отечественные, и зарубежные производители активизировали свои усилия в этой сфере. Выпуск Lexand SG-615 HD закрепил успех фирмы-пионера на рынке. Среди пятидюймовых навигаторов конкуренцию этой модели составляет лишь Navitel NX5223HD Plus.

Почему так?

Одна из первых причин — выделение продукции на рынке за счет улучшения характеристик. Как ни крути, но GPS навигаторы лучше уже не станут.

Чего нужно владельцу навигатора? Точность определения координат, быстрый холодный старт, стабильность приема сигнала, оптимальность расчета маршрута, детализированные карты и, в зависимости от запросов и условий эксплуатации — дополнительные опции, наподобие FM-трансмиттера, Bluetooth или GSM модуля.

По сути, GPS устройства от разных производителей отличаются только техническими характеристиками и дополнительными опциями. Потребительские характеристики (точность и стабильность приема, время старта) у них примерно одинаковые.

Давайте вернемся к нуждам пользователей навигаторов. Работа с маршрутом и картами — задача навигационного ПО. Дополнительные опции на то и дополнительные, чтоб без них можно было обходиться.

Остается точность координат, время старта и стабильность приема. Каждый производитель стремится сделать свое устройство лучше, чем у других — в этом и заключается конкурентная борьба. И делают они это за счет приема сигналов другой навигационной системы — ГЛОНАСС.

Весь секрет в количестве спутников, доступных гибридным устройствам. Орбитальные группировки GPS и ГЛОНАСС насчитывают по 24 спутника. Для начала работы нужно установить связь как минимум с четырьмя не из 24-х, а из 48 — за счет этого уменьшается время старта.

Считается, что чем больше спутников «видит» навигатор, тем выше точность определения координат. Это не совсем так. На точность влияет не только количество спутников, но и их расположение. Американцы ведь настраивали спутники в первую очередь для себя, поэтому так называемую геометрию спутникового созвездия на территории России хорошей назвать было сложно. Сигналы от ГЛОНАСС позволяют ситуацию значительно улучшить.

Перейдем к стабильности приема сигнала. Проблемной навигацию в мегаполисах делает плотная застройка высотными зданиями, которые заслоняют значительную площадь неба. А в той узкой полосе, которая остается, должны находиться четыре спутника. Снова на выручку GPS приходит ГЛОНАСС со своими космическими аппаратами.

Другая причина — государственное лобби ГЛОНАСС.
Широкое использование данных системы ГЛОНАСС в навигационных устройствах — очередной шаг к возрождению системы. Первым реальным шагом было восстановление орбитальной группировки в начале 2010 года.

Вскоре после этого на сайте Федерального космического агентства России была размещена информация о программе «ЭРА ГЛОНАСС» (ЭРА — сокращенно от «экстренного реагирования при авариях»). Указывалось, что «Транспорт, оснащенный этим блоком (блоком ГЛОНАСС навигации), сможет в автоматическом режиме в случае ДТП сообщать о месте и характере ДТП на ближайший диспетчерский центр МЧС или аварийной службы, а они смогут быстро и оперативно выслать всю необходимую помощь».

Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 26.01.2012 № 20 регламентирует порядок оснащения ТС, осуществляющих перевозки пассажиров и опасных грузов «аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS». Положение о лицензировании утверждено Постановлением Правительства Р Ф от 02.04.12 № 280.

Хочешь лицензию на перевозки получить — будь готов пройти «проверку ГЛОНАССом». В топовую комплектацию Lada Priora и Lada Kalina также устанавливают ГЛОНАСС/GPS навигаторы.

Производится модернизация наземного компонента системы, замена космических аппаратов на новые, с улучшенными характеристиками.

Тенденция отслеживается четкая: эти общегосударственные проекты и программы направлены на поддержку и обеспечение развития ГЛОНАСС, но и они не дают ответа на вопрос «Почему за ГЛОНАСС взялись?»

