• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Марк Блау Грандмастер

Как изобретали швейную машину?

В центре Вены, на Карлсплац, посреди зеленого скверика стоит бронзовый бюст, тоже изрядно позеленевший. Бюст поставлен в память Йозефа Мадершпергера (Josef Madersperger) (1768−1850), изобретателя швейной машинки.

Zhukov Oleg Shutterstock.com

Надпись на этом памятнике удивила меня, так же как и даты, свидетельствующие о том, что швейная машинка была изобретена во времена Наполеона. А если учесть, что имя Мадершпергера было мне не известно, в голову закралась мысль, что Австрия, вроде давнишнего Советского Союза, устроила в свое время битву за приоритеты в науке и технике. А дошлые историки отыскали в архивах забытого изобретателя, который всем говорил, что хочет изобрести швейную машину, и у которого дальше эскизов и чертежей дело не пошло.

Но оказалось, что дело обстояло и сложнее, и интереснее. Процесс создания швейной машинки был отчасти похож на процесс изобретения самолета, у которого, строго говоря, нет одного-единственного изобретателя. Те же братья Райт — не первые и не последние в целой шеренге героев-первооткрывателей и смельчаков-испытателей из разных стран.

Точно так же среди тех, кто пытался механизировать труд портных — изобретатели и механики из самых разных стран. Первым в этом строю стоит Чарльз Вейсенталь (Charles Weisenthal). Фамилия сразу же выдает в нем немца Карла Вайзенталя, эмигрировавшего из Германии в Великобританию. В 1755 году он получил британский патент на необычную иглу. У иглы этой было два острых конца, а ушко для нитки находилось посередине. Такую иглу можно было бы использовать для шитья с помощью специального механизма. Сам же этот механизм, скорее всего, так построен и не был.

В 1790 году англичанин Томас Сент (Thomas Saint) получил патент на первую в мире швейную машину. Сама машина не сохранилась, но по дошедшим до нашего времени чертежам смогли собрать ее модель. Машина эта сшивала ткань или кожу. Судя по всему, ее как раз и использовали для пошива сапог. Иглы в машине не было, дырки проделывались специальным шилом. Через них вручную протаскивалась нитка. Затем ткань или кожа сдвигались (опять-таки вручную) вперед на длину стежка. Снова делалась дырка, нитка на этот раз пропускалась снизу вверх.

Я не для красного словца сравнил изобретение швейной машинки с изобретением самолета. Еще на заре авиации стало ясно, что не следует копировать крылья птиц и создавать махолеты. Точно так же изобретатели швейных машин постепенно стали понимать, что их изобретение не должно копировать действия человека-портного. Уже упомянутый Йозеф Мадершпергер, которого австрийцы почитают как изобретателя швейной машины, всю жизнь и все свои средства положил на создание, пожалуй, самого сложного «механического портного». В 1815 году он подал патент на швейную машину, а затем бОльшую часть своей жизни занимался ее совершенствованием. В 1841 году опытный экземпляр этого агрегата был представлен на промышленной выставке и получил там бронзовую медаль. Этим дело и кончилось. Единственный экземпляр швейной машины Й. Мадершпрегера находится нынче в Венском техническом музее. И, кстати, в рабочем состоянии!

Одна из любимых баек патентоведов — история о том, что изобретатель швейной машины И. Зингер запатентовал не саму машину, а швейную иголку с отверстием для нитки у острого конца, и уж этот патент никто не смог обойти. Эта байка весьма далека от реальности. Не И. Зингер изобрел иглу, которая до сих пор «трудится» в швейных машинах, а Йозеф Мадершпрегер. Он первый использовал такую иголку в своем «механическом портном».

Приблизительно в то же время француз Бартелеми Тимонье (Barthelemy Thimonnier) (1793−1857) построил первую в мире действующую швейную машину, и не одну. Тимонье предполагал получить правительственный заказ на пошив военной формы. По его мнению, для такого массового производства стоило оборудовать «механическими портными» специальную мастерскую. Машина Тимонье была сделана из дерева и использовала специальную иголку с крючком на конце. Иголка прокалывала ткань, крючком захватывала нить и протаскивала ее через сделанное уже отверстие на другую сторону ткани, образуя петлю. Через эту петлю проходила следующая, фиксируя таким образом, предыдущий стежок. Машина Тимонье считается первой действующей швейной машиной. Самолет наконец-то оторвался от земли! Но… Прослышав об изобретении Тимонье, соседи-портные, боясь потерять свой заработок, сожгли мастерскую со всеми установленными в ней машинами.

В 1834 году свою швейную машину спроектировал американский изобретатель Уолтер Хант (Walter Hunt) (1796−1859). Фактически здесь уже были все узлы современной швейной машины: специальная игла с ушком у острия, две шпули с нитками, находящиеся по разные стороны от сшиваемых кусков ткани, и челночный механизм, фиксирующий стежок, протаскивая вторую нить через петлю сделанную из первой нити.

Хант запатентовал свое изобретение, но так и не создал действующую швейную машину. Почему? Он боялся, что такая машина лишит работы множество женщин-швеек. Безработица! Социальные потрясения! Проклятия изобретателю как главному виновнику всех бед! Оно ему нужно?

Тем более что в голове Ханта идеи буквально роились. Он оказался одним из первых изобретателей автоматического оружия, придумав механизм перезаряжания для винтовки Винчестера. А еще в 1849 году он придумал английскую булавку, которой мы пользуемся до сих пор. Почему же булавка «английская», а не «американская»? Да потому что англичанин Чарльз Роули (Charles Rowley) обогнал Ханта, запатентовав в Англии его изобретение под своим именем.

Запреты и самозапреты в науке и технике бессмыслены и бесполезны. Всего через 10 лет после Ханта, в 1844 году, другой американец, Элиас Хоу (Elias Howe) (1819−1867), запатентовал и изготовил швейную машину, делавшую двойную строчку со скоростью 300 стежков в минуту. С такой скоростью ни один портной работать не мог бы.

Казалось бы, теперь можно начинать выпуск швейных машин и ожидать, что покупатели повалят за новинкой валом. Ничего подобного не произошло. Портные приглядывались, вздыхали, чесали затылки, но 100 долларов — изрядные в то время деньги — выкладывать не желали. В растройстве чувств изобретатель покинул США и уехал в Великобританию.

Когда через несколько лет он вернулся, его ожидал неприятный сюрприз. Некто Исаак Мерритт Зингер (Isaac Merritt Singer) (1811−1875) уже успешно продавал швейные машины собственной, как он утверждал, конструкции. Между тем, Хоу увидел, что в машине Зингера использованы все его изобретения. Технические новшества Зингера состояли в том, что он снабдил швейную машину Хоу столиком, «лапкой», которая прижимала материал к рабочей поверхности, и ножным приводом, благодаря которому швея могла работать обеими руками. Кроме того, в своей машине Зингер использовал иголку с ушком у острия, которой не было в машине Хоу.

В 1854 году Элиас Хоу подал в суд на компанию И. Зингера и выиграл тяжбу. С каждой проданной швейной машины компания Зингера должна была перечислять ему 25 долларов.

Впрочем, это не помешало И. Зингеру и его компаньону стать миллионерами. А швейная машинка, вопреки страхам Уолтера Ханта, дала многим тысячам человек достойный заработок, а миллионам — дешевую и качественную одежду.

Статья опубликована в выпуске 29.07.2012
Обновлено 12.06.2021

Комментарии (41):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Прелестная статья. И вещь того стоит - скольким людям она дала работу! Вешь не менее монументальная, чем изобретение пороха, только пользы больше. (Прикинь, Марк, - весь Китай сидит за швейными машинками и строчит! У меня статья (плохая) есть в архиве - там как Исаак Зингер женился на статуе свободы. Его жена Бойд, якобы, была для нее моделью. Это последняя-распоследняя. А так у него их целая куча была. Одних законных детей 18 человек от четырех жен, и еще двое бастардов. Мужик - бычара, 1.93 см ростом! Вы не поверите, но есенинская Айседора Дункан имела ребенка от сына Зингера. Вообще 16 детей еще живы и здоровы. Многие дочери старого шнайдера стали графинями лучших домов Европы. Изабелла была сначала принцессой Монбельяр, потом графиней Полиньяк, а потом стала лесбийской подругой тоже большей знаменитости. Вторая дочь покончила с собой. Одна из жен судила его за полигамию, а одну из них он посадил в дурдом пожизненно. Тот еще Зингер был! После его смерти вся эта свора сцепилась за наследство. Кажется, до сих пор судятся. А Китаец строчит...А я пишу тебе спасибо за статью.