Причина третья — глобальная — развитие собственной системы, уменьшение зависимости от «чужой» GPS.
Как же это так, иметь в своем распоряжении одну из функционирующих систем навигации в мире и не пользоваться ею в полном объеме? Все спутники были выведены на орбиту в 1995 году, но в насыщенную событиями вторую половину 90-х о ГЛОНАСС мало кто вспоминал.

Может, этой системой и продолжали пользоваться военные — наверняка неизвестно. Не зря в этой системе, как и в любой другой, предусмотрены шифрованные каналы высокой точности.

Очевидно одно — высшее военно-политическое руководство РФ приняло стратегическое решение реанимировать отечественную навигационную систему. Решение это лежит сугубо в геополитической плоскости.

В виду решений и указов за ГЛОНАСС взялись в 2001 году, когда еще никто не думал, что США будет размещать элементы системы ПРО в Румынии и Польше, о выходе Грузии из СНГ и сближении с Америкой или об обострении отношений с НАТО.

И еще одно: известно, что в случае военного конфликта одной из первых «погибает» система сотовой связи. Кто сказал, что GPS будет функционировать как прежде? А вдруг волевым решением американского президента лишь спецприемники смогут принимать шифрованные сигналы GPS? А ведь навигация нужна всем без исключения видам и родам войск.

Вывод

Система ГЛОНАСС была разработана стахановскими темпами, сегодня такими же темпами идет ее возрождение. Несколько негативные последствия этого возрождения ощутили на себе перевозчики — для них это дополнительные растраты.

Сводится все к тому, что в скором времени ГЛОНАСС ни в чем не будет уступать GPS. У принимающих решения свои стратегические замыслы, а у пользователей гибридных устройств своя маленькая радость — улучшенные, по сравнению с GPS, характеристики навигаторов.

Обновлено 28.06.2012
Статья размещена на сайте 26.06.2012

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Виктор Платонов Виктор Платонов Профессионал 2 ноября 2012 в 10:34 отредактирован 2 ноября 2012 в 10:38

    Линда, не совсем так. Причина в микрокомпонентных деталях. К примеру, раньше повсеместно использовались микрочипы GPS, основных было 2 - это Sirf(3 или 4) и MTK, есть и другие, но эти два стали стандартом де-факто. Сейчас на рынок вышли практически такие же по цене, но более функциональные по возможностям, поддерживающие все 4 спутниковые навигационные системы. Пионером обещалось стать КБ "Навис", мы ждали их два года. Но финская компания ST Microelectronics тихо и без громких заявлений просто взяла и разработала за полгода универсальный чип. И его рабочие качества меня и многих других, куда более серьезных специалистов, честно говоря, приятно удивили.
    И смысл в том же айфоне ставить уже порядком устаревшие компоненты, когда есть возможность сделать и устройство более функциональным, и рекламно-пиарный ход - типа мы крутые! А наличие ГЛОНАСС и, следовательно, пропуск на российский рынок - приятный бонус. Мы поглощаем не так много айфонов, потому не ради нас подерживается ГЛОНАСС.
    И еще техническая деталь - при одновременной работе двух систем нужно чуть больше спутников - например, уже не 4 одной системы, а 5 двух систем, к примеру 2Г+3G, ну или наоборот. Но в любом случае гораздо проще найти 5 спутников двух систем, чем 4 - одной.

  • Хорошо всё расписано. Только уточнение.

    Вроде бы яблофоны и иже с ними ГЛОНАСС научились понимать не по доброй воле, а по закону, который то ли разрабатывают, то ли уже приняли. Там что-то про запрет импорта устройств без ГЛОНАССА.

    Плюс среди караул-либералов популярны пляски на ГЛОНАССе. Кажется, даже главный эксперт Латынина раскритиковала ГЛОНАСС, как недоработанную и бесполезную вещь созданную для отмывания денег etc. При этом вроде как китайцы пилят свою систему навигации. Правда, об этом печему-то принято стыдливо умалчивать.

    Оценка статьи: 5

  • Небольшое противоречие: вначале статье есть утверждение, что GPS улучшить нельзя, а в середине - что хорошая "геометрия" - только для территории Штатов. Налицо выход: улучшить геометрию для остальных территорий.