    Оценка статьи: 5

    • Лаура Ли, а сто двадцать лет назад во всю начали строчить американцы. Я на тему могучего Зингера вышел, когда писал про Ливая Страусса. У него сперва работали портные-надомники, а тут как раз вышла в широкую продажу швейная машинка. Стало возможным организовать швейный цех. Там, кстати, была та еще сегрегация: китайцев на работу не брали (что удорожало производство). И фирма гордилась тем, что применяет исключительно "белый" труд. Вещь в нынешних США абсолютно немыслимая.
      Впрочем, я подозреваю, что большая часть белых портных у Страусса была евреями.

      • Марк Блау,строчили еврейки-иммигранты из Европы. Прямо с Эллис-Айленд и в мастерские к Исааку. Тогда он построил огромный дом-фабрику и там произошел пожар. Многие работницы погибли. Начались восстания, отсюда, собственно, и пошло революционное феминистское красное движение. (Не зря кто-то из его детей возглавил французскую компартию). В это же время случилось восстание на чикагских бойнях. Собственно, бойни и подарили миру Первое мая, но не без помощи фабрики Зингера, хотя с ним не все так однозначно - он был большой меценат сейчас мало кто знает, что первая высотка Нью Йорка была построена Зингером и до поры считалась самым высоким зданием города. Он же создал парк в совершенно жутком районе, много средств дал на синагоги города. Не совсем типичный капиталист. Баб обожал, водку пил, деньги раздавал...
        Кстати, белый труд: на бойнях при штате в 20-25 тысяч человек, не было ни одного черного. Белые (поляки, немцы, чехи) стояли на забое, китайцы на разделке, а латинос использовались только там, где к мясу на требовалось руками прикасаться. Женщины стояли на упаковке только.
        Кстати, послезавтра будет готовщина как на бойнях убили последнего в истории чикагских бойнях барана в 1971 году. А земля там до сих пор пахнет кровью и навозом - закатывают под асфальт, и все никак. Так что послезавтра давай лехайнем за барашка.

        Оценка статьи: 5

  • Где-то встречал, что, в отличие от штатовского ZINGER у немецкого SINGER довоенных времен вал (в основании) был сделан из какого-то редкого сплава, из-за чего эти машинки очень ценились. Проверить можно магнитом. Правда, не совсем понимаю - зачем, как и многое немецкое (к примеру, у меня есть работающий электрогенератор постоянного тока 1939г - и зачем такой качественный было делать??).

    Оценка статьи: 5

  • Марк Блау Марк Блау Грандмастер 1 августа 2012 в 19:28 отредактирован 1 августа 2012 в 19:28 Сообщить модератору

    И возвращаясь к прекрасному. Вот такая "фреска" изображена в Иерусалиме на внешней стене магазина, торгующего швейными машинками "Бернина"

  • Класс! Недавно была статейка про платье сарео. Ни одного шва. Опять англичане сами себя лишили работы. Чем думают?

  • Жгучесть историй изобретений не уступает криминальным. Мне часто по прочтении таких статей приходит в голову такой закидон. Почему, когда давно изобретены швейная машинка, виртуозные вязальные автоматы, застёжки-молнии и много,много такого подобного, продолжаются дикие первобытные войны, революции?
    Тема статьи знакома изнутри: доводилось и рацухи внедрять лично под неодобрительный хор и солистов-недоброжелателей, подавать заявки на патенты и получать их, за которые сейчас местами неловко за мелочность.
    Бес изобретательства преследует до сих пор на уровне "Маленьких хитростей" и "Мастеру на заметку" из "НиЖ".
    Недавно статья на такую тему была здесь. Автор Шамиль Сабитов. Эта тема заслуживает продолжения разными авторами, желательно из личного опыта результативности на этом поприще.

    Оценка статьи: 5

  • Марк Блау Марк Блау Грандмастер 29 июля 2012 в 06:40 отредактирован 29 июля 2012 в 06:43 Сообщить модератору

    Редакторам большое спасибо. Замечательную заглавную картинку отыскали!
    Швейная машинка вообще любимый художниками предмет

    Вот картины Майкла Тейлора (Michael Taylor)
    Женщина со швейной машинкой

    • Марк Блау, какой забавный сюжет. Нарисовано со стороны швеи, а женщина тут так - в гости зашла и сейчас нитку запутает... читать дальше →

      • Марианна Власова, ага а еще типичная для этого художника искривленная изометрия, навивающия атмосферу волнения и безпокойства.
        Значение открытых ножниц следует проверять в культурном контексте художника. То что я нашел, в американской традиции, открытые ножницы во сне, к соре между близкими или к ревности между супругами.
        Что еще знаково - фамилия художника Тейлор = Портной

        Оценка статьи: 5

      • Марианна Власова, ну да - машинку же крутят правой рукой.. Кстати, на "талию", обычно, одевают колечко из ткани - для булавок, когда предварительно не наметывают, а "собирают" на булавках.

        Оценка статьи: 5

  • И швейная машинка без женщины.

  • Марк Блау, спасибо за статью! Было интересно! Я почему-то всегда думала что, основной изобретатель швейной машинки - Зингер, спасибо, что расширили мои познания в этом вопросе.

    Оценка статьи: 5

  • В 1854 году Элиас Хоу подал в суд на компанию И. Зингера и выиграл тяжбу. С каждой проданной швейной машины компания Зингера должна была перечислять ему 25 долларов.

    Чем дело кончилось? так и платят?

    Оценка статьи: 5

  • Людмила Ливина Людмила Ливина Профессионал 29 июля 2012 в 20:36 отредактирован 29 июля 2012 в 20:37 Сообщить модератору

    Статья - чудо. И картины тоже. А про Майкла Тейлора можно отдельную статью? Это имя мне раньше не встречалось.
    Кстати, о зингеровской машинке. У меня хранятся 2 раритета - бабушкина ножная(на резной чугунной подставке, там даже год отлит 1893) и прабабушкина ручная, там челнок еще челнок по форме - цилиндр с сужающимися концами. В отличие от современных машинок, эти удивительно некапризные. Шьют все, что угодно: хоть кожу, хоть шифон. И перенастраивать не надо.

    Оценка статьи: 5

    • Людмила Ливина, автомобиль должен служить также долго, как швейная машинка Зингера с редкой заменой изношенных шин и пр.

      Оценка статьи: 5

      • Сергей Дмитриев, ну вы хватили. Автомобиль - средство потребления, а швейная машинка - средство производства.

        • Марк Цер, с каких это пор авто стал средством потребления? До сих пор был всё средством передвижения. Но я "хватил" умышленно-сознательно и не так всё далеко одно от другого.
          В автомобиле много деталей, которые могут служить не меньше швейной машинки. Диски колёс, стёкла, можно ещё подобрать в список. Производство автомобилей недопустимо затратно с т.з. общественных затрат. Один английский дизайнер утверждает, что автопром не изменился со времён Форда и идёт по пути всё большего усложнения. Это дизайнер предлагает блочное упрощение кузова и других узлов.
          Новые варианты дисков колёс, стёкол мизерно отличаются от старых, как и многие другие детали. Места для упрощения и стандартизации, для долговечности изделий ещё много.

          Оценка статьи: 5

          • Сергей Дмитриев,

            "До сих пор был всё средством передвижения"

            это вы потребители так думаете, а мы производители думаем, что автомобиль должен сломаться сразу по окончании гарантийного срока. Иначе куда девать огромные кучи запчастей, работников автопрома и кучи произведённого автохлама, пылящегося в салонах под открытым небом.

  • Спасибо за подсказку. Нашла картины Тейлора, восхитилась. Но статью все-таки напишите. У Вас классно получается.

    Оценка статьи: 5

  • И вернулось изобретение Зингера в Европу... думаю, теперь шведы его не выпустят.